Ведение и определение структуры.
сновидения наяву II
Образ действия с учетом фиксированных образов При проведении пациента через указанные стандартные мотивы особо важную роль играет учет конфликтных моментов. Легче всего их увидеть в ранее упомянутых фиксированных образах. Особенно отчетливо это видно в мотивах препятствия-недопущения. Они в наиболее явной форме выражают невротическую проблему и имеют первостепенное диагностическое значение. Они дают психотерапевту ориентир, в определенном отношении как бы узловой пункт или центр внимания, которые ему нужно отметить, зарегистрировать и на который ему рано или поздно следует направить внимание пациента. Говоря об основопологающем понятии фиксированных образов, мы понимаем под ними такие сцены, содержание которых характеризует их стереотипность. Можно вновь и вновь возвращаться к таким сценам, а их содержание будет оставаться прежним. Это явно застрявшие, бессознательные динамические констелляции (стечения обстоятельств), представляющие определенную проблему. Таким образом, в своей неподвижно застывшей форме они являются как бы эквивалентами невротического очага нарушения. Так же, как и при образовании психогенных симптомов, они возникают в результате компромисса между напирающим импульсом, побуждением и защитой от него, причем зачастую - в сложной и многоплановой формации. В ходе наших дальнейших наблюдений мы выделили еще и другие признаки, которые часто отличаются от стереотипных, повторяющихся сцен фиксированных образов, которые мне хотелось бы теперь рассмотреть в отдельности. Так, в ландшафте или в других образных формациях нередко обнаруживаются противоречия, каких не бывает в обычном мире. Например, с одной стороны леса на деревьях - осенние листья, а в другом месте - зеленые летние листья. Нередко это - нереальные элементы и формы, которые мы не встречаем в природе, например, гора из пластмассы и стали. Сцены, имеющие особое семантическое содержание, могут быть также отмечены отрицательным эмоциональным тоном. Имеется в виду страх и тревога, холодность или особая возвышенность тона. Или же это могут быть формы, напоминающие о чем-то сюрреалистически-гротесковом. Определенную роль может играть также смутное чувство чего-то ужасного, неопределенный страх и т. п., хотя это состояние и трудно описать, перечислив свойства этого состояния. Пациент учится отдавать себе отчет о господствующем эмоциональном тоне и сообщать о нем при помощи упомянутой вербализации эмоциональных элементов образа. Психотерапевт, имеющий большой опыт чтения сновидений наяву и хорошо знакомый с символикой образов, сможет постепенно проникнуть в самые тонкие разветвления несущих конфликт элементов образа. В этом заключается целое искусство, которое благодаря этому можно освоить.
Опишу теперь несколько характерных фиксированных образов или мотивов препятствия-недопущения, которые в качестве невротических признаков можно встретить в отдельных стандартных мотивах на первых сеансах. Потом я остановлюсь на том, как впоследствии с ними дальше следует обращаться и как их терапевтически можно использовать, чтобы дать пациенту возможность разобраться в своих бессознательных конфликтах. На примере течения ручья можно легко изучать мотивы препятствия-недопущения, когда вначале, хотя бы на протяжении некоторого отрезка пути, удается проследить за течением ручья, а потом это становится невозможным. Ручей может исчезнуть в большом отверстии в земле, чтобы после некоторых поисков снова выйти на поверхность через многие сотни метров. Ручей может заканчиваться в каком-то пруду или деревенской луже, в запруде, из которой, как видно, он больше не вытекает. Но так как цель следования ручья заключается в сохранении непрерывности и постоянства течения именно благодаря дальнейшему прослеживанию течения воды, психотерапевту не следует отказываться от попытки каким-то образом еще, пусть даже незначительно, побудить пациента поискать продолжение ручья. Мы просим его, таким образом, поискать с другой стороны деревенской запруды какой-нибудь маленький вытекающий ручеек. Мы наводим пациента на мысль, что, собственно говоря, здесь что-то должно было бы вытекать. Более неприятная ситуация, когда ручей вдруг преграждает бетонная или деревянная стена, или же когда ручей становится все мельче и исчезает, просачиваясь в песок, а дальше продолжается сухое русло ручья. Часто при этом особенно характерна последовательность препятствий подобного рода: сначала это только сужение ручья, потом появляется большой водоем, водохранилище - и больше из него ничего не вытекает.
