Сущность интегрального подхода и истоки интегральной психологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Особенности интегрального развития человека в современном мегаполисе
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме интегрального развития в современном обществе
Сущность интегрального подхода и истоки интегральной психологии Суть интегральной психологии заключается уже в ее названии – это психология целостности, соответственно, и развитие в рамках такого подхода является развитием целостным. Интегральная психология объединила в себе разные западные психологические модели и восточные практики. В настоящее время, когда практически каждому человеку доступны все знания, духовные и культурные практики, именно интегральный подход позволяет очень быстро преодолеть многие противоречия и стать на путь эффективного развития. В самом общем виде, интегральный подход – это объединение всего наиболее ценного и бесспорного, что содержится в разных научных направлениях, культурных достижениях, духовных источниках и практиках. Так, например, бихевиоризм сводил сознание к его наблюдаемым поведенческим проявлениям, психоанализ – к эго-структурам и их взаимодействию с Оно, экзистенциализм – к личностным структурам сознания. Если говорить о трансперсональной псхологии, многие из ее школ уделяют внимание лишь измененным состояниям сознания. Ценность восточных практик в том, что они отлично описывают развитие сознания от личностного к надличностным уровням. Когнитивная психология сильна применением научных эмпирических методов. Все эти подходы несут в себе очень важную часть общей истины, и соединение их выводов в рамках общей концепции позволяет значительно расширить представления о сознании и возможностях его становления [10].
Таким образом, интегральный подход дает возможность легко и полно ориентироваться на пути к развитию личности человека. В центр интегральной психологии ставится цельная личность, а не отдельные ее процессы или проблемы. Интегральный подход подразумевает обращение не только ко всякому представимому человеком сущему, но и ко всему тому, что находится за его пределами, в так называемой запредельности в «запредельности». Человек получает возможность исследовать не только внешний для нас него, но и сам «инструмент исследования» – самого себя, внешних относительно исследуемого внешнего мира. Попытки создания целостной картины мира и модели сознания на протяжении обозримой истории человечества предпринимались многими мыслителями. В европейской философии родоначальником интегральной психологии стоит назвать Иммануила Канта, который в своих философских трактатах высказал идею целостности природы человека и наметила иерархические уровни его психики. Философская антропология, возникшая в начале двадцатого столетия в Германии, воскресила взгляды И. Канта о единстве природы человека, однако дала им новое, соответствующее времени истолкование. Интересны в данном контексте выводы немецкого философа Шеллинга, который рассматривал человека в тесном единстве с волей и действием, которое является для него очень ответственным и осознанным. Истинная философия рассматривает человека как свободного, и он не может быть сведен к какой-либо вещи, не должен рассматриваться как какое-то дело. По мысли В.И. Шеллинга, принцип единства, совершенного единства является очень важным для человека потому, что в конечном итоге, рано или поздно, человеческий род должен соединиться и будет восприниматься как совершенная личность [42]. А. Лазарев считает, размышляя о философии Шеллинга, что «сущность того или иного человека - его деяние, но деяние, совершающееся в жизни до жизни, во вневременности, таким деянием он и предопределил свою сущность, предначертал свой нравственный облик, свой характер, склад души, даже свою телесную конституцию, и быть иным - уже не в его власти. Своим предвечным действованием он не проявил, а создал свою сущность, свою натуру. И вот он действует теперь в соответствии со своей природой, и в этом смысле свободно. Он свободен к злу, и если изначально зол, то по собственной вине» [11].
