МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ для развития и коррекции речи детей
Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей
Автор-составитель Клезович Ольга Валерьевна Ответственный за выпуск Д. Л. Дембовский
Подписано в печать с готовых диапозитивов 16.11.2004. Формат84x70 '/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times». Печать офсетная. Усл. печ. л. 10,36. Уч.-изд. л. 4,38. Тираж 3100 экз. Зак. 3072.
Удостоверение № 08-33-0.229996 о государственной гигиенической регистрации продукта от 11.09.2003.
Общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв».
ЛВ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (0 1 7) 210- 1 8-98.
E-mail: info@aversev.coni; www.aversev.com
Республика Беларусь, 220123, Минск, М. Богдановича, 129а.
Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати». Республика Беларусь, 220013, Минск, проспект Ф. Скорины, 79.
ВВЕДЕНИЕ
Пособие посвящено вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Пособие предназначено для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, для работы по развитию и коррекции речи детей, поможет при ознакомлении их с окружающим миром. В книге представлены музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствующие повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Игровая форма музыкального материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности,- в процессе которой Вы сможете корректировать нарушения в речевом и двигательном плане. Поставленная игровая задача и ее результаты ведут к усвоению программного материала.
В пособии представлены:
■ музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки, которые предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Содержание раздела позволит развить у детей слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.
■ музыкально-речевые игры — адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
■ музыкально-ритмические игры предлагается использовать как наиболее адекватную форму коррекции двигательной недостаточности, которая выражается в бедности вспомогательных, мимических и пластических движений у детей. Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук. Данный раздел представлен в виде адаптированных детских плясок, игр и игровых упражнений с музыкальным сопровождением по развитию общей и мелкой моторики.
■ игры с использованием детских музыкальных инструментов предлагается применять в целях развития и коррекции тембрового слуха, метроритмического чувства, мелкой моторики рук в условиях специально организованного исполнения адаптированных для восприятия простых мелодий и ритмических аккомпанементов. Данный вид музыкальной деятельности несет в себе значительную коррекционную нагрузку комплексного характера (развитие мыслительной сферы, сенсомоторных способностей ребенка, зрительно-двигательной координации).
■ музыкально-коммуникативные игры помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.
К каждой игре предложено разноуровневое целеполага-ние и методические указания, которые помогут педагогам в планировании коррекционно-развивающей работы. Для более удобного использования нотный материал располагается непосредственно за методическим материалом.
I (*) уровень — низкий. Ребенок неэмоционально и не всегда адекватно реагирует на музыку. Часто отказывается от участия в музыкальной деятельности. Не узнает знакомые песни. Без удовольствия слушает музыку, не может адекватно передать характер музыкального произведения. Работа с детьми данного уровня предполагает индивидуальную работу по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
II (**) уровень — средний. Ребенок эмоционально, но не всегда адекватно реагирует на музыкальное звучание. С помощью взрослого передает различный характер музыкального звучания в движении. Узнает знакомую мелодию, песню. Не может правильно воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Неправильно интонирует мелодию, неточно различает тихую и громкую музыку, тембровые свойства звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие и двигательные навыки сформированы недостаточно.
III (***) уровень — выше среднего. Ребенок эмоционально и адекватно реагирует на музыкальное звучание различного характера. Узнает знакомые мелодии с помощью взрослого. Различает двухчастную форму музыкальной пьесы (с помощью взрослого). Воспроизводит хлопками простейший ритмический рисунок мелодии из 2—3 звуков после неоднократного ее прослушивания. Чисто интонирует мелодию, подпевая голосу взрослого. Различает с подсказкой тихую и громкую музыку, тембровые свойства музыкальных звуков. Музыкальная и двигательная память, певческие навыки сформированы недостаточно.
Музыкальные игры можно использовать с детьми разного уровня музыкального развития, выбирая те ее варианты, которые подходят индивидуально ребенку.
Удачи Вам и Вашим детям и музыкального настроения!!!
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ.
«ЛОШАДКА»
cл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;
• обучение детей хлопкам в ритме;
• коррекция мелкой моторики пальцев рук.
