Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и развитие интегральной теории Кена Уилбера




Под понятием “Integral Psychology” (в переводе – «психология целостности») Кен Уилбер назвал используемую им в исследованиях и терапии систему, обобщающую «наиболее глубокие открытия и озарения из различных до-современных, современных и пост-современных источников».

В основе его концепции лежит представление об определенном спектре сознания, в котором типы сознания, которые известны человечеству из многих мировых духовных традиций, являются высшими стадиями развития согласия.

В соответствии с определением К. Уилбера, целостный (integral) подход в психологии, терапии и тренинге объединяет:

- персональное с трансперсональным;

- индивидуальное с социальным;

- линии развития личности;

- теорию и практику;

- разные теории определенной области знания;

- внутреннее и внешнее;

- четыре квадранта Великого Гнезда Бытия;

- степени и состояния нашего существования;

- пустоту и форму;

- бытие и становление;

- и все вышеперечисленное.

Кроме того, по мысли К. Уилбера, интегральный подход признает первичность личности перед иерархией. Крайне важным для понимания его концепции является утверждение К. Уилбера о том, что невозможно уважительно относиться к разным методам и областям, не показав, как именно они согласуются друг с другом. Именно так, как пишет один из основоположников интегральной психологии, создается настоящая мировая философия: «В противном случае мы имеем нагромождения, а не целостности и на самом деле не проявляем уважения ни к чему» [33].

В своем интегральном подходе К. Уилбер соединяет глубинные и поверхностные структуры западной и восточной картины мира, религиозные и светские основы, предлагая целостную картину взросления человека. Он убежден в том, что любые социокультурные практики, которые появились в разные века у разных народов являются ничем иным, как указанием на одну из граней этого взросления. Главный фокус в том и заключается, чтобы понять, что это за грани, а значит, насколько это возможно, увидеть целостную картину [33].

К. Уилбер предлагает использовать данные исследователей психологии развития и рассматривать разные мировоззрения – в том числе, мировоззрения разных религий с их концепциями спасения и с их практиками по достижению такого спасения как проявления разных глубинных структур, которые относительно последовательно разворачиваются. Как указывает К. Уилбер, «если вы не подружитесь с Фрейдом, то вам сложнее будет добраться до Будды» [35].

Важнейшее положение интегральной концепции заключается в том, что развитие не завершается в зрелом возрасте, а может продолжаться до конца жизни человека. Иными словами, понятие спектра сознания имеет следствием представление о стадиях развития сознания.

Как подчеркнул К. Уилбер, развитие осуществляется не в виде постоянного поступательного процесса, а в виде временных состояний, называемых пиковыми переживаниями, и только со временем, постепенно становится стабильной характеристикой, о которой можно говорить уже не как о состоянии, а как об уровне или стадии развития.

В соответствии с интегральной концепцией К. Уилбера, общая картина развития намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Автор концепции отмечает, что сознание человека является сложным феноменом, где выделяются отдельные характеристики. К. Уилбер называет их линиями, либо же способностями. Развитие сознания, собственно, и складывается из развития этих линий, которые, по сути, являются независимыми друг от друга. Таким образом, вполне может получиться, что по линии А человек находится на первой стадии, по линии В – на второй стадии и по линии С – на третьей стадии [34].

Основа интегрального подхода К. Уилбера получила название AQAL, что означает «all quadrants all levels» («все квадранты все уровни»). Эта модель описывает пять неупрощаемых категорий, которые, как считает автор концепции, важно использовать в любой интегральной модели. Согласно К. Уилберу, для целостного рассмотрения какого-либо предмета, необходимо учитывать такие взаимокоррелирующие аспекты.

Первый из них – это четыре сектора (квадранта):

- индивидуальный внутренний, подразумевающий субъективное исследование предмета;

- индивидуальный внешний, то есть объективное исследование предмета;

- коллективный внутренний, то есть субъективное исследование культурных отношений (к примеру, культурная антропология);

- коллективный внешний -объективное исследование социальных групп (например, теория систем).

Второй аспект – это так называемые линии развития, присутствующие в этих секторах (к примеру, в психологии развития это может быть линия когнитивного развития, линия эмоционального развития, линия физического развития и так далее).

