Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Об ошибках вожатых в области полового воспитания пионеров




2. Об ошибках вожатых в области полового воспитания пионеров

 

Вожатые часто и не догадываются, как много вреда приносят они нечаянно, без всякого злого умысла, своими действиями в этой хрупкой и сложной области. Казалось бы, что опасного может быть в ласковости, нежности при подходе к пионерам, пионеркам? Однако в переходный возраст (а это и есть пионерский возраст, возраст перехода к половой зрелости) излишняя ласковость чрезвычайно нежелательна. Сам вожатый не замечает, как больно царапает он этой ласковостью самые чувствительные места у подростков.

Вожатый Л., работавший в отряде, где треть пионеров состояла из девочек, с изумлением заметил разброд в своем отряде, странные группировки среди детей, почувствовал, что теряет влияние над детьми. В чем дело? Оказывается, он переусердствовал со своими ласками. Особенно ласково — бессознательно, конечно, — он гладил тех ребятишек, которые были ему более симпатичны. Появилась ревность, «любимчиков» стали травить, на вожатого исподтишка посыпались сплетни.

Мальчики обвиняли его в особом пристрастии к девочкам; те наоборот заявили, что он их ненавидит, презирает, но и те и другие с одинаковым ожесточением преследовали ребятишек, пользовавшихся особым благоволением вожатого. Отряд раскололся, и вожатый должен был уйти, притом без всякой субъективной вины, так как на самом деле у него не было в отряде ни одного «полового любимчика».

Ошибка же его — конечно, непростительная — заключалась в том, что он не учел чрезвычайной напряженности в чувствованиях подростков, не знал о частой склонности подростка к ревности, подозрительности и не проявил должной и одинаковой чуткости в отношении ко всем детям: казалось бы, безобидная ласка оказалась при неуменье не менее вредной, чем в других случаях суровость.

Именно в интересах полового воспитания вожатый в своей работе должен быть непрерывно начеку. Он должен знать, что слишком часто поглаживая, похлопывая пионера другого пола, он (она) может пробудить в девочке или мальчике дремлющее, трепещущее половое чувство раньше, чем оно проснулось бы без этих лишних прикосновений.

Вожатый обязан всегда помнить, что его личное поведение является наиболее соблазнительным примером для половых переживаний пионеров. Пионеры внимательно прислушиваются к двусмысленным анекдотам и рассказам, которыми обмениваются их старшие товарищи. Их остро заинтересуют и порнографические карточки, которые они найдут в столе вожатого, и флирт, который ведет их вожатый; во что бы то ни стало они в этом вопросе будут следовать за своим «вождем».

В переходном возрасте половая область оказывается наиболее чувствительной, наиболее заражаемой, наиболее легко направляемой на плохие пути. Сколько вреда принесли выдержки из «записок вожатого», шедшие по рукам пионеров. В этих «записках» вожатый рассказывал, как он был влюблен в пионерку, и среди пионеров, читавших «записки», общественное значение пионерработы на время потускнело в сравнении с этим новым для них любовным материалом; влияние личности на подростка чрезвычайно велико и может перестроить в половом направлении самые ценные общественные установки.

 

3. О влиянии среды на половое развитие

 

Всегда следует учитывать, что чувствования подростка переключаются на половые пути чаще всего под давлением окружающей среды: не будь в ней нелепых, растлевающих влияний, подросток еще ряд лет развивался бы свободно и легко, не связанный ранними и непосильными для него половыми путами.

Сначала подростки заражаются любовной фразеологией окружающих, подражают любовному поведению взрослых, зачастую внутренне вовсе не переживая того, о чем говорят и что делают. Уже в дальнейшем, длительно настроившись на половую «словесность» и на половые «действия», они постепенно начинают действительно проникаться и внутренним содержанием того, что говорят и делают.

Стоит только посмотреть на подростка деревни. Вполне ясно, что в условиях северного и среднероссийского климата для раннего полового развития нет никаких оснований. Нет для этого оснований и в бедном хозяйственном быту нашей деревни, и в бедности деревенских впечатлений. Ведь особенно быстро развертывается половая жизнь не на севере, а под южным солнцем, не в нищете, а в сытости и холе, не в тиши захолустья, а в напряжении и грохоте больших городов.

Между тем взгляните на рядовую нашу деревню: десятилетние девчонки устраивают складчину по 50–60 коп., нанимают сообща избу для вечера, накупают орехов и сластей, зовут «на посиделки» парнишек 12–13 лет, красят себе щеки бумагой, устраивают «кадрель». Нечего и говорить, что в этих действиях сквозит одно лишь голое подражание взрослым, что в них нет еще действительного полового влечения, так же, как нет этого влечения в «лапанье» двенадцатилетних парнишек, надевших жилетки взрослых и задорно плюющих матерные ругательства.

Откуда же берется эта преждевременная половая гримаса, не столь уж редкая у нас сейчас? Из деревенского бескультурья, из обнаженности тупого и дикого деревенского быта! Дети в самые юные годы наталкиваются на открытые половые акты родителей, на «летучие браки» молодняка, на случки животных в полях и лесах и очень рано тянутся к подражанию этим «любопытным» для них действиям: играют в «тятьку и мамку», в «корову с быком» и т. д. Отсюда мост к посиделкам в 10–12 лет.

Таким же образом развивается и скотоложество у деревенских пастушат. Дело здесь не в действительном пробуждении полового влечения, но в обезьяньем подражательском гримасничанье, с которым можно и должно энергично бороться. Вовремя разъяснив ребятам недопустимость, опасность таких действий, умело перестроив интересы детей на другие пути, можно спасти массу детского здоровья и творчества.

Вожатый отряда должен четко знать, из какой среды вышли его ребята, какие половые гримасы они принесли с собой, — лишь тогда сумеет он заранее предвидеть осложнения в этой области и заблаговременно принять нужные меры.

Для сравнения возьмем половую жизнь уличных беспризорных ребятишек. Для свежего человека их половое поведение представляется необъяснимым, чудовищным: в 10–12 лет переменили нескольких «любовниц», занимаются проституцией, говорят ужасающим, порнографическим языком — прямо «исчадия ада». Между тем в хороших педагогических руках они довольно легко освобождаются от этой дикой половой нагрузки.

Оказывается, что они по преимуществу обезьянничали, копируя нравы взрослой бандитской, хулиганской, преступной среды, их окружавшей. Физиологически же они еще не вызрели для действительного врастания во все эти действия и переживания; эти «половые манеры» как бы прилипли лишь к ним, но не срослись с ними; поэтому и легко сравнительно оторвать эти привычки, если настойчиво и умело подходить к беспризорному, если дать ему хорошую среду, здоровый коллектив, мастерство, общественный интерес, почву для приложения его энергии Уродства пола — в уродствах среды.

Надо знать основные факты и закономерности в половом развитии пионерского возраста. Именно из-за невежества в этой области и возникают наиболее тяжелые ошибки вожатых по линии полового воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...