Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегральность как условие и результат развития человека в эпоху глобализации. Концепция В.В. Козлова




 

Процессы глобализации, отмечаемые в настоящее время, должны восприниматься и рассматриваться как процесс, направленный на расширение возможностей самореализации человека. Стремительность перемен в современном мире рождает новые возможности его социальной адаптации, равно как и возможностей понимания им происходящих событий. Нереализация тех или других влечёт за собой нарастающее ощущение утраты контроля над собственной субъективностью. Интегральность подразумевает экспериментальное изучение, а потом и включение в свою жизнь нового разностороннего опыта.

В книге «Интегральное видение» К. Уилбер высказывает мнение, что за последние тридцать лет наши современники стали свидетелями уникальной ситуации, когда каждому человеку стали доступны все древние культуры мира. То есть человек получил свободу погрузиться практически в любую известную культуру и изучить ее. То есть впервые за историю человек получил доступ ко всей сумме накопленных человечеством знаний [34].

Как указывает В.В. Козлов, земная цивилизация вступает в новую фазу своего роста, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию. В разных странах десятки миллионов людей используют те или иные практики самопознания и самосовершенствования. Началась новая эра в истории Земли, когда активное преображение человечества происходит в объединении знаний и усилий западных технологий внешнего и восточных психотехник внутреннего. Интегральная психология играет в этом движении значительную роль, выступая его интеллектуальным лидером и интегратором [13].

В настоящее время в любой развитой стране существует множество всевозможных организаций, институтов, групп, общин, журналов и книг, имеющих дело с этими темами. И российский и западный интеллектуальный рынок предлагает потребителю тысячи практических семинаров, на которых можно познакомиться практически с любой философско-религиозной традицией, эзотерической практикой, «новой религией» или психологическим тренингом.

В.В. Козлов дальнейшее развитие научной психологии видит именно в интегральной психологии, необходимость которой продиктована следующими причинами.

Во-первых, следствием событий последнего времени, экономические и политические кризисы, изменения в мироустройстве стала всеобщая дезориентация в целях, морально-этических нормах, культурных и экзистенциальных ценностях, а, следовательно, возникла насущная потребность в выстраивании этих структур на психологическом уровне. Психология стала необходима не только как эзотерическая научная дисциплина с понятийной системой, которая недоступна основной массе людей, но и как определенная теория, определяющая модель мира и отвечающая на вопросы существования человека.

Во-вторых, с появлением эгоцентрических, прагматических, индивидуалистических ценностей происходит тотальное отчуждение людей друг от друга и становятся невозможными интимно-личностные отношения между людьми. В.В. Козлов подчеркивает, что в российском обществе всегда была высокой потребность в таких отношениях, в искреннем сопереживании, взаимной поддержке и открытости. По мысли В.В. Козлова, интегральной психологии необходимо стать психологией общественной, ориентированной на социальные группы.

В-третьих, духовная депривация, опустошенность актуализирует потребность в заполнении этого внутриличностного пространства новым, значимым личностно психологическим содержанием. Это духовное содержание может и должна нести в себе интегративная психология, реализующая экзистенциально-формирующую функцию, продуцирующая жизненно важные ценности и смыслы [13].

Нынешнее время отличается еще и тем, что все большему количеству ученых начинает открываться истина о том, что, если человеческое «Я» не объединить с другими матрицами, утрачивается сознание в смысле его изучения только с односторонней позиции других матриц.

Речь идет о том, что, будучи внутренним измерением бытия, сознание имеет определенную глубину, и его невозможно рассмотреть исключительно с внешних позиций научного мировоззрения. Как уже указывалось выше, нисходящий путь и восходящий почти не пересекаются. Любые попытки людей восходящего (трансцендентного) пути объяснить внутреннее развитие Духа не могут быть поняты сознаниями людей, идущих нисходящим путем. При этом именно нисходящий путь и является основой современности, культуры постмодерна. Люди, которые находятся в этом нисходящем потоке, просто не видят более высоких уровней сознания, более высоких идей. Как указывал К. Уилбер, «нисходящая сеть стала настолько прямолинейной, настолько бессознательной, настолько консервативной, что даже «новая парадигма» - революционное движение - полностью находится у нее в тисках» [37].