**
• развитие слухового внимания;
• обучение детей прыжкам в ритме на обеих ногах под музыку;
• коррекция координации, нарушений осанки.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• обучение детей приседаниям под музыку, побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний («цок», «цок»).
Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь прокачу,
Цок, цок, цок, цок!
* детям предлагается прослушать песню, изобразить ритмический рисунок с помощью хлопков;
** детям предлагается прыгать в ритме;
*** дети подпевают звукосочетания «цок», «цок» вместе с музыкальным руководителем, одновременно делают приседания в ритме музыки, руки вытянув вперед (изображают езду на лошадке).
«ТИХИЕ И ГРОМКИЕ ЗВОНОЧКИ»
cл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие слухового внимания, динамического слуха;
• обучение детей игре с погремушкой, правильному положению руки;
• коррекция мелкой моторики рук.
**
• развитие слухового внимания, динамического слуха;
• обучение детей игре с колокольчиком, правильному положению руки;
• коррекция мелкой моторики рук.
***
• развитие динамического слуха, слухового внимания, чувства ритма;
• обучение детей игре на металлофоне;
• закрепление представлений о музыкальных инструментах, о динамике звука.
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты сильней звони, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
* дети гремят погремушками;
** дети звенят звоночками;
*** дети играют на металлофоне.
Тихо звенят.
Звенят громко.
При повторении меняется порядок куплетов.
«Кто пищит?»
сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
• активизация слухового внимания.
**
• развитие способности к звукоподражанию;
• активизация слухового внимания;
• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте слов.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• разучивание движений согласно тексту;
• подпевание знакомых слов в тексте;
• закрепление представлений детей о понятиях тихо, громко.
1.
Кто под стульчиком сидит?
Пик-пик-пик! Пик-пик-пик!
Кто под стульчиком пищит?
Пик-пик-пик! Пик-пик-пик!
Припев:
Нет, нет не пищит,
Он тихонечко сидит.
2.
Тихо, тихо, надо ждать.
Да, да, да! Да, да, да!
Может запищит опять.
Да, да, да! Да, да, да!
Дети слушают музыкальный вопрос, который пропевает музыкальный руководитель. Подпевают повторяющиеся звукосочетания.
* дети слушают;
** дети подпевают повторяющиеся слова;
*** дети поют вместе с педагогом.
По окончании песни, педагог игрушкой издает писк и игра повторяется снова. В конце игры педагог зовет детей к себе и, показывая игрушку, предлагает поиграть.
«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»
сл. и муз. О.Девочкиной (адаптированный вариант текста О.Клезович)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;
• обучение детей музыкально-ритмическим движениям (совместно со взрослым).
**
• развитие тембрового слуха, чувства ритма;
• обучение детей музыкально-ритмическим движениям по показу, побуждение к подпеванию;
• коррекция координации движений.
***
• развитие координации, чувства ритма;
• обучение детей выполнению движений в ритме;
• побуждение к подпеванию знакомых слов в тексте, повторяющихся звукосочетаний.
* дети держат на руках куклу и слушая пение взрослого, стараются подпевать мелодию на «Аю». Качают куклу в ритме с помощью взрослого;
** дети держат куклу на руках, качают ее в ритме, поют песню со взрослым;
*** дети качают куклу на руках или в коляске, самостоятельно под аккомпанемент поют песенку.
«СЕМЬ ПРЫЖКОВ»
датская народная мелодия
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие слухового внимания;
• обучение музыкально-ритмическим движениям совместно со взрослым;
• коррекция мелкой моторики рук.
**
• развитие слухового внимания;
• активизация слухового сосредоточения;
• обучение движениям (стоя);
• коррекция координации движений и мелкой моторики рук.
***
• развитие слухового внимания;
• активизация сосредоточения на звуковой сигнал до окончания звучания;
• обучение движениям в паре;
• коррекция мелкой моторики рук.
Хлопки по коленям.
Три хлопка в ладоши.
Вращение кистями рук.
Три хлопка в ладоши.
Вращение кистями рук.
Дотрагиваются до части тела, например, до носа и называют его.
Повтор движений.
Дотрагиваются до носа, называют его.
Дотрагиваются до новой части тела (уши).
Повтор движений.
После повторения 1-8 тактов, повторить все предыдущие движения и добавить новое (новый аккорд).
