Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие налоги, уплачиваемые предприятием.

1. Налог на имущество предприятий. Ставка налога составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества предприятия. В стоимость имущества входят: осн. средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, материалы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, расходы будущих периодов, отгруженная продукция, право собственности на которую не перешло покупателю. Налог относится на финансовые результаты и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

2. Налог на рекламу. Налог на рекламу уплачивают юридические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

3. Налог на доходы физических лиц. До 2001 года ставка налога увеличивалась в зависимости от величины дохода с 12% до 35%. С 2001 года ставка налога перестала быть прогрессивной (плоская шкала) и все доходы (кроме специально установленных) облагаются по ставке 13%.

Следует отметить, что налог на доходы физлиц не явл. налогом предприятия. В данной ситуации предприятие выступает налоговым агентом по сбору и перечислению налога.

 

37. Характеристика прямых и косвенных налогов (+36)

 

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджет соответствующего уровня и гос. внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью, в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции:— фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;— регулирующую, связанную с вмешательством гос-ва в темпы развития экономики.

 Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода явл. то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Налоговая система состоит из налогов и сборов.

Различают: косвенные налоги — налоги, заложенные в цену товаров, которые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги — это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.

1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а) реальные; б) личные. К последним относятся: – подоходный налог с населения; – налог на прибыль юридических лиц; – налог на прирост капитала; – налог на доходы от денежных капиталов; – налог на сверхприбыль.

2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:

а) акцизы (надбавка к цене);

б) фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает гос-во для пополнения казны);

в) таможенные пошлины. Бывают: – экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); – импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для гос-ва или производителя внутри страны); – транзитные.

 

38. Методы регулирования банковской деятельности

 

Осн. инструменты, при помощи которых ЦБР проводит кредитно-денежную политику:

• %-ная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные гос. бумаги, векселя, гарантии и поручительства).

• Регулирующие кредиты ЦБР размещаются в банках с целью поддержания ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются КБ: 1) действующие на финансовом рынке более одного года; 2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР; 3) соблюдающие все нормативы; 4) выполняющие резервные требования.

• Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на бес%-ный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней - 14%, до 90 дней - 10%, свыше 90 дней - 8%, по валютным вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).

• Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.

• Формирование общих внутр. нормативов для кредитных учреждений.

• Участие в деятельности международных банковских организаций.

• ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.

• РЦБ организует налично-денежное обращение.

Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты явл. безусловным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми активами ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.

• ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

• Количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или конкретной территории.

• ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.

Осн. критерии надзора: 1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам; 2) оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности); 3) качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава); 4) Л. - способность быстро и безболезненно выполнять свои обязательства.

 Доходность или рентабельность - это уровень прибыли по отношению к собственному капиталу.

• ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.

• Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений и банков, этот контроль осуществляется на основе балансовых данных. Баланс банка - это бухгалтерский баланс, отражающий состояние привлеченных и собственных средств, их источники и вложение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль над формированием и использованием банковских ресурсов и других банковских операций, а также правильностью их отражения в бухгалтерском учете.

 

39. Активные операции коммерческого банка

 

Банк — учреждение, организация, сфера деятельности которого торговля деньгами и предоставление связанных с ними услуг (посредничество в платежах, кассовое обслуживание, управление депозитами и другим имуществом клиента).

Система коммерческих банков в ее современном виде формируется с 1988 г. в соответствии с Законом РСФСР от 2.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации".

Активы банков - это направления размещения собственного капитала и привлеченных средств с целью получения прибыли. Они включают кассовую наличность, различные вложения в кредиты и ценные бумаги, осн. средства. Пассивы - это операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы для проведения кредитных и других операций. Пассивы состоят из собственных средств и заемных (привлеченных) средств на определенное время.

Операции банков делятся на пассивные и активные. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке. Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка. 2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов. 3) получение кредитов от других юридических лиц. 4) депозитные операции. Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов- собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи.

Активные операции коммерческих банков - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.

В зависимости от срока различают: срочные (на опред-й срок) и онкольные (возвращаемые по первому требованию) ссуды и кредиты.