Третий аспект – уровни развития, касающиеся определенного предмета. К примеру, человек на протяжении жизни проходит через несколько стадий развития.

Четвертый аспект – состояния сознания, участвующие в деятельности, а пятый аспект – конкретные типы [35].

Как указывает К. Уилбер, относительная независимость названных линий означает, что, в основном они могут развиваться в разном темпе и в разные возрастные периоды. В одно и то же время человек может очень высоко развиваться по некоторым линиям, на среднем уровне – по другим и оставаться низко развитым – по третьим. Таким образом, согласно теории К. Уилбера, общее развитие является совокупностью всех этих разноплановых линий и вообще не имеет последовательного, линейного характера [34, с.45].

AQAL по-иному можно назвать биопсихосоциокультурным подходом, который требует учитывать динамики развития стадий и состояний не только в психологическом измерении, но также во внешнем объективном организме, в межсубъективной культуре и межобъективных социальных системах. Его задумка состояла в создании всеобъемлющей системы координат, которая, по его мнению, позволяет прийти к более цельной и нередукционистской интеграции науки, духовности, искусства, культуры и общества.

Однако, как указывает автор концепции, быть интегрально развитым человеком – не означает, что человек должен в совершенстве овладеть всеми известными способностями или что все линии должны быть на третьем уровне. Быть интегрально развитым означает только, что необходимо культивировать ясное представление о состоянии способностей, поскольку, имея более целостный образ себя, можно оставить эффективный план будущего развития [34, с.42].

Таким образом, можно сделать вывод, что интегральный подход имеет целью синтетическое объединение открытий, которые были совершены в таких сферах человеческой деятельности, как психология, философия, социология, религиеведение и так далее.

Развитие человека и общества К. Уилбер рассматривает как движение, развитие духовности и Духа, являющееся основной целью существования человечества на Земле. Такое развитие, с точки зрения философа, осуществляется по двум направлениям – восходящему и нисходящему пути.

Восходящий путь, как указывает К. Уилбер, является «полностью трансцендентным и потусторонним». Он включает в себя аскетизм, разные формы йоги, имеющиеся религии, магию и многое другое, как путь познания тайн и неизвестных знаний. Этот путь можно определить, как восхождение к Небесам.

Нисходящий путь – напротив, восхваляет мирское, сексуальность, телесность, отождествляя Дух с материей. Этот путь презирает все трансцендентное. Эти пути противостоят и враждебны друг другу.

Одним из важнейших понятий, введенных К. Уилбером для понимания уровней или спектра сознаний, является понятие холона, под которым он понимает целое, которое само по себе является полным, но при этом является частью такого же наполненного целого. В качестве примера такого холона философ называет атом, с одной стороны, являющийся целостным образованием, а с другой стороны – составной частью молекулы, в свою очередь, являющуюся частью клетки, которая представляет собой часть организма. Эта крайне важная категория концепции дает возможность понять, каким образом осуществляется эволюция в реальном мире [28].

Сами по себе холоны не существуют, и каждый из них обладает собственной организацией, имеет развитие в виде движения вверх по эволюционной лестнице. Это становится возможным исключительно при условии самоопределения как создания чего-то нового, то есть движения вверх, либо же распада, то есть движения в них. Отсюда понятно, что эволюция – это творческий процесс, так как в ходе движения вверх всегда появляется нечто новое, творческое и происходит выход за пределы того, что существовало ранее и уже известно. Таким образом, появляются новые холоны, являющиеся уже продуктом творчества. Как указывает К. Уилбер, «мы живем в мире творческого возникновения».

Итак, холоны обладают такими основными качествами как организация, взаимосвязь, самораспад и самопреобразование путем самопреодоления. Как утверждает К. Уилбер, именно таким образом создается Космос и, в том числе, наша реальность.

Движение вверх самопреодолевающих и трансформирующихся в новое холонов, порождает иерархию или холархию, в которой целостный холон является частью вышестоящего. Иными словами, целое становится частью целого, не стремясь при этом к господству.

Таким образом, в центре внимания интегральной психологии находится личность как таковая, а не отдельные ее свойства, проблемы или процессы. Говоря об интегральных техниках, профессионалы имеют в виду, прежде всего, всестороннее и комплексное воздействие на человека, включая его тело, сознание и бессознательную психику, а также использование ресурсного скрытого личностного потенциала. При таком подходе целью является не только достижение целостности человека, но и реорганизация экзистенциального контекста личности, которая обеспечивает ее адекватную и полную реализацию в социуме.