Музыкально-ритмические движения выполняются:
* сидя по показу и с помощью взрослого;
** стоя в кругу по показу и с помощью взрослого;
*** стоя в паре.
МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«ПЕСНЯ ВЕТРА»
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие слухового внимания.
** • развитие динамического слуха;
• обучение детей различению звуков (сильный, слабый).
*** • развитие тембрового слуха, слухового внимания;
• обучение детей пению вокализа, удерживанию дыхания, усилению, ослаблению силы голоса.
Посмотрите, дети, на поляне стоит береза. На ней осталось мало листочков. Это ветер их сорвал и разбросал. Слышите, как ветер поет: «У-у-у-у-у».
Необходимо добиваться ровного, непрерывного звучания. Пропеть с каждым ребенком отдельно. Задать вопрос: «Чей голос больше всего был похож на ветер?»
«ЧТО У КОГО ВНУТРИ?»
текст О.Ватиетис, движения О.Клезович
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• *
• знакомство детей с различными звукосочетаниями.
**
• развитие слухового внимания, способности к звукоподражанию;
• обучение детей ритмичному проговариванию звукосочетаний.
***
• развитие слухового внимания, воображения, способности к звукоподражанию;
• обучение детей придумыванию движений, ритмичному проговариванию слов.
У одуванчиков — взлеталка:
«Фу-у-у-у!»
У мотоцикла — рычалка:
«Трр-трр!»
У часов — смешилка:
«Ха-ха-ха!»
У мышки — пищалка:
«Пи-пи-пи».
У лошажки — ржалка:
«И-го-го».
У ветра — задувалка:
«У-у-у-у».
У каблуков — стучалка:
«Тук-тук».
У носа — сопелка:
«Ф-ф-ф».
У ежика — пыхтел ка:
«П ых- пых- пых».
У телефона — звонилка:
«Д иль-диль-диль».
А у солнца — светилка:
«А-а-а-а».
* дети наблюдают за музыкальным руководителем и слушают;
** дети, подражая, повторяют звукосочетания;
*** дети рассказывают стихотворение полностью с помощью взрослого и придумывают движения, соответствующие звукосочетаниям.
«ПЕСЕНКА-ШУТКА»
сл. и муз. Е.Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания.
**
• развитие слухового внимания, умения подражать речевым действиям;
• обучение детей интонированию (на звук «р»).
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• автоматизация звука «р» в словах и звукосочетаниях.
На дворе рычит Барбос.
Рр! Рр! Рр! Рр!
Он гоняет рыжых ос.
Рр! Рр! Рр! Рр!
Отчего рычит Барбос?
Рр! Рр! Рр! Рр!
Осы жалят его в нос.
Рр! Рр! Рр! Рр! Гав!
Музыкальный руководитель знакомит детей с игрушечной собакой Барбосом. Барбос поет песенку.
* дети слушают;
** дети подпевают звук «р» с помощью музыкального руководителя;
*** дети поют песенку самостоятельно.
«РАЗНЫЕ ЗВУКИ»
автор Э.Нийт, движения О.Клезович
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие слухового внимания;
• побуждение детей к воспроизведению звуков.
**
• развитие слухового внимания;
• активизация подражания речевым действиям;
• обучение детей интонированию звуков с показом движений.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• обучение детей характерным движениям.
Чики-чики, чики-чок,
Не стесняйся, язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повтори, не ошибись.
Дети слушают, воспроизводят:
* гласные звуки;
** звукосочетания;
*** текст с движениями полностью.
Проговаривает педагог.
«РАЗНЫЕ ЗВУКИ»
автор Э.Нийт, движения О. Клезович
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие слухового внимания;
• побуждение детей к воспроизведению звуков.
**
• развитие слухового внимания;
• активизация подражания речевым действиям;
• обучение детей интонированию звуков с показом движений.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• обучение детей характерным движениям.
Где-то собаки рычали:
Р-р-ры!
В сарае коровы мычали:
Му-у-у!
В комнате мухи жужжали:
Ж-ж-жи!
Мимо машины бежали:
Тр-р-р!
Гудели от ветра все провода:
Зн-зн-зн!
Капала в кухне из крана вода:
Дзинь!
