Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ действий в связи со стандартными мотивами




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этот образ действий представляет собой основную технику в ходе сновидения наяву на основной ступени КПО. Эта техника имеет такое же важное значение, как само представление отдельных стандартных мотивов с целью осуществления связанных с этим задач психотерапии. Стиль руководства психотерапевта при этом свободный. Каждому мотиву отведен соответствующий психотерапевтический сеанс. При этом часто спрашивают, нужно ли сохранять определенный порядок в очередности стандартных мотивов. Практически невозможно, да и бессмысленно прогонять все пять мотивов основной ступени КПО за один сеанс. В течение одного сеанса следует представлять и прорабатывать не более одного мотива. Если, например, мотив луга представляется скудным, к нему можно присоединить мотив ручья. Если из-за нехватки времени не удается за один сеанс исчерпать какой-то мотив, то впоследствии вполне возможно его продолжить. В особенности это относится к мотивам, требующим много времени, таким, как, например, следование вдоль по течению ручья или осмотр дома. Последовательность мотивов не должна быть жесткой. Очень хорошо, если психотерапевт опирается в кататимной панораме на спонтанно возникший мотив, чтобы сразу же поточнее его изучить. Нет такого общего правила, чтобы получить как можно больше имагинативных образов или чтобы быстро и лихо закончить стандартные мотивы. Этот таящийся в пациенте аспект достижения, обусловленный его домашним воспитанием и повседневным окружением, психотерапевт, по возможности, должен стараться не усиливать. Это не значит, что мы через некоторое время не дадим пациенту возможность проиграть действительно с начала до конца тот или иной мотив. Такое же важное значение имеет и свободное представление индивидуального образного сюжета, опираясь на основной мотив. Глубину внутреннего участия и, следовательно, настроения и эмоциональную затронутость в связи с представляемыми сценами сновидения наяву я считаю во многих отношениях важнее, чем оценку значения полноты имагинативного впечатления. Степень развиваемого во время фазы сновидения наяву переживания, с одной стороны, конечно же зависит от длительности сеанса. Однако, с другой стороны, нужно учитывать также индивидуальный психический темп для каждого отдельно взятого пациента. Особенно это касается способности представлять образные фантазии и имагинации, а также их описывать. Люди со, скорее, инертным и вязким темпераментом переживают символдраму также медленнее. Стало, однако, ясно, что в таких случаях и пациенты также нуждаются в некотором терпении и положительной обратной связи со стороны психотерапевта, получая благодаря этому значительно больше пользы от психотерапии, чем сначала предполагали. Из этого, а также из множества других наблюдений я вывел для себя правило, согласно которому при обучении методу Кататимного переживания образов будущих психотерапевтов мы сознательно должны избегать описания стандартного или среднего и типичного протекания КПО. Каждый пациент разворачивает сновидения наяву в своем индивидуальном стиле. Задача психотерапевта - принять стиль пациента и настроиться на него.

Это правило становится еще более очевидным в приложении к прямо противоположным пациентам, для которых характерны особенно живой темперамент, высокая находчивость и способность быстро соображать. Благодаря этому такие пациенты быстро разворачивают и развивают сновидение наяву.

Эта относительная быстрота - а при определенных условиях также связанная с этим цветовая насыщенность, с которой пациент представляет образы основного мотива, - разумеется, еще ни в коей мере не говорит, что ей соответствуют и подобающие эмоциональные переживания. Но, несмотря на быстроту или даже именно из-за нее, можно повредить ожидаемому результату психотерапии, так как более глубокие чувства затрагиваются лишь незначительно. Восхищение, например, красивыми образными картинами позволяет этим пациентам не обращать внимания на более глубокую эмоциональную вовлеченность. При этом их Я терапевтически затрагивается меньше, чем Я более скромных пациентов с менее шикарными сценами сновидения наяву. Как правило, такие пациенты имеют более сильную истерическую структуру и в большей мере вытесняют или отвергают эмоциональную задействованность, чем это вначале полагал психотерапевт. Пациенты тоже вскоре начинают чутко понимать, что нравится психотерапевту и что ему хочется услышать. Их старательное исполнение своей роли позволяет им быстро установить хорошее взаимопонимание с любым психотерапевтом, например, когда неосознаваемо живо раскрывается их наполненное фантазиями сновидение. Лишь спустя продолжительный период развития психотерапевт, в конце концов, обнаруживает в этих, разумеется относительно редких случаях, что такое исполнение роли гораздо меньше проявляется на глубоких психических нарушениях этих людей, чем казалось сначала.

Таким образом, в этих случаях устанавливается положительное отношение переноса с обеих сторон. Психотерапевт должен постараться как можно раньше распознать и проанализировать свой очень положительный контрперенос (ср. с. 201). С технической точки зрения, ему бы здесь следовало направить свое внимание особенно на детали в образах. О них нужно расспрашивать и просить как можно более ясно и трезво их описать. Возникающие чувства должны быть как можно более четко вербализированы. Пациенты из этой группы склонны как раз к тому, чтобы, вместо описания деталей, описывать все с большой помпой, некоторым образом “гениально”. Нередко они перепрыгивают в образе от одного к другому, а небольших, похожих на реальность шагов, например, при подъеме в гору, они, наоборот, пытаются избегать. И как по мановению волшебной палочки, они потом вдруг оказываются на вершине горы.

Однако этот, показанный здесь несколько утрированно, истерический стиль в более смягченной форме может быть даже плодотворным. Но оценить это в конкретном случае сможет только опытный психотерапевт. Вначале нам придется принять во внимание этот полный фантазий стиль переживаний, позволяя пациенту раскрывать себя таким образом.

С точки зрения очередности и последовательности пяти стандартных мотивов основной ступени КПО, это также означает, что не нужно каждый раз настаивать, чтобы пациент действительно скурпулезно точно выполнял поставленные перед ним задачи. Впрочем, с другой стороны, сколь бы важным не казалось здесь творческое расширение структур основных мотивов КПО (ср. с. 158), необходимо разработать также и временно оставленные мотивы, чтобы избежать односторонности. Позднее в рамках ассоциативного метода психотерапевту открывается больше свобод (ср. с. 163). Здесь же, вначале, мы все же пока еще исходим из академических принципов ведения сновидения наяву.

 

 

Занятие


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7