Раскройте методику использования технологии модульного обучения в рамках школьного курса ОБЖ
Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению. Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются: ¾ гарантированность достижения результатов обучения; ¾ возможность работать обучающихся в группах, в парах; ¾ паритетное отношение учителя и ученика; ¾ возможность обучения с товарищами; ¾ возможность работать в индивидуальном темпе; ¾ знание конечных результатов обучения; ¾ контроль в процессе освоения учебного материала. Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули, каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения. Модуль - это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят - из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Каждый учебный элемент состоит из: ¾ четко сформулированной цели обучения; ¾ практического задания для отработки умений и навыков в ходе усвоения учебного материала; ¾ учебного материала; ¾ проверки усвоения разработанной строго в соответствии с целями обучения. Это означает: ¾ в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
¾ дается разъяснение к этой информации; ¾ определяются условия погружения в информацию; ¾ приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; ¾ указаны практические задания. Модуль, выступая средством модульного обучения, включает в себя банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий. Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Технологическая часть модуля - это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Исследователи рекомендуют начинать каждый пятый модуль с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и входным проверяется уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем соответствующая доработка - корректировка, установка на следующий «виток», то есть последующий модуль. Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности обучаемых через следующие этапы усвоения знаний: - восприятие; - понимание; - осмысление; - запоминание; - применение; - систематизация. Его сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей помощью педагога), достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем. Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей: 1. Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме. 2. Операционные. Главное здесь формирование и развитие способов деятельности.
3. Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов. В курсе ОБЖ построение модулей осуществляется по смешанному типу. Модуль вначале предполагает теоретическую подготовку обучающегося, в ходе которой формируются знания, а затем лабораторно-практический блок который дополняет теоретический блок и непосредственно связан с его содержанием. Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов. При использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый обучающийся должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности учащихся и собственной консультирующей работе. При анализе работы группы на уроке преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Обучающиеся должны оценить свою работу на уроке, определить, что эта работа им дала. При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия: ¾ Четкая организация учебного процесса. ¾ Постановка целей и задач обучения всего блока. ¾ Сочетание словесных и наглядных методов. ¾ Широкое вовлечение обучаемых в различные виды самостоятельной деятельности. ¾ Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль. ¾ Вера преподавателя в способности обучаемого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|