Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осн. налоги, уплачиваемые предприятием: 2 глава

1.Исключительные права, полученные от правительства.

2.Патенты и авторские права, которые обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.

3.Собственность на всё предложение какого-либо производственного ресурса. Примером чего может являться положение фирмы "Де Бирс"на рынке алмазов, которая обладает монопольной властью на алмазном рынке благодаря её контролю над продажами около 80% необработанных алмазов, годных для изготовления драгоценностей.

Какие-либо уникальные способности или знания также могут создать монополию. Талантливые певцы, художники или спортсмены обладают монополией на использование своих услуг.

Естественная монополия — это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима.

Подводя итог оценке модели рынка несовершенной конкуренции, следует со всей справедливостью отметить, что монополия и совершенная конкуренция явл. двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные же рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

 

7. Методы ден.-кредитного регулирования экономики

 

 Под денежно-кредитным регулированием экономики понимается совокупность мер экон. регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экон. роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкон. процессы.

Ден.-кред. политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Основополагающей целью ден.-кред. политики явл. помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Ден.-кред. политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная гос. политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центр. (эмиссионный) банк.

Инструменты ден.-кред. политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

1. Операции на открытом рынке. Этот метод - наиболее значимый для денежно-кредитного регулирования - заключается в том, что центр. банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центр. банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная (сделка РЕПО) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

2. Политика учетной ставки (дисконтная политика). Центр. банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов ден.-кред. политики центральных банков Западной Европы. Центр. банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинанс-я) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 %-ных пункта). Центр. банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинанс-я, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинанс-я) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее явл. главной целью данного метода ден.-кред. политики центрального банка.

Изменение официальной %-ной ставки оказывает влияние на кредитную сферу: — затруднение или облегчение возможности комм. банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений; — изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение %-ных ставок по активным кредитным операциям.

Недостатком использования рефинанс-я при проведении ден.-кред. политики явл. то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинанс-е используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Центр. банк проводит политику учетной ставки (которую еще иногда называют дисконтной политикой), выступая в роли «займодателя в последней инвестиции». Он предоставляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Изменение учетной ставки явл. важным инструментом ден.-кред. политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую гос-ву.

3. Изменение норм обязательных резервов. Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке %-ное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две осн. функции: — служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов; — минимальные резервы явл. инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода: некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

4. Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита явл. прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

ЦБ может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые КБ обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центр. банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые КБ рекомендуется поддерживать на должном уровне.

Для достижения значимых результатов в наиболее короткие сроки нужно задействовать все инструменты одновременно.

В механизме действия ден.-кред. политики можно выделить пять последовательно связанных рычагов: — Приведение в действие инструментов ден.-кред. политики (операции на открытом рынке, дисконтирование, изменение нормы обязательных резервов); —Увеличение и сжатие объема денежной массы; — Движение ставки процента на денежном рынке; — Динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активизацией и ослаблением инвестиционной деятельности в экономике; — Изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса.

Каждый из указанных элементов запускается предыдущим и в свою очередь приводит в действие последующий рычаг. Поэтому сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения ден.-кред. политики.

 

8. Сущность, функции и виды денег

 

Средством выражения стоимости всех товаров в условиях рыночного производства явл. деньги, символизирующие денежную форму стоимости. Предыдущими, менее развитыми, были простая, развернутая и всеобщая форма стоимости. Деньги — это особенный товар, который служит всеобщим эквивалентом, формой выражения стоимости (ценности) других товаров.

Мы привыкли к тому, что деньги обладают покупательской способностью, что они явл. общепринятым средством, позволяющим нам сравнивать и складывать разные блага и услуги. Это единицы учета, удобные для осознания или описания различных ценностей. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег явл. их абсолютная ликвидность. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу.

Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от него. Деньги - это такой инструмент, без которого не может нормально работать экономика. Плохо функционирующая денежная система может привести общество к полному развалу.

В своем развитии форма стоимости прошла ряд этапов: от простой или случайной, при которой один товар обменивался на другой, до всеобщей, а от нее уже совершился переход к денежной форме стоимости. Деньги возникли 6 - 7 тыс. лет тому назад, бумажные стали внедряться в Европе в 18 веке.

Деньги выполняют три осн. функции:

1. Выступают как мера стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Благодаря деньгам нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов измеряются в денежном выражении.

2. Деньги служат средством обращения. Они используются при покупке и продаже товаров и услуг, явл. посредником в обмене. С появлением денег непосредственный товарообмен принимает форму товарного обращения. В ходе его деньги, постоянно перемещаясь от одних лиц к другим, совершают свой оборот. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. В функции средств обращения реальный денежный материал заменяется определенными символами, условными знаками, выпускаемыми гос-вами и обязательными к приему.