В зависимости от обеспечения различают:

1. Вексельные ссуды, в том числе: — учет (дисконтирование) векселей, то есть их покупка до поступления срока платежа; — акцептные операции, то есть выдача гарантий по оплате векселей своей солидной клиентуры за свой счет; — аваль - выдача гарантий платежеспособности векселедателя. Ответственность по платежам переходит на банк в случае неспособности векселедателя оплатить вексель; — выдача ссуд под залог векселей (под 50-70% от номинала).

2. Подтоварные ссуды - ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов: н-р, варрантов (свидетельств о принятии товаров на ответственное хранение на склад); железнодорожных накладных; коносаментов (свидетельств о приеме груза на борт корабля); накладных о перевозке грузов автомобилями, самолетами и т.д. Выдают ссуды в размере 50-70% стоимости товара.

3. Фондовые операции, то есть ссуды под обеспечение ценных бумаг (из расчета 50-60% обеспечения) и покупка ценных бумаг банком за свой счет (в основном это гос. ценные бумаги, акции нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий).

4. Лизинговые операции.

 

40. Банковская система РФ и ее элементы

 

Банковская система - важнейшая из структур рыночной экономики, проводящая, концентрирующая осн. массу кредитных и финансовых операций, ведущая часть кредитной системы, куда, наряду с собственно банками, органически включена и целая сеть так называемых "квазибанковских" (околобанковских) учреждений: факторинговые и лизинговые фирмы, кредитные союзы и товарищества, пенсионные фонды, финансовые компании и множество других специализированных кредитно-финансовых организаций - все эти структуры явл. элементами парабанковской системы. Основной объем кредитных и финансовых услуг клиенту любой страны предоставляют банки.

БС представляет собой сложноорганизованную иерархическую структуру составляющих ее элементов - кредитно-финансовых институтов, важнейшими из которых явл. эмиссионные и не эмиссионные (коммерческие и специализированные) банки.

Российская БС, начиная с 1988 года, претерпела впечатляющие изменения. Переход от жесткого государственного контроля над денежными потоками к рыночной системе перераспределения временно свободных денежных ресурсов потребовал слома прежней структуры финансовых институтов и реорганизации функций Госбанка. С принятием в декабре 1990 года таких важных документов, как закон РСФСР "О Центральном Банке РСФСР", "О банке и банковской деятельности в РСФСР", была сформирована двухуровневая банковская система. В 1995 году полным законодательным запретом прямого кредитования Центральным банком агентов хозяйственной деятельности процесс трансформации был окончательно завершен.

В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экон. методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше.

Двухуровневая БС осн-ся на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали осуществляются отношения подчинения между ЦБ как руководящим органом и низовыми звеньями - коммерческими универсальными и специализированными банками, по горизонтали - отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных, операционных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. ЦБ остается банком в полном смысле этого слова лишь для двух категорий клиентов - коммерческих универсальных и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур. Причем преобладающими становятся функции надзора за состоянием рынка кредитно-финансовых услуг, регулирования и контроля деятельности низовых звеньев БС.

Низовое звено БС состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей явл. универсальные коммерческие банки, поскольку специализированные (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т. д.) банки в отличие от западной практики не получили пока достаточного развития в российской банковской системе.

Осн. назначение банка следует из самого его определения, сформулированного в ныне действующем «Законе о банках и банковской деятельности»: банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим законом и на основании лицензии, выданной Центральным банком России, предоставлено право привлекать денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещать эти средства на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

БС РФ образуют ЦБР, Банк внешней торговли РФ, Сбербанк РФ, КБ разных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Для финанс-я отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаваться специальные банки в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Банки действуют на основании своих уставов, принимаемых в соответствии с законодательством РФ. ЦБР регистрирует уставы банков и ведет реестр (общереспубликанскую книгу регистрации) банков, получивших лицензии. Записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензий. Банки получают право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. При ликвидации или реорганизации банков их лицензии возвращаются в ЦБР, а запись в реестре аннулируется. Банк осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой ЦБР. В лицензии предусматривается перечень операций, выполняемых банком.

Все банки на территории РФ должны держать обязательные резервы в ЦБР и в соответствии со статьями 24 и 27 закона РФ ''О Центральном банке РФ" устанавливают нормативы обязательных резервных требований, депонируемых ими в ЦБР. Банки обязаны иметь свой страховой и резервный фонды, порядок формирования и использования которых устанавливается ЦБР и уставами банков.