Перекликались в ночи поезда:
Чу-у-у-у!
Листья под ветром шумели:
Тс-с!
Змеи в лесу шипели:
Ш-ш-ш!
А комары пели:
Дзнн!
Непоседа мяч и ночью
Успокоиться не может:
Пам! Пам!
Показывают ушки у собаки.
Показывают рожки у коровы.
Машут руками.
Делают вращательные движения кистями рук.
Шевелят указательными пальцами, остальные собраны в кулак.
Указательным пальцем левой руки стучат по ладони правой.
Руками, согнутыми в локтях выполняют вращательные движения («поезд»).
Шевелят пальцами рук.
Ладонью руки выполняют движения вверх-вниз («змейка»).
Соединяют и разъединяют указательный и большой палец рук.
Стучат по воображаемому мячу.
«ДОЖДИК, СОЛНЫШКО ВЕРНИ!»
сл. и муз. Я.Жабко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
• побуждение к интонированию.
**
• развитие слухового внимания, динамического слуха;
• побуждение к подпеванию голосу взрослого;
***
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания, динамического слуха;
• обучение детей выразительному пению;
• закрепление представлений о приметах осени.
1.
Кап, кап — дождь идет,
Птичка песен не поет.
Лист гуляет по земле —
Это осень на дворе.
Лист гуляет по земле —
Это осень на дворе.
2.
Дождик, хватит слезы лить,
Под окошками бродить.
С тучей серой уходи,
Дождик, солнышко верни!
С тучей серой уходи,
Дождик, солнышко верни!
* дети подпевают песню голосу взрослого, интонируют на слог «ля»;
** дети подпевают окончания фраз и знакомые слова;
*** дети поют, проговаривая все слова песни.
«НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ»
сл. и муз. О.Девочкиной
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• побуждение детей к интонированию.
**
• развитие певческого интонирования;
• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, подпеванию окончаний фраз.
***
• развитие певческого интонирования;
• обучение пению согласованно друг с другом, правильному дыханию.
* дети слушают голос взрослого,
интонируют на слог «ля»;
** дети слушают музыкальный вопрос и пропевают звукоподражания;
*** дети поют всю песню. Придумывают характерные движения.
«ЖУК»
сл. и муз. Е.Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания.
**
• развитие слухового внимания, подражания простым речевым действиям;
• обучение детей пропеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• подпевание знакомых слов в тексте;
• автоматизация звука «ж» в словах и звукосочетаниях.
Жук, жук, пожужжи,
что ты видел — расскажи.
Жу-жу-жу! Жи-жи-жи!
Пожужжи и расскажи! (2 раза)
Жук:
1. Я вам песню прожужжу,
В ней о лете расскажу,
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
В ней о лете расскажу! (2 раза)
2. Я вам песню прожужжу,
В ней о речке расскажу...
3. Я вам песню прожужжу,
В ней о травке расскажу...
4. Я вам песню прожужжу,
В ней о солнце расскажу...
Поет взрослый, дети подпевают.
Жук (выбранный взрослым
ребенок) отвечает песней.
* дети слушают песенку. Поет взрослый или ребенок, разучивший песню заранее (на индивидуальном занятии);
** дети подпевают «жу-жу»;
*** дети поют, проговаривая все знакомые слова песни с помощью взрослого.
«Песенка о зверятах»
Сл.Е.Макшанцевой, муз.А.Филиппенко
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;
• коррекция мелкой моторики рук;
• обогащение представлений детей о «голосах» животных.
**
• развитие слухового внимания;
• побуждение к пропеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний;
• коррекция координации движений;
• формирование умения выполнять согласованные движения обеими руками;
•обогащение представлений детей о «голосах» животных. ***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• обучение детей музыкально-ритмическим движениям;
• закрепление представлений детей о «голосах» животных.
Пастушок проснулся поутру, Заиграл на дудке:
Ту-ру-ру!
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать!
На лугу коровка:
«Му-му-му!»
Розовые свинки:
«Хрю-хрю-хрю!»
А козел рогатый:
«Ме-ме-ме!»
А баран бодатый:
«Бэ-бэ-бэ!»
Быстрые синички:
«Цвики-цвик!»