Важно подчеркнуть, что, с точки зрения интегральной психологии, любая теория и концепция, каждый психотерапевтический миф, направление, идея учения и простое житейское суждение, при их кажущейся полноте и универсальности, лишь отчасти являются справедливыми, а сценарий каждого интегративного процесса абсолютно уникален.

Ни одна из интегральных психотехник не может быть формализована или растиражирована. Использование методов интегральной психологии - это, прежде всего, их творческая разработка - а, зачастую и вдохновенная импровизация - для каждого конкретного случая.

Интегральный подход подробно исследует каждую дисциплину четырех секторах: интенциональном, поведенческом, культурном и социальном. Если говорить упрощенно, то воедино собираются все истины тела и ума, духа и души, включаются все самые важные открытия и инстайты из источников прежних периодов, современных трудов и надсовременных источников.

Таким образом, происходит гармоничное объединение древней мудрости с современным знанием, а духовность – с материализмом.С точки зрения AQAL любой подход, это из виду, менее всего соответствует критериям актуального и достоверного знания в наше время.

Таким образом, интегральная парадигма притязает на всецелостность и всеохватность в представлении человеческого знания, а интегральный подход предполагает развитие и культивацию тела, ума и духа в самости, культуре и природе. В конечном счете, интегральная модель дает более всесторонний и эффективный взгляд на то, что происходит внутри нас и в окружающем мире.

К. Уилбер утверждает, что мы на пороге перехода от мира противоречащих друг другу противоположностей, проявляющегося в непримиримом противоборстве дисциплин, сфер ценностей, перспектив, к миру интеграции, постепенно находящей место и контекст всем ныне существующим мировоззрениям, подходам и практикам по задействованию реальности — от религии до науки, технологии, культуры и искусства. Этот переход будет совершаться долго и мучительно, однако, если судить по данным исследований психологии взрослого развития, впервые в истории человечества значительная часть населения планеты (около 5 %) приближается к тому, что можно назвать интегральными стадиями развития сознания (стадиями, на которых идѐт отказ от видения всего сквозь призму фрагментации, дуалистических игр и противоборств, вместо чего постепенно обрисовываются контуры интегрального видения колоссальной целостности и неразрывности всех процессов, происходящих в Космосе — Космосе человеческом и вселенском).

К. Уилбер называет два вида изменений человека, которые важно различать: «Человек состоит из нескольких компонентов: тела, ума и духа. Измерение ума – это измерение, из которого мы объясняем себе мир, измерение, в котором создаются смыслы и ценности; и оттуда же обычно происходит наша самоидентификация на относительном плане. Интересной особенностью ума является то, что он развивается, и в своем развитии проходит несколько стадий» [36].

Программа интегральных исследований К.Уилбера ориентирована на «всеуровневое, всесекторное» представление о человеческом сознании и поведении, охватывающим не просто все сектора, но и все различные уровни и измерения в каждом из этих секторов – весь спектр уровней в интенциональном, культурном и социальном аспектах человеческих существ. Поэтому основу интегральной философии, как ее мыслит автор, составляет, прежде всего, деятельность координирования, разъяснения и концептуального обобщения всех разнообразных форм познания и бытия. Даже если сама интегральная философия не рождает более высокие формы, она в полной мере признает их и побуждает философствование открыться для практик и форм созерцания. Кроме того, интегральная философия, благодаря своей многосторонности, может стать мощной критической теорией (критической в отношении всех менее разносторонних подходов) в философии, психологии, религии, социальной теории и политике.

К. Уилбер выработал свою интегральную практику развития на основе представления о том, что человек развивается наилучшим образом, если он развивается целостно или интегрально, ибо это соответствует устройству человека. Например, атлет тренируется, упражняя свою гибкость, силу, скорость и достигает хороших результатов, но, если при этом он занимается медитацией, учится расслабляться, собираться, оказывается, что он показывает более высокие результаты. Если учёный занимается бегом и работает с тенью, делает йогу, занимается дыхательными практиками он становится более ровным, более адекватным в общении и мышлении, и соответственно, улучшаются и его научные результаты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...