3. Деньги служат средством сбережения. В силу своей абсолютной ликвидности, они явл. удобной формой хранения и накопления богатства. Накопление денег может обусловливаться разными конкретными мотивами. Но мало кто будет накапливать и сберегать неустойчивые денежные знаки, имеющие ограниченное хождение.

С развитием товарно-денежных отношений деньги начинают выполнять и функцию платежа, то есть становятся средством оплаты долгового обязательства, когда продавец явл. кредитором, а покупатель — должником. Средством обращения в таких отношениях становится вексель, и, переходя из рук в руки, он осуществляет вексельный оборот. Вексель — это письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) право требовать от должника (векселедателя) указанную сумму платежа после окончания установленного срока.

Кол-во денег, необходимых для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

Денежная масса в обращении - это не только наличные деньги, но и чековые вклады в банках. Она увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды. Изменения в денежной массе влияют на совокупный спрос. Кол-во денег в обращении зависит и от скорости оборота каждой денежной единицы. Одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли-продажи. Поэтому потребное для обращения кол-во денег определяется делением суммы цен товаров и услуг, подлежащих реализации, на скорость обращения денег. Из суммы цен товаров исключаются взаимно погашающиеся платежи по товарам, проданным в кредит.

Бумажные деньги и чековые вклады не обладают собственной стоимостью. Но чтобы обладать ценностью, деньгам не нужно иметь золотое обеспечение, достаточно им быть общепринятым средством обращения и ограниченно доступными. Спрос на деньги зависит от их ожидаемой ценности.

Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Кол-во товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Когда индекс потребительских цен растет, покупательская способность денег падает, появл. деньги, не обеспеченные товарами, что означает инфляцию. Она может вызываться разными причинами. Это и выпуск излишнего кол-ва денежных единиц, когда расходы гос-ва превышают его доходы, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом и другими факторами.

Виды денег: 1. Товарные: золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках. 2. Символические: медные и никелевые монеты и бумажные деньги. 3. Кредитные: чеки и кредитные карточки.

 

9. Гос. внебюджетные фонды

 

Гос. финансы состоят из двух основных элементов: госбюджета и внебюджетных фондов. Госбюджет - это годовой план доходов и расходов гос-ва, это деньги, которые позволяют гос-ву выполнять экон. и соц. ф-ции (а в последнее время и политические). Госбюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета).

Гос. внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финанс-е затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Гос. и местные внебюджетные фонды явл. составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финанс-я конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финанс-я территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Гос. внебюджетные фонды первой группы.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3).

Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан явл. гос. внебюджетные фонды социального страхования. Осн. принципы их функционирования: всеобщность – охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания; необлагаемость налогом; общедоступность, многообразие видов социального обеспечения; гласность, демократический характер.

В первую группу входит также Республиканский фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счёт постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – ещё и взносов работников. Тарифы устанавливаются Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц.

Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня учреждения. Не явл. плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутр. дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Не явл. плательщиками отдельных страховых взносов: в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей; в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Каждый из государственных внебюджетных фондов явл. самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая гос. ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения создаются на федеральном уровне для финанс-я затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств. В 1994 г. насчитывалось 30 межотраслевых и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе 1 межотраслевой – Российский фонд технологического развития. Доходы этих фондов формировались за счёт специальных отчислений от себестоимости продукции. Самым крупным считался Фонд стабилизации и развития РАО «Газпром», в котором аккумулировались 10 трлн. Из 16 трлн.руб., собранных остальными 29 внебюджетными фондами.

Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые неналоговые доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о данном фонде.

Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие под руководством соответствующих органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного строительства.

Решение об образовании фонда принимают законодательные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В Положении о фонде определяется порядок формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым использованием средств.

Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального и производственного развития региона на финанс-е текущих расходов и капитальных вложений. Самым значительным по объёму аккумулируемых средств явл. валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финанс-е строительства особых объектов.

 

10. Фондовая биржа: ее структура и функции, осн. операции

 

ФБ представляет собой традиционный и постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее выпущенных ценных бумаг. Она явл. важным элементом современного экон. механизма. Являясь старейшей представительницей рыночного хозяйства, биржа играла и продолжает играть огромную роль в мобилизации, распределении и перераспределении капитала

ФБ должна состоять не менее чем из трех членов, все из которых должны быть ее акционерами. Не акционеры не могут быть членами биржи. ФБ создается как закрытое акционерное общество.