Ведение сновидения наяву предполагает, что в случае появления препятствия пациенту всегда дают найти какой-то выход, который соответствовал бы природе данного мотива. При этом определенную роль, естественно, также играют энергия и активная мотивация пациента в стремлении найти этот выход. В мягкой форме определенное суггестивное воздействие может заключаться в том, что психотерапевт дает почувствовать пациенту свою убежденность, что, благодаря внимательному рассмотрению деталей и благодаря поиску, все же появится возможность преодолеть препятствие. Необходимо также признавать непреодолимые границы, даже если это сначала разочарует пациента. Пример (15) Яркий наглядный пример подобного препятствия-недопущения течения ручья произошел во время лечения уже упоминавшегося ранее студента-физика, страдающего неврозом навязчивых состояний. Сначала он увидел бурный поток. Вода быстро неслась на расположенный уступом в центре ландшафта порог, где она мощным водопадом падала вниз. Попытка увидеть конец водопада не удавалась. Вместо этого становилось ясно, что здесь была глубокая впадина, и вода должна была падать бесконечно далеко. Падая, вода испарялась, не достигая следующего, более глубокого уровня.
Это обстоятельство нужно было для начала просто принять к сведению. Должен признаться, что это произвело на меня очень сильное впечатление и не менее сильное впечатление на моего пациента. Впрочем, ему самому казалось даже несколько грандиозным, какие величественные картины природы он смог мне описать. С символической точки зрения, энергия водного потока растворялась в себе самой. Это как бы указывало на то, что все, в конце концов, было тщетным, напрасным, бесконечным, колоссально трудным и уже больше неповторимым в условиях данного ландшафта. Это, между прочим, очень архаичный пример, указывающий на очень раннее нарушение (связанное со структурой Я). Предыстория пациента давала достаточно оснований для такого нарушения именно на первом году жизни. Это, однако, не помешало лечению, и в ходе длительной психотерапии удалось значительно помочь пациенту. Другим вариантом проявления мотива препятствия-недопущения при прослеживании течения ручья может быть пародоксальность, когда, отрицая реальность, ручей течет, поднимаясь вверх, или волнами то поднимается на пригорки, то спускается с них. Из этого, по меньшей мере,можно сделать вывод, что такой человек не очень серьезно относится к физическим законам природы, поэтизирует или как-то иначе искажает реальность, то есть склонен предаваться иллюзорным представлениям. Одно из условий стратегии ведения сновидений наяву предполагает, что через определенные промежутки времени пациента - при помощи стандартных мотивов - нужно всегда вновь подводить к мотивам препятствия-недопущения, иначе говоря, к фиксированным образам, правда, делая это осторожно и без прямой и слишком резкой конфронтации. Психотерапевтическая работа заключается здесь в точном описании наблюдаемых деталей, в попытке описания вызванного этим образом эмоционального тона пациента или элементов настроения мотива ландшафта. И наконец, пациент должен попытаться (возможно, при помощи поддерживающих указаний психотерапевта) отыскать, путем собственных пробных действий, как лучше всего можно было бы преодолеть соответствующий мотив препятствия-недопущения, препятствия. Сводя все это к одному правилу, можно сказать, что, как правило, всегда помогает, если обратить внимание пациента на какую-нибудь лежащую поблизости деталь, которую, в связи с этим мотивом, он должен очень точно рассмотреть и описать. За этим может тогда легко последовать феномен преобразования, и каким-то образом может найтись (может быть, после неопределенного высказывания-предложения психотерапевта) какая-то возможность неожиданного для психотерапевта решения или выхода. Следовательно, не психотерапевт должен находить решение и делать конкретные предложения по решению проблемы. Ему следует ждать соответствующего данной ситуации решения, которое, как правило, и появляется (при определеном терпении психотерапевта). Делается это путем тонкой работы с какой-то деталью фиксированного образа. Для пояснения приведу следующий пример.