Банки обязаны соблюдать следующие установленные ЦБР положения: · экономические нормативы; · минимальный размер уставного капитала банка; · предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; · показатели ликвидности баланса; · минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России; · максимальный размер риска на одного заемщика; · ограничение размеров валютного и курсового рисков; · ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Банки, включая ЦБР, гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Банки в РФ не отвечают по обязательствам гос-ва, гос-во не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законами РФ.

Банки в РФ независимы от органов государственной власти и управления при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Запрещается работникам органов государственной власти и управления участие (совмещение должностей) в органах управления банков.

В соответствии с российским законодательством государственной считается собственность федеральная и субъектов Федерации. Поэтому государственными должны считаться те банки (помимо Центрального), капитал которых явл. достоянием либо РФ в целом; либо республик в составе РФ, краев, областей и других субъектов Федерации; либо в акционерном капитале преобладают акции государственных учредителей (н-р, гос. предприятия и организации).

Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и банковским сообществом.

 

41. Виды рисков в банковском деле и методы их минимизации

 

Риск - это поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду. Риски могут быть классифицированы как внешние и внутр..

Внешние риски связаны с воздействием внешней среды на банк, то есть факторов, определяющих состояние мирового финансового рынка и мирового хозяйства, развития национальной экономики, политики и др.

Внутр. риски связаны с видом банка, характером банковских операций, спецификой клиентуры, профессиональным уровнем персонала и уровнем контроля за проводимыми операциями.

В первую очередь, к рискам относят: кредитный, злоупотреблений, потери ликвидности, валютный, %-ный, рыночный, страховой, форс-мажорных обстоятельств.

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. В то же время со структурой и качеством кредитного портфеля связаны осн. риски, которым подвергается банк в процессе операционной деятельности (риск ликвидности, кредитный риск, риск %-ных ставок и т.д.). Среди них центральное место занимает кредитный риск (или риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту в соответствии со сроками и условиями кредитного договора). Прибыльность КБ находится в непосредственной зависимости от этого вида риска, поскольку на стоимость кредитной части банковского портфеля активов в значительной степени оказывают влияние невозврат или неполный возврат выданных кредитов, что отражается на собственном капитале банка. Кредитный риск не явл. "чистым" внутр. риском кредитора, поскольку напрямую связан с рисками, которые принимают на себя и несут его контрагенты. Поэтому управление этим риском (минимизация) предполагает не только анализ его "внутреннего" компонента (связанного, н-р, со степенью диверсификации кредитного портфеля), но и анализ всей совокупности рисков заемщиков.

Полностью устранить кредитный риск невозможно. Более того, проценты по выданным кредитам, по сути, явл. платой за риск, который принимает на себя коммерческий банк, выдавая кредит. Чем больше кредитный риск, тем больше, как правило, и %-ная ставка, уплачиваемая по данному кредиту.

Существует неск. проверенных способов минимизации кредитных рисков коммерческого банка.

1. Диверсификация портфеля ссуд. Суть политики диверсификации состоит в предоставлении кредитов большому числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам (регулирование доли кратко-, средне- и долгосрочных вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры), а также по назначению кредитов (сезонные, на строительство и т.д.), по виду обеспечения под различные виды активов, по способу установления ставки за кредит (фиксированная или переменная), по отраслям и т.д. В целях диверсификации банки осуществляют рационирование кредита - устанавливают плавающие лимиты кредитования или кредитные потолки для заемщиков, сверх которых кредиты не предоставляются вне зависимости от уровня %-ной ставки.

2. Проведение комплексного анализа потенциальных заемщиков и их ранжирование по степени надежности. Здесь особенно важным явл. проведение анализа финансового состояния потенциального заемщика по балансовому отчету и отчету о прибылях и убытках, поскольку в условиях постоянного повышения спроса на кредитные ресурсы по сравнению с их предложением повышение эффективности процедуры отбора нескольких заемщиков становится первоочередной задачей кредитной политики любого банка. Не существует более или менее формализованных методик такого анализа.

Кредитор в подавляющем большинстве случаев выдает кредиты в виде денег (ресурса, Л. которого равна 1), предприятие же затем обменивает их на ликвидные и способные приносить прибыль экономические ресурсы. А поскольку структура активов фирмы инерционна, то кредитора должна прежде всего интересовать именно структура имущества предприятия в зависимости от ликвидности отдельных его статей.