Понятие «всеединство» Шеллинг впервые употребляет в работе «Философия и религия». Под всеединством он подразумевает весь абсолютный мир со всеми ступенями существ, вселенную в ее полном и совершенном единстве. Затем данный термин он корректировал в работе «Система мировых эпох». «Мысль о всеединстве, - говорит Шеллинг, - это вечная мысль, состоящая в том, что все существующее черпает бытие из Бога и тем самым представляет собой протяженную субстанцию, существующую через Бога и в Боге, - это основная мысль всякой истинной религии» [62] Идеи В.И. Шеллинга оказались очень близкими русским мыслителям, и, в особенности, В. С. Соловьеву. Как писал С.Н. Булгаков, «только русская философская литература могла оказать плодотворное и творческое влияние на развитие натурфилософских идей Шеллинга и именно философская система Владимира Сергеевича Соловьева...» [6, с. 62]. В имеющихся немногочисленных исследованиях предпосылок развития интегрального подхода незаслуженно мало внимания уделяется концепции всеединства Владимира Соловьева, которая может послужить пониманию и погружению в интегральную суть бытия. П. Гайденко указывает, что сам религиозный философ характеризовал свое учение как философию всеединства. «Великая мысль, лежащая в конце всякой истины, состоит в признании, что в сущности все, что есть, есть единое». Считая единство важнейшим определением бытия, он пишет: «... Абсолютная единичность есть первое положительное определение абсолютного первоначала» [7]. Понятие «всеединство» Вл. Соловьев использует и в ходе размышлений над природой человека. Согласно воззрениям философа, изложенным им в работе «Критика отвлеченных начал», каждый человек имеет в себе и осуществляет всеединство. Размышляя о значении религиозного начала в человеческой жизни, Вл. Соловьев высказал мнение, что определение человека как существа разумно свободного еще не представляет никакого положительного нравственного идеала. Ни элемент материального интереса, ни элемент права, который присущ ему как существу разумно свободному, не соответствуют нравственному началу [30].
По мысли Вл. Соловьева, каждый человек должен быть не средством чьей-то внешней, посторонней деятельности, не ее границей, а только целью. Это значит, что на такое значение имеет право только абсолютная полнота бытия, то есть все или все в одном (всеединое). Таким образом, каждый может быть безусловной целью или предметом для другого лишь при условии, если он содержит в себе в себе это все, известным образом выражает собою это всеединое [30]. В качестве выражения внутренней существенной солидарности всех Вл. Соловьев рассматривает как нравственное начало и, в то же время, еще и живая личная сила, и при этом универсальный закон. Соответственно, предметом и содержанием такой любви не может быть человек как эмпирическое явление: невозможно любить истинной, то есть совершенной любовью ни человека вообще, ни каждого человека в действительности [29]. Таким образом, согласно мнению Вл. Соловьева, нравственное начало не находит себе места ни в натуральном, ни в рациональном порядке, следовательно, предполагается высший, абсолютный порядок, соответствующий третьему элементу в существе человеческом, - мистический, или божественный. Если человек, являясь существом природно-материальным и разумно свободным, не может являться предметом безусловной любви, значит. таким предметом может быть лишь человек как существо божественное, человек в Боге или человек как Бог [25]. Следовательно, как указывает Вл. Соловьев, можно предположить, что люди находятся между собой не только в рациональных отношениях, из которых вытекают союзы экономические и политические, они связаны более тесной связью со стороны своей внутренней сущности, образуя единый божественный организм, или живое тело Божие [16].
Человек, по мнению Вл. Соловьева, есть божественная идея, но поскольку он представляет собой свободное «я», а также природное животное существо. Поскольку единство человеческой индивидуальности требует, чтобы три элемента были согласованы, человеку необходимо осуществить свою божественную идею в своем человеческом и природном элементе. А так как человек есть божественная идея только во внутреннем единстве со всеми, в единстве всечеловечества, то и осуществление человеком его божественного начала в низших элементах есть не что иное, как осуществление всеединства [29]. Таким образом, согласно утверждения Вл. Соловьева, человек или человечество есть существо, содержащее в себе божественную идею, то есть всеединство, или безусловною полноту бытия, и осуществляющее эту идею посредством разумной свободы в материальной природе. Религиозное начало в человеке есть та неподвижная цель, которая должна двигать естественные силы человечества, реализуясь в них так, чтобы воля Божия, или всеединство, совершалась на земле, как она есть на небесах [16]. Единство осуществляется у Вл. Соловьева как выполнение нравственной задачи через внутреннее совершенствование. Он пишет: «Тот народ, как и человек, который внутренне не совершенствуется, не может совершать истинно славных дел: откуда бы они взялись?». Можно сказать, что поистине оставаться самим собой означает для Вл. Соловьева неустанное совершенствование себя. В работе «Россия и Вселенская Церковь» философ указывает, что не только православие - еще не вселенское, но и идеал православия, по Вл. Соловьеву, еще недостаточно вселенский. Вселенскость не означает всеохватности, включения в себя всего что попало [30]. Идеалом общественности, как считает Вл. Соловьев, является духовное единство в соответствии с извечным идеалом русского народа, под которым понимается устроение общества как церкви, как духовной общности, как свободного многообразия в любовном единстве. Подобным образом Вл. Соловьев рассматривает и природу, считая, что задача человека – не только оживлять омертвленную «цивилизацией» природу, но и одухотворять ее [29]. В. Шеллинг был убежден, что всеобщая философия не может являться достоянием одной нации. Пока какая-либо философия не выходит за границы отдельного народа, есть основания утверждать с абсолютной уверенностью, что такая философия еще не является истинной, даже если они находится на пути к этому [42]. С таким подходом согласился и Вл. Соловьев, который указывал, что немецкие философы никогда не заявляли о своем превосходстве. Ценность и привлекательность их «абсолютных» систем, что в них через национальную форму прорывается устремление к общечеловеческому и наднациональному [39].