Поэтому в настоящее время актуальными являются рассматриваемые проблемы и очень важно найти новые пути к совмещению «я», «мы» и «это». Именно в сознании и содержится ключевая проблема, поскольку оно имеет большой спектр уровней, для которых видение мира является неодинаковым. К примеру, для людей, воспринимающих мир только чувственно, не существует сознания ценностей смыслов, морали и так далее, то есть всего того, что нельзя осязать или увидеть.

Сознание низких уровней не способно осознать глобальные проблемы современности. Иными словами, развитие науки, техники и т. п. породило деление мира на объекты научного исследования и изучающий субъект. Отсюда видение мира как субъектно-объектного образования, то есть дуальным и разделенным. Исследование мира только эмпирическими методами не позволяет исследовать внутреннее, создает поверхностный взгляд на реальность, на сознание людей, которые имеют не только внешние проявления, но и неисследуемое внутреннее.

Как говорит К. Уилбер «У нас есть цель, но нет пути к ней. И у нас есть карта, которая отрицает трансцендентное, само по себе являющееся этим путем» [36].

Современность, таким образом, находится в рамках нисходящего потока, полностью определяя культуру и человека, его цели, потребности и его развитие, осуществляемое в рамках этого нисходящего пути на уровне импульсов, желаний и потребностей и крайне поверхностного беспечного взгляда на жизнь и окружающую среду. Некоторый всплеск религиозности, наблюдаемый сейчас в мире, ничего не меняет по существу, так как «большинство религиозных мыслителей даже не ощущают, что имеет место развитие». Они пытаются оставаться в рамках традиции, никуда не двигаясь, поскольку религии возникли и укоренены в рамках аграрных мировоззрений. Сейчас же начался стремительный переход от рационального индустриального общества к информационному, построенному совершенно на ином способе производства. Отсюда появляется новый другой тип сознания, личности и поведения людей, соответствующих этому новому культурному пространству.

Еще в начале девяностых В.В. Козлов и его единомышленники основали прикладное психологическое направление, обозначенное как «интенсивные интегративные психотехнологии», которое рассматривали как систему теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, ведущих человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности и поведения. В начале третьего тысячелетия В.В. Козлов сделал вывод о том, что массовые эксперименты с различными психотехниками и психотехнологиями показали правильность базового методологического посыла - целостного подхода в теоретической и практической деятельности психолога, который подразумевает не только системный анализ предмета науки, но и целостное видение своей природы, своих клиентов в реальной деятельности [13].

Сам В.В. Козлов провел около пятисот научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 16000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста. Наибольшей известностью пользуются две его авторские тренинговые программы — профессиональный тренинг «Инсайт» и «Духовные путе- 8шествия». Кроме того, известно много других тренингов, которые он разработал, организовал и провел во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье [11].

Сейчас, по мнению В.В. Козлова, как никогда необходимы историческая преемственность и методологическая заданность при выборе путей развития психологии. Этим условиям в полной мере удовлетворяет именно интегральная психология.

В российской психологии учение об интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, обосновавшее соматопсихическое единство человека при его подразделенности по определенным иерархическим уровням, и психологическая антропология Б.Г. Ананьева, перекинув мостик от психологии человека к его психофизиологии и биологии, послужили мощным стимулом для возникновения интегральной психологии [12].

Целостную характеристику ин2дивидуальных свойств человека В.С. К Мерлин обозначил понятием индивидуальная интегральность, рассматривая ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе.

К концу минувшего столетия наметилась тенденция возврата к единым и цельным представлениям о человеке, бытовавшим до середины XIX в. и разрушенным ходом процесса дифференциации наук. Теоретическая возможность нового синтеза знаний о человеке была обоснована философами. Возникли необходимые предпосылки к воссозданию науки, центральным содержанием которой явились бы представления о соматопсихической целостности человека.

На начало нового тысячелетия стала явной некоторая методологическая неопределенность в дальнейшем движении антропологических наук. По мнению В.В. Козлова, для ее разрешения возможны два подхода:

- коммуникативная методология (В.А. Мазилов), которая предполагает кооперативное взаимодействие наук, школ и направлений в решении конкретных вопросов психотерапии и других гуманитарных наук;
- интегративная методология (К. Уилбер, В.В. Козлов), которая предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психотерапии.

Будучи приверженцем интегрального подхода, В.В. Козлов отмечает, что очень полезными являются оба эти подхода: «Более того, коммуникативная методология может стать необходимой стадией формирования интегративного подхода. В этом контексте абсолютно справедливо замечание В.А. Мазилова о том, что сегодня необходимо направить усилия на разработку научного аппарата, позволяющего реально соотносить различные концепции и тем самым способствовать установлению взаимопонимания в рамках научной психотерапии».

