Вы - учитель 11 класса. Учащиеся умеют работать в группах; анализировать информацию; проявляют самостоятельность. Какую технологию проведения урока вы предпочтете и почему?
В предлагаемом классе я бы использовала технологию анализа конкретной ситуации. При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуационного обучения — приучить человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. Поиск сюжета — один из первых этапов в подготовительной работе преподавателя. Сюжет — это основа будущего содержания занятия с использованием АКС. Выбор сюжета диктуется темой занятия. Сюжет должен быть правдоподобным и доступным пониманию учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий. Он должен быть поучительным, не оставляющим ребят равнодушными ни с этической, ни с практической точек зрения. Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить: публикации в газетах и журналах, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.). Найденная ситуация нуждается в соответствующей обработке, которая сводится к следующим операциям: ¾ описание ситуации предельно ясным, простым языком (стилистическая обработка); ¾ описание плана занятия, постановка задачи учащимся и ее ¾ перепечатка текста на машинке, скрепление листов и помещение
Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания учащимся. Примеры постановки задач и вопросов к учебным ситуациям независимо от их содержания: ¾ Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной вам ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями? ¾ Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? В чем причина этих ошибок? ¾ Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны были бы руководствоваться участники данной ¾ Что посоветовали бы вы участникам ситуации, если бы оказались ее свидетелями? Кому и как следовало бы поступить? Как ¾ Какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственным участником описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации. ¾ Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте свое предложение. Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся. Выбор способа в свою очередь определяется двумя факторами: содержанием события (не всякий сюжет может быть передан любым желаемым способом) и техническими возможностями самой школы. Наиболее распространенный способ — письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает 1—2 страниц машинописного текста. В практике применения метода АКС используются и другие приемы, способы предъявления ситуации: видеозапись какого-либо реального события; эпизоды художественных и документальных фильмов; сюжетные слайды, диапозитивы, рисунки, отражающие состояние какого-либо факта или процесса; рассказ очевидца (на занятие приглашается свидетель или участник анализируемого события); игровой метод (проигрывание ситуации непосредственно в аудитории) и т. д.
Наиболее удачным следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например: устное сообщение, письменная (графическая) характеристика, кинодокумент и т. п. Структурно занятие с использованием технологии АКС может состоять из следующих этапов: ¾ этап непосредственной подготовки обучаемых к занятию (объявление темы, постановка цели и задач, доведение порядка работы); ¾ этап изучения ситуации (групповая или индивидуальная работа над ситуацией); ¾ этап проведения групповой дискуссии; ¾ этап подведения итогов занятия. Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей их среде. 18. Составьте план-конспект урока с применением активных методов обучения.
По определению Б. П. Лихачева, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и школьники. Для использования в курсе ОБЖ я бы рекомендовала проведение уроков с применением метода коллективной мыслительной деятельности, в основе которого лежит диалогическое общение, один учащийся высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит школьников внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы. В качестве примера можно преложить проведение следующего урока. Тема 5: Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.
Урок 2: Средства защиты органов дыхания. Цели урока: 1. Образовательная – изучить с обучаемыми основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования. 2. Воспитательная - прививать чувства взаимопомощи, корректности и доброжелательности. 3. Развивающая - развивать рефлексивные способности. Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практических действий. Вид урока: Урок с элементами технологии коллективной мыслительной деятельности.
Средства обучения: 1. Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки. 2. Противогазы: ГП-7, ИП-4М. 3. Респиратор: Р-2. 1. Комплект плакатов №3 “Новейшие средства защиты органов дыхания”. 4. Литература по теме. Ход урока 1. Организационная часть: (1 мин.) ¾ Проверить явку учащихся на уроке (с помощью дежурного). ¾ Проверить внешний вид учащихся и их готовность к занятию. 2. Исполнительный этап: (36 мин.) ПЕРВЫЙ ТАКТ. ВВОД В ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ. (5 мин.) а) Диагностика по раннее изученному материалу. Метод: устный фронтальный опрос. На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели способы оповещения населения при различных ЧС. Давайте вспомним, как происходит оповещение населения при возникновении ЧС: ¾ Назвать единый сигнал опасности.(“Внимание всем!”) ¾ Какими способами он подается? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки). ¾ С какой целью он подается? (Для привлечения внимания перед подачей речевой информации). б) Организация условий для создания проблемной ситуации. Виды примерных речевых сообщений мы с вами подробно разобрали на предыдущем занятии. Например, при угрозе радиоактивного заражения диктор сообщает: “Внимание! Внимание! Говорит управление ГО ЧС. Граждане! Возникла угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства защиты органов дыхания и держите их постоянно при себе. По нашей команде или при необходимости наденьте их...”