Изучение кредитором форм финансовой отчетности предприятия рекомендуется проводить по четырем направлениям: · анализ платежеспособности (степени обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования); · анализ кредитоспособности предприятия (его восприимчивости к кредитам, способности полностью рассчитаться по своим обязательствам в срок ликвидными средствами); · анализ финансовой независимости (способности самостоятельно и эффективно проводить финансовую политику); · анализ структуры задолженности (определение типа политики руководителей предприятия по структуре полученных займов).

Риск злоупотребления - это риск, связанный с тем, что владельцы, управляющие, служащие банков или клиенты, нарушая закон, допускают убытки, а также совершают мошенничество, растраты, кражи и другие незаконные действия. Огромные денежные средства, хранящиеся в банковских сейфах и кассах по обслуживанию клиентов, служат постоянной приманкой для преступников.

Риск потери ликвидности связан с невозможностью банка выполнить свои обязательства по платежам в оговоренные сроки, быстро превращать свои активы в денежную форму для осуществления платежей по вкладам, по погашению привлеченных кредитов и предоставления кредитов клиентам. Банк вынужден срочно привлекать необходимые ему финансовые средства из различных источников по высоким ставкам. В противном случае он может потерять вкладчиков и самых надежных заемщиков.

Валютный риск - это риск курсовых потерь, связанных с операциями с иностранной валютой на национальном и мировых валютных рынках. Возможность потерь возникает в результате непредсказуемости колебания валютных курсов.

%-ных риск - это риск сокращения или потери банковской прибыли из-за уменьшения %-ной маржи. Речь идет о риске сокращения прибыли как разницы между процентами и прочими доходами, получаемыми по активным операциям (чаще всего кредитам), и процентами и другими расходами по привлеченным банком средствам по пассивным операциям. Иными словами - это риск превышения средней стоимости привлеченных средств банка над средней стоимостью по размещаемым активам.

Рыночный риск связан с потерями из-за колебания норм ссудного процента, изменениями прибыльности и финансового благополучия компаний (банков) - эмитентов ценных бумаг, а также инфляционным обесцениванием денег.

Страховой риск связан с международной деятельностью банков и зависит от политической и экон. стабильности стран-клиентов (контрагентов), импортеров и экспортеров, работающих с данным банком.

Иногда выделяют политический риск, включая в него четыре группы факторов: - риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации; - риск трансфера, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты в СКВ и перевод ее за границу; - риск разрыва соглашения из-за действия властей страны, в которой находится банк (компания) - контрагент; - риск войны и гражданских беспорядков.

Надежность банка определяется в известной степени умением управлять рисками. Управление рисками - это совокупность методов и инструментов минимизации рисков.

Принятие обоснованных решений о допустимых уровнях рисков, связанных с различными финансовыми инструментами, - один из наиболее сложных вопросов в банковском деле. Допустимый уровень риска определяется исходя из возможного размера убытков (или недополученной прибыли), связанных с этим видом риска. Основной инструмент работы с рисками - система лимитов.

Некоторые КБ устанавливают следующие виды лимитов: - лимиты по ликвидности - показатели минимального объема высоколиквидных активов, ограничения на согласование активов по различным срокам и на объемы привлеченных ресурсов по срокам; - лимиты по %-ному риску - максимальные ставки по привлечению различных видов средств с разбивкой по срокам привлечения; - лимиты по валютному риску - предельные ограничения открытых позиций по парам валют для основных типов валют, с которыми работает банк; по неосн. валютам - совокупный лимит по валюте против всех остальных валют; - лимиты по видам вложений - предельные объемы по осн. видам активных операций.

Для каждого вида лимитов устанавливается своя периодичность их пересмотра.

Практика показывает, что для реализации системы управления рисками необходимы: - определение величины допускаемого уровня риска по видам; - установление лимитов, связанных с различными видами рисков; - оперативный контроль за соблюдением лимитов; - анализ существующих лимитов и их корректировка.