Конкретная задача, которую предстоит решить в первую очередь в начале XXI столетия, состоит в разработке модели методологии психологической науки, ориентированной на коммуникацию, т.е. предполагающей улучшение реального взаимопонимания:

- между различными направлениями в рамках научной психологии;

- между академической, научной психологией и практико-ориентированными концепциями;

- между научной психологией и теми ветвями психологического знания, которые не относятся к традиционной академической науке (трансперсональная, религиозная, мистическая, эзотерическая и т.п.);

- между научной психологией и искусством, философией, религией;

- между отдельными направлениями психологии, которые опредмечивают различные уровни психической организации - персона, интерперсональное и трасперсональное.

Вторым шагом после реализации проекта коммуникативной методологии должна стать разработка интегративной научной модели и методологического аппарата, позволяющего реально соотносить различные подходы как внутри психологической науки, так и подходы, реализующие другие смысловые формы психологического знания.

Таким образом, первый шаг в формировании интегративной методологии и одновременно способ профессионального становления психолога -коммуникативность, открытость знанию как системообразущий принцип.

Обобщение научных знаний о человеке в единое целое способно не только выявить и ликвидировать пустоты на последних рубежах традиционных наук, но и расширить горизонты психологии за счет интеграции знаний и привлечения прикладных технологий из других наук и направлений, которые в соответствии с картезианской парадигмой считались ненаучными и даже антинаучными.

В начале своей книги «Интегративная психология» В.В. Козлов помещает манифест, в котором изложены пять базовых принципов реализации интегративного подхода.

Первый, глобальный принцип - единство психологии. Как указывает автор, в процессе своего исторического развития психология дошла до такой стадии, когда ее объединение «не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей — психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого.

Второй принцип, названный В.В. Козловым, — идея непротиворечивости. Автор призывает коллег стремиться к созданию такой системы психологии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей: «Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понимания себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости. Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в программы психологических школ и направлений, им должны обучаться все представители психологии. Представители интегративной психологии должны быть живым примером такого единства в понимании и действии»

Третий принцип - идея психологического сообщества взаимопонимания и взаимной поддержки. Автор призывает к созданию в масштабах всей планеты такого сообщества психологов, в котором будут удовлетворяться их потребности в самореализации и в котором родится, расцветет и утвердится психолог, познавший немыслимую ранее полноту жизни и реализующий духовные функции социальных сообществ.

Четвертый принцип - идея полного равенства всех психологических школ и их представителей, невзирая на пол, национальность, расу, кастовую или государственную принадлежность.

Пятый принцип, провозглашенный В.В. Козловым, - идея признания общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические, эзотерические и профанические. Вера не противоречит разуму, психологическая наука и духовный поиск могут быть в гармонии [11, с.18-19].

По определению В.В. Козлова, стратегия интегративной психологии — постижение природы человека через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, синтез различных традиций, подходов, логик, диагностического и психотехнического инструментария, при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть ее заключается в многоплоскостном, многомерном, многоуровневом, разновектор-ном анализе, создающем возможность качественно иного исследования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена [11, с.39-40].

Интегративный подход В.В. Козлов определяет как творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях [11, с. 40].

Как указывает В.В. Козлов, в интегральной модели личность и группы стоит понимать, как сложные, открытые, многокомпонентные системы, которые способны поддерживать гомеостаз, целесообразное взаимодействие со средой, способные к адаптации, саморазвитию, генерированию новых структур и подсистем, согласно сложившейся ситуации и новым условиям существования.

Что касается уровневой организации психической реальности, при первом приближении В.В. Козловым выделяются персона, интерперсона и трансперсона, которые полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических и соматических до трансперсональной как в индивидуальной, так и в групповой формах.

С этими тремя подсистемами взаимодействует индивидуальное свободное сознание, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений между глобальными подсистемами или отношение и напряжение внутри самих систем. Каждая глобальная система (персона, интерперсона и трансперсона) имеет три класса компонентов (материальный, социальный и духовный).

Все подструктуры имеют уникальную и очень сложную си стемную организацию, требующую каждый раз специального анализа, как в структурном, так и в процессуально-динамическом аспектах.