А.Ф. Лосев, подробно изучивший творчество Вл. Соловьева, определяет свое понимание действительности таким термином, как единораздельная цельность [20]. В творчестве А.Ф. Лосева удачно сочетаются «логико-категориальная определенность и диалектическая систематика классической западной философии (платонизм, аристотелизм, гегельянство, гуссерлианская феноменология) и христианский интуитивизм русской философской мысли (в духе теории «цельного знания» ранних славянофилов, соловьевской философии всеединства, философии имени, софиологии и учения о соборности)» [31]. Огромное значение этих философских концепций в полной мере начинают раскрываться лишь сейчас, когда мир становится глобализованным, а поиск целостности, гармонии является одновременно и целью, и способом развития человека. Как указывает В.В. Козлов, «интегративный подход традиционен для отечественной науки, свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности. Одновременно в истории психотерапии мы можем обнаружить несколько крупных кризисов, которые не позволили реализоваться идеям интегративной методологии» [13]. Первый из названных В.В. Козловым кризисов пришелся на июль 1936 года, когда развитие педологии, то есть комплексной науки о детях было запрещено на партийном и правительственном уровне. Таким образом, был совершен целенаправленный подрыв основ возрастной психологии. Второй кризис начался, когда 1951 году, во время научно-академической сессии, где рассматривались вопросы изучения творческого наследия И.П. Павлова, была предпринята попытка низведения психологии к изучению физиологии высшей нервной деятельности. На конец двадцатого столетия пришелся третий методологический кризис психологии. Она лишилась своей привычной материалистической методологии и оказавшись под влиянием нескольких направлений зарубежной науки, она, при некритическом восприятии всего иностранного, оказалась перед риском потери определенности цели и четкости ориентиров». Ныне, когда указанные кризисы преодолены, постепенно психологи разных стран и научных направлений начинают осознавать, что глубинные, неосознаваемые проблемы отдельных симптомов, проблем и травм только указывают на то, что имеется сбой в системе психики, являются свидетельством нарушений целостности индивида, что исключительно целостный подход может открыть пути к достижению психического здоровья. Поиск путей, ведущих человека к целостности, единству с собой и миром, является важным условием его успешного развития и личностного роста [30]. Интегральное развитие – это развитие целостное. Понятия «цель» («телос», греч.) и «целое» («телеиос», греч.) этимологически связаны между собой, и достижение цели одновременно является завершением создания целого. Если имеется конфликтное напряжение между фрагментами и уровнями организации личности, между человеком и средой жизнедеятельности, это является показателем того, что данный индивидуум не является целостным. Научно-практическая концепция, названная интернальной психологией, направлена именно на устранение указанных напряжений и восстановление целостности личности. В определенной степени близок к интегральной психологии подход доктора Чампиона Курта Тойча. Согласно его концепции, генетический код до рождения человека определяет большинство его жизненных перспектив, и такой подход получает подтверждение в научных кругах. Активно исследуются генетические особенности личности и доказывается гипотеза, в соответствии с которой молекулы ДНК являются носителями не только наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным недугам, но и носителями генетического кода, определяющего основные паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям и жизненным сложностям. Исходя из этой концепции, вместе с информацией о внешности, в ДНК сохраняется информация об опыте предков и об их жизненных ролях. Каждый человек обладает собственным уникальным Основным Внутренним Направлением – соединением генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он идет по жизни, получает опыт и играет роли вне зависимости от их сознательных реакций и интерпретаций. Исходя из генетического подхода Ч.К. Тойча, есть возможность выявления и осознания унаследованных конфликтов и проблем путем анализа реальных фактов биографии как самого человека с его раннего детства и особенностей его воспитания, а также фактов биографии его предков и выявления устойчивых, ненаследуемых семейных проблем и конфликтов [24]. Будучи одним из основателей виктимологии Ч.