Важным элементом системы управления рисками явл. автоматизированная система контроля и анализа. Она позволяет проводить текущий контроль за уровнем рисков, в том числе: - по риску ликвидности - обеспечивает построение таблиц по осн. статьям баланса, видам валют и срокам; - по %-ному риску - позволяет получить распределение активов и пассивов с %-ными ставками, приведенными к единой базе; - по валютному риску - получение в реальном времени позиций по рыночному курсу; - по рыночному риску - дает возможность получения реальной рыночной стоимости позиции по финансовым инструментам.

В деятельности банков промышленно развитых стран и некоторых российских банков выделяются неск. способов управления рисками, в том числе: диверсификация, страхование кредитов и депозитов, управление качеством, использование собственного капитала и т.д.

 

42. Ден.масса в обороте: ее структура, ден.агрегаты в РФ

 

Движение денег при выполнении ими своих функций представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг(расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек). В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля гос-ва за деятельностью юридических и физических лиц.

Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег.

Закон денежного обращения устанавливает кол-во денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Кол-во денег, потребное для выполнения деньгами функции средства обращения при металлическом обращении, определяется по формуле:

 Кол-во денег, необходимое для выполнения ими функции средства обращения = сумма товарных цен / скорость обращения денег.

С появлением кредитных денег закон, определяющий кол-во денег в обращении приобретает следующий вид:

Кол-во денег, необходимых в качестве средства обращения и средства платежа = [ Сумма цен реализуемых товаров и услуг минус сумма цен продаж в кредит + Сумма платежей по долговым обязательствам + Сумма взаимно погашающихся платежей ] / Скорость обращения денег (т.е. среднее число оборотов денег как средства обращения и средства платежа)

В финансовой статистике России для анализа происходящих изменений используют денежные агрегаты M0, M1, M2, M3.

Агрегат M0 — наличные деньги в обращении.

Агрегат M1 — агрегат M0 + средства предприятий на различных счетах в банках, вклады населения до востребования, средства страховых компаний.

Агрегат M2 — агрегат M1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсации.

Агрегат M3 — агрегат M2 + сертификаты и облигации государственного займа.

Равновесие наступает при M2>M1, укрепляется при M2+M3>M1.

Переход денег из безналичного оборота в наличный вызывает нехватку наличных денег в стране; ведет к возникновению теневой экономики; способствует уклонению предприятий от уплаты налогов; свидетельствует о снижении возможности гос-ва влиять на реальные хозяйственные процессы.

На денежную массу влияют два фактора: кол-во денег в обращении и скорость их оборота. Кол-во денег в обращении определяется гос-вом, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (тяжелая промышленность или легкая), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень %-ных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле.

Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта определяется как отношение валового национального продукта или национального дохода к денежной массе (агрегаты М1 или М2)

Оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении

 

43. Ден.система России, ее элементы

 

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Сформировалась в XVI-XVII вв. с утверждением централизованного гос-ва и национального рынка.

Различают денежные системы двух типов: — система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги (золото и серебро); — система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги.

 При системе металлического денежного обращения выделяют два вида денежных систем: биметаллизм; монометаллизм

Биметаллизм - роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами: золотом и серебром. Предусматривается неограниченное обращение и свободная чеканка, установление двух цен на один товар. Эта система существовала в XVI - XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовало и в XIX в. Система не обеспечивала устойчивости денежного обращения.

Монометаллизм - роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843-1852 гг.), Индии (1852-1893 гг.), Китай (до 1935 г.). Золотое обращение России - с 1897 г.

Элементами денежной системы явл.: денежные единицы; масштаб цен; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионная система; гос. аппарат регулирования денежного обращения.

Регулирование денежного обращения. Мерой регулирования прироста денежной массы и кредита явл. таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центр. банки. Центр. банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Однако эффективность такой меры невелика.

Денежная система РФ функционирует в соответствии с федеральным законом о Центральном Банке РФ от 12 апреля 1995 г. Официальной денежной единицей (валютой) явл. рубль. Соотношение между рублем и золотом Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати. Фиксированный масштаб цен отсутствует. Видами денег, имеющими законную платежную силу, явл. банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России. Кроме наличных денег функционируют и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации и их обращения и изъятия обладает ЦБР. На Банк России возложены следующие обязанности:— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;— определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены и уничтожения поврежденных;— разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;— определение правил, формы, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов;— лиц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...