Воробьи запели:
«Чик-чирик!»
Замяукал котик:
«Мяу! Мяу! Мяу!»
А собака лает:
«Гав! Гав! Гав!»
Из леса кукушка — (все):
«Ку-ку! Ку-ку!»
Петушок веселый
Спел: «Ку-ка-ре-ку!»
А в саду зеленом детвора
Распевает песни: «Та-ра-ра!»
Дети поют или подпевают голосу взрослого и выполняют музыкально-ритмические движения:
* совместно со взрослым;
** по образцу;
*** самостоятельно.
Показывают рожки указательными пальцами.
Дотрагиваются указательным пальцем до кончика носа.
Показывают рожки мизинцами, остальные пальцы собраны. Показывают рожки указательными согнутыми пальцами.
Кистями рук имитируют махи крыльев.
Перекрещенными кистями рук имитируют движения крыльев. Выполняют поочередные «гладящие» движения кистями рук.
Показывают ушки согнутыми кулачками, приставленными к голове.
Песню продолжает музыкальный руководитель, дети подпевают.
«ОСЕНЬ»
сл. и муз. Н.Вересокиной
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;
• обучение детей музыкально-ритмическим движениям: постукивание пальцем левой руки о ладонь правой, трение ладонью о ладонь (побуждение раскрывать ладонь полностью), перекрещивание ладоней и выполнение движений ладонями вверх-вниз;
• коррекция мелкой моторики рук.
**
• развитие слухового внимания;
• обучение детей движениям, побуждение к пропеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний;
• коррекция координации движений;
• развитие умения выполнять согласованные движения обеими руками.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• обучение детей движениям, пропеванию всех слов в тексте.
1.
Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
2.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
3.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.
Дети поют или подпевают голосу
взрослого и выполняют движения:
* совместно со взрослым;
** по образцу;
*** самостоятельно.
Поют.
Стучат пальцем левой руки по ладони правой.
Подпевают.
Трут ладонью о ладонь.
Подпевают.
Кисти рук накрест,
движения кистями рук вверх-вниз.
«КАП-КАП»
сл. и муз. Е. Макшанцевой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания.
**
• развитие слухового внимания,
подражания речевым действиям;
• обучение детей подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• побуждение к самостоятельному пению.
Кап, кап, кап!
Кап, кап, кап!
Что там за оконцем?
Кап, кап, кап!
Кап, кап, кап!
Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап!
Кап, кап, кап!
Капают капели.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!
Тинь, тинь, тинь!
Тинь, тинь, тинь!
Кто там за оконцем?
Тинь, тинь, тинь,
Тинь, тинь, тинь,
Греется на солнце?
Тинь, тинь, тинь!
Тинь, тинь, тинь!
Птички прилетели.
Тинь, тинь, тинь,
Тинь, тинь, тинь,
Песенку запели!
Тинь!
Поет взрослый, дети подпевают.
На начальном этапе работы рекомендуется сочетать пение с музыкально-ритмическими движениями: «кап» — ударение указательным пальцем левой руки по раскрытой ладони правой.
«Тинь» — хлопок.
* дети слушают, поет взрослый;
** дети подпевают повторяющиеся звукосочетания с помощью взрослого;
*** дети поют, проговаривая все слова песни самостоятельно.
«МАМОЧКЕ ЛЮБИМОЙ»
сл. и муз. Е. Гомоновой
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие певческого интонирования;
• побуждение детей к интонированию.
**
• развитие певческого интонирования;
• обучение детей движениям, подпевание повторяющихся в тексте звукосочетаний, окончания фраз.
***
• развитие певческого интонирования;
• закрепление движений;
• обучение пению согласованно друг с другом.
1.
Мамочке любимой
Песенку поем.
Мамочку поздравим
Мы с весенним днем.
Припев:
Хорошо, хорошо
Мамочка смеется!
Для того, для того
Песенка поется.
2.
Мамочке любимой
Песенку поем.
Мы на мамин праздник
Солнышко зовем.
Припев:
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется!
Для того, для того
Песенка поется.