К. Тойч высказал убеждение, что во многом человек является жертвой генетического кода и проблем предков в том смысле, что он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы представителей предшествующих поколений. Если эти проблемы человек не решит в течение своей жизни, он неминуемо передаст их потомкам, и так будет происходить до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из них. Осознание нежелательных семейных повторяемых паттернов поведения в сочетании с созданием и реализацией четкого плана по их преодолению дает человеку возможность изменить к лучшему свою жизнь в разных ее проявлениях. Другой вариант целостной индивидуальности нашел развитие в трудах В.С. Мерлина. Основываясь на принципах общей теории систем Л. Берталанфи, положения теории функциональных систем П.К. Анохина, достижения комплексного познания человека и результаты созданной им школы психологов, В.С. Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности [13]. Структуру интегральной индивидуальности он рассматривал как синтез свойств организма, свойств индивидуума и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности. Распознавать свойства интегральной индивидуальности разных уровней В.С. Мерлин предложил при помощи математического принципа значности, и такой подход дал ему возможность показать уникальность межуровневых (многомногозначных) и одноуровневых (взаимооднозначных и одно-многозначных) типов детерминаций подсистем большой саморегулируемой и самоорганизующейся системы «человек-общество» [13]. Теория интегрального развития предлагает набор эффективных инструментов исследования самости человека в его как поверхностной, так и глубинной структуры. Иными словами, исследуются и разбираются стадии развития, а, кроме того, социокультурные способы проявления таких стадий. Кроме того, предлагаются также способы работы с этим мировоззрением. Говоря о развитии интегрального подхода, нельзя не упомянуть индийского мыслителя-революционера Шри Ауробиндо, который еще в начале прошлого века разработал уникальное учение – Интегральная Йога. В концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это нашло выражение в его полемике одновременно с двумя полярными позициями — философией «аскетического» спиритуализма Адвайта Веданты, а также материализмом западной философии [17]. Шри Ауробиндо трудился созданием новой интегральной философии, которая, по его замыслу, должна вобрать в себя все самое лучшее от первой и второй позиций, при этом избавившись от слабых сторон каждой из них. Эта новая философия должна базироваться на принципе, из которого возможно выведение всего качественного многообразия мира. В этой философии должна быть показана взаимосвязь между Духом и Материей без попытки отрицания реальности какой-либо из них. При этом должен быть исключен также дуализм при объяснении вселенной. Ее сутью должно являться объяснение поступательного процесса мировой эволюции, ее законов, а также места человека в этом процессе и его предназначения [27]. Учение, которое разработал Шри Ауробиндо, получившее название учение Интегральная Йога, является сложной синтетической концепции о всецельном преобразовании человека. Суть Интегральной Йоги – в объединении элементов разных практик на основе принципа интегрализма, под которым подразумевается объединение древнейших религиозно-философских идей с современными научными концепциями [18]. Согласно учению индийского мыслителя, разум представляет собой высший уровень сознания, который достигнут эволюционным путем, однако эволюция на этом не завершилась. Над разумом, согласно учению Шри Ауробиндо, находится Супраментальный план или вечное Сознание-Истина, которое по природе своей есть самодостаточный и самопредопределяющий свет и сила Божественного Знания. Разум, согласно Шри Ауробиндо, - это неведенье, находящееся в поиске Истины, однако Супраментальное Знание – это знание самосуществующее, которое является гармоничным проявление своих сил и форм. Единственным путем к достижению совершенства, к которому устремлено все самое высокое в человечестве, является нисхождение супраментального сознания [27]. Имеется возможность при помощи открытия высшему божественному сознанию, подняться к этой силе блаженства и света, открыть истинное осознание, с которым человек может пребывать в постоянном единстве, в связи с Божественным, и, соответственно, принести вниз супраментальную Силу для трансформации разума и жизни, и тела. Именно реализация такой возможности – это главная динамичная целью Интегральной Йоги Шри Ауробиндо. Философ высказал убеждение в том, что подходить к йоге исключительно для решения задачи превратиться в сверхчеловека, - это не более чем проявление жизненного эгоизма, являющегося разрушительной силой для собственной цели. Люди, преследующие именно такое намерение, так