Ответьте мне на вопрос: “Что такое средства защиты органов дыхания?” В зависимости от глубины ответов учащихся, подбираю вопросы с целью сформировать у них убеждения, в том, что их знания недостаточны по теме СЗОД. (Например, “Что такое противогаз?”, “Где взять ватно-марлевую повязку?”, “Как правильно надеть противогаз?”) Отсюда - задача преподавателя: сформировать потребность учащихся в этих знаниях. Одновременно это является логическим подведением к теме урока. в) Организация понимания изучаемого материала. Объявляю тему урока и записываю ее на доске: “Средства защиты органов дыхания. (СЗОД)”, (учащиеся записывают тему в тетрадях). Организую запрос потребностей учащихся в знаниях по изучаемой теме. (Как вы считаете, какие вопросы в данной теме мы должны с вами рассмотреть?). Записываю все предложения учащихся на доске. Селекция потребностей учащихся методом обсуждения. Цель - выделить действительно важные проблемы: 1. Назначение СЗОД. 2. Виды и принцып действия СЗОД. 3. Правила надевания СЗОД. Данные вопросы оставляю на доске. КМД-1. Метод - беседа. Задаю вопрос: “Каково назначение СЗОД?”. После ответов учащихся и общего обсуждения подвожу итог: “Назначеие СЗОД - для защиты от попадания внутрь организма радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств”. (Учащиеся делают запись в тетрадях). Логический переход. Зная для чего предназначены СЗОД, давайте теперь рассмотрим их виды. ВТОРОЙ ТАКТ. РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКИМ МИКРОГРУППАМ КМД - 2. (10 мин.) Группа делится на четыре микрогруппы. Сообщаю микрогруппам задание: “Изучить раздаточный материал и затем рассказать о данном СЗОД”. Используя принципы вынужденной активности, задаю порядок работы микрогрупп: ¾ выбор “координатора действий”; ¾ отвечающих назначает “координатор”; ¾ действия членов микрогруппы оценивает “координатор”, действия координатора - преподаватель; ¾ организация работы микрогруппы так, чтобы активно участвовали все. “Координаторы действий” путем жеребьевки получают задание и раздаточный материал, автоматически определяется очередность ответа микрогруппы.
Алгоритм ответа записан на доске: 1. Назначение... 2. Устройство (Порядок изготовления - для гр. №1). 3. Правила надевания. Время на подготовку ответа строго ограниченно. (9 мин.) ТРЕТИЙ ТАКТ. ОТВЕТ МИКРОГРУПП. (16 мин.) Отвечают от каждой микрогруппы по 3 человека (по одному на каждый вопрос), используя плакаты, рисунки, макеты, записи на доске и т.д. Члены микрогруппы могут делать дополнения, уточнения по ходу ответа. Остальные учащиеся делают записи в своих рабочих тетрадях, задают уточняющие вопросы. Время на ответ микрогруппы строго ограниченно. (4 мин.) 3. Подведение итогов. (7 мин.) Обобщение и систематизация полученных знаний. (6 мин.) Для закрепления и обобщения полученных знаний давайте классификацию СЗОД, которые мы сегодня с вами рассмотрели, запишем в виде схемы (учащиеся зарисовывают схему в тетрадях). Выставление оценок и подведение итогов. (1 мин.) 4. Выдача домашнего задания. (1 мин.) Зарисовать в тетрадях и подписать устройство гражданского противогаза ГП-7В. 19. Составьте план проведения экскурсии. Укажите дидактические требования к ее проведению
Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся. Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др. Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа: ¾ Подготовка к ней учителя и учащихся ¾ Проведение экскурсии ¾ Оформление полученного материала Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает: ¾ Формулировку цели и задачи экскурсии ¾ Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей ¾ Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий ¾ Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии ¾ Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии. Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем. Для проведения экскурсии выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям: 1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся. 2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек). 3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся). В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд. Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад. На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками. Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней. Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии. Необходимость опорных знаний – непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования: ¾ Прохождение учащимися медицинского осмотра (заключение может подписать только врач). ¾ Соблюдение установленных требований при формировании групп. ¾ Наличие документации на проведение походов и экскурсий (маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путёвка, маршрутная книжка). ¾ Оформление приказа по школе об организации похода, путешествия (назначение руководителей и заместителей, утверждение плана, маршрута и сметы путешествия). ¾ Инструктирование по мерам безопасности руководителей и учеников похода, путешествия. ¾ Оснащение групп медицинскими аптечками. ¾ Организация контроля администрации школы за ходом походов и экскурсий. ¾ Соблюдение мер безопасности при купании. Каждое задание экскурсии выполняется учащимися индивидуально. На последней остановке маршрута подводятся итоги экскурсии.
20. Разработайте план проведения мероприятия «День зашиты детей».
«День защиты детей» является объектовой тренировкой по гражданской обороне. Проводится в конце апреля - начале мая с целью закрепления учащимися практических навыков и углубления знаний по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Система мероприятий «Дня защиты детей» способствует лучшему формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способа защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице, на природе, оказанию самопомощи и взаимопомощи. Эффективность проведения "Дня защиты детей" во многом зависит от заблаговременной подготовки (за 1,5-2 месяца), тщательного и продуманного планирования, правильного распределения обязанностей между организаторами "Дня защиты детей", четкого руководства и качества разработки документов на его проведение. Обязательно составляется План подготовки и проведения «Дня защиты детей», который подписывается начальником штаба ГО, преподавателем ОБЖ и утверждается директором школы – начальником ГО. Можно предложить следующий план подготовки и проведения «Дня защиты детей»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|