* дети слушают пение взрослого, пропевают мелодию на слог «ля»;
** дети подпевают окончания фраз, знакомые слова и словосочетания. Во время исполнения припева хлопают в ритме;
*** дети самостоятельно исполняют песню.
«ЗИМНЯЯ ПЛЯСКА»
сл. О. Высотской, муз. М. Старокадамского
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие чувства ритма;
• обучение ритмическим движениям по показу;
• коррекция координации движений, слухового внимания и сосредоточения.
**
• развитие чувства ритма;
• обучение ритмическим движениям по показу;
• побуждение к пропеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний вместе со взрослым.
***
• развитие тембрового слуха, подражания, эмоциональной отзывчивости;
• закрепление ритмических движений, текста песни.
1. Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
2. Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
3. Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг.
4. Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились:
Да, да, да, да, да,
Да, да, да, да, да.
Дети двигаются по кругу.
Хлопают, подпевают.
Дети двигаются по кругу.
Топают.
Имитируют «одевание рукавиц», скользящие движения правой ладони по левой и наоборот. Прыгают.
Дети кружатся.
* детям предлагается выполнять движения с помощью взрослого, подпевать повторяющиеся слова;
** дети выполняют движения по показу взрослого, подпевают;
*** дети поют и показывают движения самостоятельно.
«ЛЕСНАЯ ПЕСЕНКА»
сл. Т. Кагановой, муз. В.Витлина
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• побуждение детей к интонированию.
**
• развитие певческого интонирования;
• обучение подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, окончания фраз.
***
• развитие певческого интонирования;
• закрепление движений;
• обучение пению согласованно друг с другом.
1.
Золотило солнышко лес, лес.
Муравей на дерево влез, влез.
Дятлы долгоносые —
Тук, тук, тук.
Всюду, всюду слышится —
Стук, стук, стук!
2.
Мотылек на веточку сел, сел,
А скворец на елочке пел, пел.
Услыхал ту песенку толстый жук,
Зажужжал он весело —
Жу, жу, жу!
3. Полюбилась песенка всем, всем.
Мы запели песенку все, все.
Каблучками топаем —
Топ, топ, топ.
И в ладоши хлопаем —
Хлоп, хлоп, хлоп!
* дети слушают пение взрослого, пропевают мелодию на слог «ля»;
** дети подпевают окончания фраз, знакомые слова и словосочетания. Во время исполнения припева хлопают в ритме;
*** дети самостоятельно исполняют песню.
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
сл. и муз. О.Девочкиной (адаптированный текст О.Клезович)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
*
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;
• обучение детей музыкально-ритмическим движениям (кисти опущены вниз, поочередные движения пальцами, имитация игры на дудке);
• коррекция мелкой моторики рук.
*
• развитие слухового внимания;
• обучение детей движениям (указательными пальцами имитация игры на барабане; движения в стороны, в центр пальцами, собранными к кулачки), побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаниий;
• коррекция координации движений и умения выполнять согласованные движения обеими руками.
***
• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;
• закрепление движений, пропевание всех слов в тексте.
1.
Я на пианино весело играю,
Ну, а все ребята дружно помогают:
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. (2р.)
2.
А теперь на дудочке весело играю,
Ну, а все ребята дружно помогают:
Ду-ду-ду-ду-ду,
Ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду. (2р.)
3.
Я на барабане весело играю,
Ну, а все ребята дружно помогают:
4.
А я на гармошке весело играю,
Ну, а все ребята дружно помогают:
Ля-ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. (2р.)
5.
А я на тарелках весело играю,
Ну, а все ребята дружно помогают:
Ти-ли, ти-ли-ли,
Ти-ли-ли-ли-ли-ли-ли. (2р.)
Дети поют или подпевают голосу взрослого и выполняют музыкально-ритмические движения:
* совместно со взрослым;
** по образцу;
*** самостоятельно.
Имитируют игру на пианино.
Поочередно перебирают пальцами, опущенными вниз.
Поют.
Имитирут игру на дудочке.
Поочередно перебирают пальцами.
Поют.
Стучат указательным пальцем левой руки по указательному пальцу правой.
Имитируют игру на гармошке: пальцы сжаты в кулак, повернуты вертикально, кулачки соприкасаются друг с другом.
Поют.
Руки вытянуты, ладони прямые, выполняют скользящие движения
руками вверх-вниз.
Поют.