или иначе, приходят к беде как в духовном, так и в других отношениях. По мысли Шри Уробиндо, эволюция настоятельно призывает человека к тому, чтобы он занял позицию не только ее сознательного участника, но также деятельного сотрудника, чтобы было обеспечено постепенное погружение высших сил сознания в материю, что может иметь следствием еще более великое проявление Силы Божественного Сознания во Вселенной. «В этом тайное значение, - указывает Шри Ауробиндо, - земной эволюции и развития человека. Место человека во вселенной определено, но свобода выбора - принять или не принять его - остается за человеком». [45] Таким образом, Интегральная Йога стала сложным синтетическим учением о всецельном преображении человека. Буквально йога означает единение и обеспечивает такое состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях является абсолютно гармоничной и содержит в себе сам источник, или корень его существа. В настоящее время существуют разные формы йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога). Подразумевается, что единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Очень важно осознать, что высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего. Объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. В самом себе человек обладает огромным потенциалом, раскрывающимся только его стараниями. Йога подобна способу, которым ребенок учится ходить, совершенно еще не зная, как это делается [27]. Единение с Божественным - это конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога). Термин «йога» означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; «раджа» — «владыка»); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д. В отличие от веданты, йога исследовала не три, а пять состояний сознания. Три из них возникают спонтанно, а два высших достигаются в процессе духовной практики. Интегральная йога - Йога, объединяющая элементы различных практик на основе определенной концепции. Интегральная Йога - это йога воплощения божественного сознания на Земле. Базовый постулат Интегральной Йоги: «Вся Жизнь есть Йога", а ее цель - богоосуществление в жизни, переход в качественно новое существование». Как указывал Шри Ауробиндо, «средством достижения этой высшей цели является самовручение всей нашей природы Божественному. Все должно быть отдано Божественному внутри нас, универсальному Всеобщему и трансцендентному Верховному. Полное сосредоточение нашей воли, сердца и мышления на Божественном в Его единстве и разнообразии, безраздельное самопосвящение всего нашего существа одному лишь Ему». [44]. Таким образом, философия Интегральной Йоги представляет собой синтез философских идей Востока и Запада, прошлого и настоящего. Принцип интегрализма подразумевает объединение древнейших религиозно-философские идеи с современными научными взглядами. Существует три аспекта интегрализма Йоги Шри Ауробиндо. Первый связан с тем, что она объединяет и синтезирует множество форм Йоги, эзотерических учений и научных теорий. Второй заключается в том, что она делает попытку внести Йогу в жизнь человека, объединить Йогу и жизнь. Третий аспект состоит в том, что в синтезированной Йоге, как полагал ее создатель, «все силы в человеке будут объединены и включены в превращающее средство». Интегральная Йога оперирует синтетической терминологией, включающей индийские, древнегреческие и европейские понятия. Базовые термины имеют санскритское происхождение и восходят к ведической философии. При этом Интегральная Йога делает попытку наполнить элементами науки традиционные категории ведической философии. Шри Ауробиндо убежден, что в основе всего существующего лежит абсолютная реальность – Брахман, то есть Абсолют, трансцендентальное Сверхкосмическое бытие, которое служит опорой космоса, Космическое Я, подпирающее все существующее. Абсолют - это субстанция мира. Единое генетическое начало мира существует в триединстве Сат (бытия), Чит (знания), Анады (блаженства) [43]. Раскрывая сущность категории «Брахман», мыслитель применяет для его характеристики понятия «Атман» (первичное сознание), «Ишвара» (Всевышний Бог), «Пуруша» (познающий, созерцатель). В понимании Брахмана в Интегральной Йоге есть существенная специфика, связанная с применением для его характеристики идей эволюционизма. [27]. Сущность развития мира составляют два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса инволюции и эволюции мирового генетического начала, Мирового Разума. Что касается инволюции, она представляет собой «процесс самоограничения Силы Сознания», процесс уплотнения, которым сила Вселенского Сознания «завертывает» себя. При этом она проходит через последовательные