При третьем приближении, согласно концепции В.В. Козлова, можно вычленить глобальную систему «не-Я» и девять базовых конструктов, имеющих системные связи между собой, являющихся зеркальным отражением с отрицательным знаком [11, с.42].

Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективную, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор человека реализуется его сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром, а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания [11, с.92].

Личность и группы В.В. Козлов, в отличие от многих других психологов и психотерапевтов, обозначает изначально как некое совершенство и как некие уникальные, ценные в своей целостности, самобытности и неповторимости живые социально-психологические системы.

Автор «Интегративной психологии» и его последователи исходят из того, что любая личность и группа совершенны и уникальны. Они уникальны, потому что:

1) имеют уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами, ценностями, тенденциями, направленностью и материальными объектами;

2) имеют уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь;

3) имеют уникальный язык взаимодействия с миром.

Человек и группа общаются с миром не только на уровне словесного языка, но и на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесностью. Единство этих трех компонентов (структура, эволюция и язык взаимодействия с реальностью) и создают личность и группу, которые бесподобны в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности и группы в социальной реальности, которая была бы похожа на другую.

Первое, что важно в понимании личности и групп, — это их уникальность и самоценность: каждый человек, любая человеческая общность, все человечество совершенны и уникальны в любую секунду своего существования [11, с. с.175-176].

С точки зрения интегративного подхода, личность - это не некая монолитная сущность, а система внутренних идентичностей или «Я- идентификаций», придающих структуру и смысл бытию в мире человека. Личность как некое целостное понимание человеком самого себя это не только способ генерализации прошлого опыта, но и семантическое пространство, которое помогает человеку интегрировать и объяснять свое поведение.

Таким образом, на данном этапе задача психологии - извлекать и интроецировать в свое концептуальное поле психодуховный опыт, накопленный в поиске человеком своих высших духовных состояний для усиления его самопонимания и самосовершенствования [11, с.230].

Если переходить от теории к практике, нужно отметить, что, желая развиваться целостно, человек должен заниматься интегральной или целостной практикой. Видов духовной практики может быть бесконечное множество, их можно обнаружить в разных духовных традициях, они могут быть изобретены самим человеком, его знакомыми, друзьями. Всё, что помогает человеку расти и развиваться – это и есть духовная практика.

Таким образом, суть интегрального подхода к собственному развитию заключается в: 1) владении максимально обширной картой развития, которая описывает закономерности, стадии и направления внутреннего и внешнего развития; 2) выстраивании индивидуальной практики развития в соответствии с этой картой и своей ситуацией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аблеев С.Р. Историческое развитие йоги: основные этапы и тенденции [Электронный ресурс]/С.Р.Авдеев. -Режим доступа:http://www.LШRARY.сom

2. Бек P.M. Космическое сознание. — М.: Ник, 1995. — 800 с.

3. Белов В. Н. Основоположения нравственной философии И. Канта и Вл. Соловьева // Кантовский сборник. 2013. №3

4. Бойко П.Е. Диалектические основы философии истории А.Ф. Лосева. http://korfo.kubsu.ru/totum/rus/022003/bovko.html

5. Бродов В. В. Истоки философской мысли Индии. Йога: ме- тодология практических занятий. — М.: МГУ, 1990. — 224 с

6. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990. 412 с.

7. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века / П.П.

8. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Дидык М.А. Вл. Соловьев русская версия осевой концепции культуры // Философское и культурологическое россиеведение. Вып. 5. Феномен восточнохристианской цивилизации. EN АРХН: 2004. -214 с. С. 93- 103.

10. Интегральная Йога Шри Ауробиндо (Отрывки трудов Ауробиндо и Матери). М., Никос. 2000.398с.

11. Клинецкая Н. В. Интегральный подход в социокультурной парадигме Кена Уилбера // Труды СПбГУКИ. 2015. № С.79-86.

12. Козлов В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. -528 с.

13. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое по- собие. — М.: Ин-т психотерапии, 2003. — 302 с.

14. Козлов В. В. Пятый проект в психологии // Вестник ТГПУ. 2005. №1 С.7-13.

15. Козлов В.В., Майков В.В. Трансперсональная психология: Ис- токи, история, современное состояние: Монография. — М.: ACT, 2004. - 603 с

16. Корнеенков С. С. Строение человека в интегральной йоге: дух, душа, сущность и личность // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №26 С.35-40.