ФБ не преследует коммерческих целей. Ее деятельность основана на самоокупаемости. ФБ не явл. коммерческой организацией. Для ведения биржевой деятельности, в соответствии с "Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, бирже необходимо зарегистрироваться и получить лицензию в Министерстве экономики и финансов. Без таковой лицензии осуществление биржевой деятельности незаконно.

ФБ действуют на основании "Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РФ", а также на основании Устава и внутреннего распорядка по совершении сделок с ценными бумагами. Согласно статье 11 Закона «О рынке ценных бумаг» ФБ – организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Согласно Закону ФБ – некоммерческая организация, но при этом отсутствует определение сферы инвестирования доходов, которые всё-таки могут быть получены от осуществления биржей депозитарной или клиринговой деятельности.

Порядок совершения сделок во время биржевых торгов, а также и порядок расчетов по окончательным сделкам ФБ выбирает и вырабатывает сама. Все это должно быть утверждено Министерством экономики и финансов при регистрации биржи. Последующие изменения в Уставе биржи также должны быть утверждены Министерством.

Членами ФБ могут быть: инвестиционные компании; исполнительные органы гос-ва, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Только члены ФБ могут осуществлять на ней деятельность. Не разрешается временное членство на бирже, а также сдача биржевого места на бирже не членам биржи.

Финансовая деятельность биржи осуществляется за счет: 1) регулярных членских взносов членов ФБ. 2) продажи акций биржи, дающей право вступить в ее члены 3) биржевых сборов с каждой сделки, заключенной на бирже. 4) других доходов.

Доходы биржи направляются на покрытие ее расходов.

Правила допуска ценных бумаг к торговле на ФБ или исключение их из торговли устанавливаются биржей по согласованию с Минэкономики и финансов РФ.

Биржам предоставлено право самостоятельно разрабатывать учредительные документы, правила биржевой торговли, положение об арбитражной комиссии и другие внутр. документы. Они обязательны для участников биржевой торговли и работников данной биржи.

Осн. статьи дохода ФБ: •     комиссионные вознаграждение, взимаемое с участников биржевых торгов, за каждый заказ, исполненный в биржевом зале; •  плата за листинг (включение ценных бумаг в биржевой список); • вступительные, ежегодные и целевые взносы членов биржи; • взносы на покрытие текущих убытков или на создание необходимых резервов.

В России торговлю ценными бумагами активно ведут как товарные, так и валютные биржи, в составе которых создаются фондовые отделы. К ним предъявл. те же требования, что и к фондовым биржам, за исключением вопросов создания и организационно-правовой формы. ФБ организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже только через посредничество членов биржи.

Функции ФБ: • организация биржевых торгов; • подготовка и реализация биржевых контрактов; •     котировка биржевых цен; •       информационное обеспечение; • гарантированное исполнение биржевых сделок.

Принципы биржевой торговли: •  личное доверие между брокером и клиентом; • гласность; •       регулярность; • регулирование деятельности на основе жёстких правил.

Задачи биржевой торговли: • мобилизация финансовых ресурсов; • обеспечение ликвидности финансовых вложений; • регулирование рынка ценных бумаг.

Осн. права и обязанности ФБ: •     ФБ самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания: отчислений в пользу ФБ от вознаграждения, получаемого её членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей, вносимых членами ФБ за услуги, оказываемые ФБ; штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутр. документов ФБ. • ФБ самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и делистинга; • ФБ обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путём оповещения её членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию; • ФБ не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого её членами за совершение биржевых сделок.

Кроме ФБ необходима биржевая инфраструктура, т. е. определённые организации, являющиеся профессиональными участниками биржевой торговли и обеспечивающие её нормальное функционирование. Это: депозитарии, регистраторы, клиринговые (расчётные) палаты, информационные агентства, биржевые склады.

 

11. Ценные бумаги: понятие, виды, классификация, портфели ценных бумаг, эмиссия

 

Ценная бумага - это документ (или запись в специальном реестре), удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные и неимущественные права, которые можно: а) удостоверить (н-р, получить выписку из реестра, которая кстати, сама по себе ценной бумагой не явл.); б) осуществить (путем получения дохода или участия в управлении акционерным обществом); в) уступить другим лицам (продать, подарить, заложить).

Виды ЦБ

Существуют десятки разновидностей ЦБ. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и элемента (того, кто выпускает ЦБ). При этом далеко не все из них имеют особенности при отражении в бухгалтерском учете (можно выделить неск. типов ЦБ, имеющих сходные черты).

Все ЦБ можно разделить на две группы - денежные и капитальные ЦБ. Денежные ЦБ оформляют заимствование денег - это долговые ЦБ. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие. Доход по этим ЦБ носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ЦБ, как правило явл. краткосрочными (со сроком погашения менее одного года). Капитальные ЦБ выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) предприятия, необходимого для развития производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...