стадии до того момента, пока она не примет вид «плотного Космического Несознания». Эволюция – это процесс противоположно направленный, в котором «Сила Сознания снова появляется, выходя постепенно из видимого Космического Несознания». Из Несознания-Хаоса была организована материя «путем скрытой в нем Силы Сознания». Сила Сознания побуждает материю к эволюции. Так возникает жизнь и «живущие физические существа» — животные и растения. Теория инволюции и эволюции является в Интегральной Йоге базовой концепцией, которая дает возможность обосновать идею спиритуализации материи, преобразования физического существа человека и дальшейшей сверхразумной трансмутации человеческого существования. Большинство существовавших и существующих форм Йоги связано со сложившейся еще в глубокой древности практикой поднятия первичной космической энергии в человеке, заключенной в основании позвоночного столба по центральному спинномозговому каналу - Сушумне. По мере достижения восходящим потоком энергии чакр (центров биопсихического поля), лежащих вдоль Сушумны, практикующий Йогу получает различные Сиддхи (сверхспособности). Процесс этот является сложным, многоступенчатым, продолжается многие годы и предполагает существование особых эзотерических знаний и методик. Как правило, он осуществляется под руководством посвященного учителя. По достижении восходящим потоком энергии Сахасрары (тысячелепесткового лотоса мозга), йог входит в Самадхи - особое сверхсостояние психики, когда индивидуальное Я растворяется в Мировом Духе. Самадхи считается большинством форм Йоги конечным итогом и целью йогической практики [27]. Шри Ауробиндо разработал иную концепцию самореализации в Йоге. В качестве основного инструмента для этого он использует медитацию, в процессе которой космическая энергия Шакти начинает мягкое и ненасильственное нисхождение по Сушумне. После достижения нисходящей Шакти нижнего центра биопсихического поля Муладхары, первичная космическая энергия, которая в нем заключена, легко и быстро поднимается по Сушумне, и практикующий Йогу достигает Самадхи. Однако, достижение Самадхи в Интегральной Йоге не является конечным пунктом. «Эта Йога начинается там, где кончили старые Йоги». Используя энергию Самадхи, йог осуществляет новое нисхождение по Сушумне, в процессе которого происходит трансмутация человеческого тела, его преображение. Итогом этой практики должно стать полное преобразование человека, который обретет бессмертное тело и богочеловеческий статус [45]. Развивая новую концепцию самореализации, Шри Ауробиндо делает попытку синтезировать ее с научными методами. В науке его интересует опытный метод познания, который он применяет по отношению к йогической и спиритуальной практике. Сравнивая методы Йоги и науки, он пишет, что «йогические методы также созданы на основе знания, развитого и подтвержденного правильно поставленным экспериментом, анализом практики и повторяющимся результатом». Все основные йогические практики переосмысляются Интегральной Йогой под этим углом зрения. Однако, как подчеркивает сам Шри Ауробиндо, опытное познание в Интегральной Йоге является только вступлением к сверхчувственному, сверхумственному пониманию трансцендентного [45]. Интегральная Йога рассматривает человеческую психику как многослойное образование, отличающееся сложной структурой. Прежде всего, важным является выделение внешнего и внутреннего сознания. Внешнее сознание имеет «поверхностное физическое, виталическое и умственное проявления». Но за этим внешним проявлением сознания в человеке существует «намного более, великое, глубокое и сильное внутреннее сознание». Внутреннее сознание многослойно и имеет три основных области: подсознание — «невыраженное, нерасчлененное, невнятное сознание», наследие животной эволюции; засознание, которое «вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный», чем наружный; сверх-разум - невербальное надлогическое сознание, не имеющее аналогов во внешнем сознании, эволюционное будущее человека [27]. В настоящее время человек пользуется только внешней зоной сознания. Это «пробужденное активное сознание», но оно охватывает лишь незначительную часть психики. Одна из основных целей Интегральной Йоги – это найти свою подлинную индивидуальность, расширить человеческое сознание, осуществить восхождение к высшим планам сознания, а затем низвести Сверхразумный план в земное бытие, чтобы преобразовать ум, жизнь и тело. Все остальное может быть результатом этих двух целей, а не первым предметом Йоги [43]. Шри Ауробиндо выстраивает иерархию восходящих планов сознания от обычного человеческого рассудка к Сверхразуму. Первым шагом является подъем из