17. Кротов Я. Владимир Соловьев: «Мир не должен быть спасен насильно» // Новое время. 1997. № 37. С. 32 34. http://www.krotov.info/yakov/past/l9/19person/vl solovyov.html.

18. Крючкова Е.С. Духовная трансформация и ее обоснование в трудах Шри Ауробиндо // Аналитика культурологии. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-transformatsiya-i-ee-obosnovanie-v-trudah-shri-aurobindo (дата обращения: 04.06.2016).

19. Крючкова Е. С. Шри Ауробиндо о влиянии культуры на эволюцию человека // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №10.

20. Ледбитер Ч. Учителя и Путь /Пер. с англ. К.Зайцев. -М.: Амрита -Русь, 2004.-336с.

21. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 171.

22. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

23. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». — СПб.: Белый кролик, 2002 — 352 с.

24. Майков В.В. Интегральный подход Кена Уилбера http://journal.celenie.ru/index.php/maykov

25. Макнаб П. Интегральное общение: Мастерство коммуникации с помощью системы НЛП и интегральной модели Кена Уилбера. — М.: Открытый Мир, 2010.

26. Мочалов Е.В. Проблема человека в немецкой философии и русской философии всеединства // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-cheloveka-v-nemetskoy-filosofii-i-russkoy-filosofii-vseedinstva (дата обращения: 04.06.2016).

27. Петешова О. В. Влияние мировидения Н. А. Бердяева на формирование языковой картины мира трансперсональной психологии // Вестник ЧГПУ. 2011. №7 С.270-276.

28. Попова Н. А. Ромах О. В. Интегральная йога Шри Ауробиндо или духовное самосовершенствование человека // Аналитика культурологии. 2008. №11 С.111-115

29. Пустошкин Е. Введение в изучение интегральной философии Кена Уилбера // http://rhga.ru/science/center/ezo/seminars/42/Pustoshkin_Ken%20Wilber1.pdf

30. Перегин А. Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» //Новый мир. 2001. №2.http://magazines.russ.ru/novyi mi/200l/2/sereg-pr.html.

31. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги; Примеч. С. Л. Кравца и др. М., 1990. Т. 1.

32. Тахо-Годи А. А. Философия истории А. Ф. Лосева // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002г.): В 3 т. Т. 3. Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ. 2002. 493 с. - С. 24.

33. Уилбер К. Бумерит: Книга, которая тебя освободит. — Электронное издание. — М.: Ориенталия, осень 2013.

34. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия. —М.: АСТ, 2004.

35. Уилбер К. Интегральное видение Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009.

36. Уилбер К. Краткая история всего / пер. с англ. С. В. Зубкова. М.: Аст: Астрель, 2006. С. 39.

37. Уилбер К. Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. — М.: АСТ, 2004.

38. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002.

39. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М., 1999.

40. Уткина Н.Ф. В л. Соловьев: Россия на пути создания богочеловечества // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990. - С. 74 - 90.

41. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М: Прогресс, 1990. - 368

42. Шаненкова И. А. Всеединство как основа религиозных и политических взглядов Шеллинга и Вл.Соловьева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №53. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vseedinstvo-kak-osnova-religioznyh-i-politicheskih-vzglyadov-shellinga-i-vl-solovieva (дата обращения: 04.04.2016).

43. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1989

44. Шри Ауробиндо, Человеческий цикл. Казань, 1992, с.305

45. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная Эволюция человека. /Пер. с англ. Введение и примечание Дмитрия фон Мореншильта. Изд. Испр.-Одесса: Весть; Хаджибей, 1992.-76с.

46. Шри Ауробиндо. Практическое руководство по интегральной йоге. М.: И.Д. «Профит Стайл», - 2007. -304с.

47. Шри Ауробиндо Гхош, Час Бога, Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарение/Шри Ауробиндо; пер. с англ. В.Г.Баранова, А.Шевченко, А.А.Чеха. -Л.: Институт эволюционных исследований «Савитри». - 1991.- 94с.

 

Глава 2. Социально-психологические особенности жителей современных мегаполисов

2.1. Особенности сознания и личности жителей современных мегаполисов

2.2. Основные психологические проблемы жителей мегаполисов.

2.3. Возможности интегрального развития личности в мегаполисе.

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей интегрального развития человека в современном мегаполисе

3.1. Организация, задачи и методы исследования

3.2. Программа тренинга интегрального развития личности и ее реализация.

3.3. Результаты исследования и их интерпретация.

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...