Разработайте плен-конспект похода с учащимися 10 класса по теме: «Автономное существование в природе».
Учебные вопросы. 1. Основные причины вынужденного автономного существования. 2. Первоочередные действия потерпевших бедствие. 3. Основные способы ориентирования и движения по азимуту. 4. Сооружение временного убежища. 5. Добывание огня и разведение костра. 6. Обеспечение водой и питанием. Цель. По окончании похода учащиеся должны: а. знать причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие; б. овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств; в. овладеть навыками в подготовке и проведении туристического похода, безопасного поведения при движении по маршруту и в условиях вынужденного автономного существования. Основное содержание похода. Теоретическая часть. Понятие о выживании и автономном существовании, их примеры. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные ситуации в условиях природной среды, аварийные ситуации в условиях природной среды. Условия, определяющие успех выживания. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств. Основные правила принятия решения оставаться на месте аварии в ожидании помощи. Основные правила принятия решения об уходе с места аварии. Основные способы ориентирования по компасу, по небесным светилам, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Понятие об истинном и магнитном азимутах. Сущность движения по азимуту. Сооружение временного убежища. Факторы, влияющие на выбор типа укрытия. Типы укрытий. Естественные природные укрытия. Простейшие укрытия. Навесы и шалаши. Приподнятые укрытия на заболоченном или сыром месте. Зимние укрытия.
Правила добывания огня. Выбор места для разведения костра. Порядок разведения костра. Типы костров и их назначение. Способы добывания огня при отсутствии спичек. Обеспечение водой. Опасность обезвоживания организма. Добывание воды при отсутствии водоемов. Очистка, фильтрование и обеззараживание воды в природных условиях. Обеспечение питанием. Источники пищи в условиях выживания. Дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы. Пища животного происхождения. Правила безопасного употребления растительной пищи. Практическая часть. Отработка практических действий потерпевших бедствие при условной аварии транспортного средства (машина, речное судно, самолет). Отработка действий на месте аварии до прибытия помощи. Отработка действий при уходе с места аварии. Отработка способов ориентирования. Определение сторон горизонта по Солнцу. Определение местного полудня. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. Определение сторон горизонта по Полярной звезде и Луне. Отработка метода движения по магнитному азимуту с использованием вспомогательных и промежуточных ориентиров. Отработка способов сооружения простейших укрытий (шалашей и навесов). Отработка способов разведения костров различного типа: сигнальных, пламенных, жаровых. Отработка способов добывания огня при отсутствии спичек (при помощи увеличительного стекла, при помощи кремня и куска металла, путем трения). Отработка способов добывания, очистки и обеззараживания воды. Заключение. Повторение основных моментов и проверка, как понята тема. Контрольные вопросы. 1. Назовите основные принципы вынужденного автономного существования в природных условиях. 2. Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) оживания людей в природной среде. 3. Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?
4. Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности? 5. В каких случаях принимают решение оставаться на месте? 6. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии? 7. Назовите способы ориентирования на местности, помогающие определить стороны горизонта. 8. Какими способами можно определить стороны горизонта по небесным светилам? 9. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам? 10. Какие данные нужны для движения по азимуту? Как определить направление на предмет по заданному азимуту? 11. Какими способами можно определить пройденное расстояние? 12. Для чего необходимо оборудование временного жилища при выживании? Какие факторы влияют на выбор типа временного укрытия? 13. Какие функции выполняет костер? Как выбрать место для костра и правильно развести его? 14. Какими способами можно добыть огонь при отсутствии спичек? 15. Объясните, почему пища и вода являются важным фактором при длительном пребывании в условиях автономного существования. 16. Какими способами можно добывать воду в условиях природной среды? Назовите способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях. 24. Разработайте план-конспект урока по теме «Пожарная безопасность» для кадетского класса (6 класс).
Цели: познакомить детей с профессией пожарного, как одной из мужественных и героических; показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека; воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность. Оборудование: выставка книг, проектор, компьютер, огнетушитель; для конкурсов: мешочек с мелкими различными предметами, платок (завязать глаза), телефон; для сценки: утюг, зеркальце, вещи. Выставка книг: С. Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”; Л. Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”; Б. Житков “Пожар в море”, “Дым”, “Пожар”; Е. Пермяк “Как огонь воду замуж взял”.
Ход урока Показ презентации
Контрольные вопросы. Домашнее задание.
25. Разработайте план подготовки и проведения соревнования «Школа безопасности»
Основной целью соревнования "Школа безопасности" является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения. Задачи соревнования "Школа безопасности": пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; проверка уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности"; совершенствование и выработка новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, по оказанию само- и взаимопомощи; развития их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций. Соревнования проходят в форме контрольного маршрута с выполнением специальных заданий, предусмотренных курсом ОБЖ. Прохождение этапов предполагает преодоление их в экстремальной обстановке и проводится в форме выполнения нормативов, т.е. лучший результат определяется по наименьшему времени, затраченному на выполнение задания, с учётом штрафов за неправильные действия. Дата проведения соревнования "Школа безопасности" приурочивается к проведению «Дня защиты детей». Команды должны иметь спортивную форму одежды и эмблему команды и специальное снаряжение. Соревнования могут включать: преодоление полосы выживания; ориентирование по солнцу и на местности по заданному направлению. Определение времени с помощью компаса. Определение высоты объекта и ширины реки; организацию бивуака, разведение костра, кипячение воды; изображение схемы маршрута; действия в чрезвычайной ситуации техногенного характера (радиационная, химическая авария). Определение радиоактивного источника, преодоление зоны заражения. Пользование средствами индивидуальной защиты; решение пожарно-тактической задачи по тушению пожара; действия в чрезвычайной ситуации природного характера; проведение спасательных работ на воде, переправа на плавсредствах; действия в чрезвычайной ситуации криминального характера; оказание само- и взаимопомощи. Оказание доврачебной помощи пострадавшему в чрезвычайной ситуации природного (на воде) и техногенного характера. Транспортировка пострадавшего; передвижение в населенном пункте с соблюдением правил дорожного движения; элементы туристской подготовки. Переправа по веревке с перилами. Укладка бревна и переправа по нему. Преодоление болота по кочкам. Преодоление болота с помощью жердей. Соревнования являются командными, проводятся на контрольном маршруте, составленном в соответствии с содержанием программы курса "Основы безопасности жизнедеятельности". В соревновании "Школа безопасности" принимают участие команды учащихся 8 – 11 классов. В составе каждой команды 4 человека (из них одна девушка). Главная судейская коллегия вправе до начала соревнований менять состав и последовательность прохождения этапов. При прохождении командой этапов соревнования вмешательство в ее действия со стороны руководителя (тренера) не допускается. Победитель соревнования "Школа безопасности" определяется по наименьшей сумме штрафных баллов, набранных командой на всех этапах контрольного маршрута. На каждом этапе вводится контрольное время. При превышении контрольного времени на этапе команде засчитывается непрохождение этапа и она занимает место после команд, прошедших все этапы без превышения контрольного времени. В случае равенства суммы штрафных баллов преимущество получает команда, имеющая лучший результат на наиболее сложных этапах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|