Пример (16)
Пациентка ползет через низкий туннель. Справа к ее ногам в туннель втекает ручей, сырость которого неприятна. Она ползет дальше, видит, как перед ней постепенно появляется отверстие, до которого она и добирается. Я прошу ее осторожно глянуть вниз, и она видит, как вода падает глубоко вниз по скалам. Тогда она садится на корточки и не знает, как ей пробираться дальше. Я прошу ее оглядеться вокруг и спрашиваю, нет ли где-нибудь вокруг этого пролома возможности спуститься. Она говорит: “Нет”. После этого я прошу сначала ее очень точно и со всеми деталями описать водопад. Шаг за шагом ей это удается. Она наслаждается природной красотой водопада. В качестве следующего шага я прошу ее обследовать взглядом лежащий ниже более глубокий уровень, на который падает вода. В результате это тоже удается, и перед ней открывается в целом зеленый, плодородный и приятный ландшафт, хотя и с бурным ручьем. Она чувствует теперь себя лучше, а напряжение казавшейся вначале опасной и уязвимой ситуации смягчилось. Теперь я опять попросил ее посмотреть на отвесные скалы слева и справа, чтобы, может быть, все же найти возможность для осторожного спуска. И это теперь тоже происходит: она обнаруживает, что прямо около пролома выбито несколько ступенек и протянут трос, за который она может держаться. Она медленно спускается по этим грубо выбитым ступеням, которые затем превращаются в небольшую тропу. Конечно же, от мужества и решимости пациентки зависит, захочет ли она последовать по этому неудобному и трудному спуску. Другой, быть может, мог бы, испугавшись, от этого отказаться. Однако, по сути, у нее вряд ли нашелся бы какой-то другой выход. Я немного подбадриваю ее, говоря, что в крайнем случае она могла бы вновь вернуться обратно. Впрочем, ряд признаков уже наверняка свидетельствует о том, что здесь есть испытанный спуск.
Помощь такого рода психотерапевт должен оказывать трезво и здраво - таким образом, чтобы у пациента возникало доверие, и, в то же время, чтобы она соответствовала реальности. Психотерапевт формулирует свои высказывания так, как если бы данная сцена происходила совершенно реально перед глазами пациентки, со всеми своими ньюансами. Этому моменту я придаю большое значение. Цель при этом состоит в том, чтобы побудить пациента при подобных пробных действиях в этой квазиреальной сцене к полным ответственности за себя, взрослым поступкам. Таким путем он учится подходящим образом обходиться с реальностью, действовать в ней и утверждаться в ней самому. Поэтому в Кататимном переживании образов мы в принципе избегаем предлагать пациенту магические, иллюзорные или чудесные решения, за исключением очень ранних фаз психотерапии. Естественно, что если фаза сновидения наяву на каком-то сеансе завершится мотивом препятствия-недопущения или фиксированным образом, то это не очень ободрит пациента, и он будет чувствовать себя как бы в безвыходной ситуации, не имея решения проблемы. Поэтому психотерапевту нужно, в целом, стремиться к доведению сеанса непосредственно до решения задачи. Хотя это и не является непременным условием, но все же предпочтительнее отпускать пациента с некоторым переживанием успеха. Завершающее возвращение к исходной сцене образа, например, к изначальному лугу после восхождения в гору, позволяет сравнить конечную сцену с начальной. Тем самым можно зарегистрировать феномены преобразования в положительном и отрицательном направлении. Они дают пациенту и психотерапевту представление, каким образом бессознательно прорабатывался прошедший сеанс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|