обычного человеческого рассудка в Возвышенный ум. Это «светящийся ум-мысль, ум духа, рождающий концептуальное знание». Здесь нет «логических движений», отношения идеи с идеей, правды с правдой не установлены посредством логики. Следующая ступень — Озаренный ум. Озаренный ум работает не посредством мысли, а посредством видения. Еще более высокая ступень — Интуитивный ум. Шри Ауробиндо определяет интуицию как «мощь сознания, более близко и тесно находящегося к первоначальному знанию». Это «непосредственное сознание», результат «проникающего и обнаруживающего соприкосновения». Следующий шаг восхождения поднимает к Надразуму, который «есть сила космического сознания, первоисточник глобального знания». Однако, в земной эволюции нисхождение Надразума еще не дает полной трансформации Несознания. Полная трансформация может быть достигнута «только путем опускания Сверхразума в земную структуру». [27] Итак, если отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определенного периода занятий практикующие начинают ощущать «восходящую» силу, называемую в Индии кундалини, то целью Шри Ауробиндо, как мы видели, является не только восхождение, но и нисхождение, не только нахождение вечного Покоя, но и преобразование Жизни и Материи, начав с той маленькой частички жизни и материи, которую представляет собой конкретный человек. Очень важным следствием этого является пробуждение или точнее «отклик» нисходящей Силы. Переживание нисходящего тока — это переживание преобразующей Силы. Именно эта сила сможет обновить быстро истощающуюся энергию человека и его неуклюжие усилия, именно эта сила начинает действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя сначала вершину существа человека, а затем, нисходя от уровня к уровню она сделает универсальным (всеобщим) все существо человека вплоть до самых низших слоев. Таково основное переживание интегральной йоги. Как писал Шри Ауробиндо, «гностическое сверхчеловечество — следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру». Это будет новая совершенная коллективная жизнь «гностических индивидуальностей», образующих новый вид существ. Контуры будущего мира Шри Ауробиндо рисует в самых общих чертах, отмечая, что «единственным правилом гностической жизни будет самовыражение духа, воли Всевышнего бытия». [44] Человек развил новую силу своего существа, которую Шри Ауробиндо предлагает называть «новой силой души, и существо, сделавшее это, испытывает внутреннюю потребность не только смотреть на мир и все переоценивать в нем с этого нового, более высокого уровня развития, но и заставить всю свою природу подчиняться этой силе и в некотором смысле преобразовывать себя по ее подобию и даже преобразовывать, насколько это возможно, всю окружающую жизнь в некое подобие этой более великой истины и более великого закона. Именно в этом заключается истинный закон человека, его и образ жизни, его способ совершенствования и его подлинное счастье» [43]. Исходя из концепции индийского философа, человеку, чтобы он мог осуществить главную цель своей природы, важно найти правильный путь для совершения трансформации, которая еще ни разу не была ему доступна. для осуществления главной цели своей природы предстоит отыскать Шри Ауробиндо считал, что базовой причиной неудач человека является то, что его основная воля направлена только на удовлетворение, и он не преобразовал ее и не направил на более высокое проявление. Есть личности, которым удалось достичь преобладания жизни высших частей, но нижняя часть у них, как и ранее, протекала под надзором высших сил, однако здесь речь может идти о преобладании одного над другим, но отнюдь не трансформации [44]. Интеграция множества восточных и западных путей развития предоставляет человеку очень богатую картину возможностей и способов движения. В интегральном развитии психология неразрывно связана с духовностью. Если в основе психологии лежит работа с эго, и она помогает стать более цельной и здоровой личностью, то духовность выводит за пределы самости, в безвременную и безграничную основу сознания, в надличностные измерения, ко Вселенной и к Богу. Если следовать только духовным практикам без понимания психологии, это может принести вред, но и применение в жизни только психологии без понимания духовности не может привести к счастью и ощущению гармонии. Они находятся на месте единения абсолютного и относительного, внутреннего и внешнего, индивидуального и коллективного, духовного и психологического. При этом такое соединение является не только умственным, но и воплощенным, практическим, и именно в этом суть интегральной жизненной практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|