Занятие 2.4. Проблема сознания в философии. Сущность и структура сознания.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Сознание является объектом изучения многих дисциплин. Так, психологию интересует «происхождение, структура, функционирование сознания индивида». Социология делает особый акцент на том, что «сознание ― это лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде. Именно этот способ и определяет иную логику событий, иную логику действий, иное содержание связей, качественно преобразуя и систему потребностей, и систему реакций, и характер сообщества». Логика (формальная) изучает общезначимые формы (понятия, суждения, умозаключения) и средства (определения, правила образования понятий, правила рассуждений, правила связи законов мысли в системы и т. д.) мысли, необходимые для рационального познания в любой области знания. Она является наукой о мышлении, ибо анализирует дедуктивные и индуктивные процессы мышления, одновременно задавая ему норму для постижения истины. В современной западной философии проблемой сознания занимаются психоанализ, герменевтика, феноменология, экзистенциализм, структурализм, философия жизни и др.
1.Повторить материалы лекции. 2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 3.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект). 4. Выполнить письменное задание, заполнив таблицу 2. 5. Будьте готовы объяснить схему 1. Таблица 2.Генезис сознания Сознание – результат длительного развития человеческого общества. Заполните таблицу.
Вопросы для подготовки
1. Смысл проблемы сознания и трудности её решения. 2. Взгляды на сознание в истории философии. 3. Диалектико-материалистическое понимание сознания как высшей формы отражения. 4. Генезис сознания в его естественно-историческом аспекте – биологические предпосылки и социальные условия (ответ по таблице 2.). 5. Структура сознания. Поле сознания по Иванову. 6. Самосознание: сущность, уровни. Условия формирования.. 7. Бессознательное и его значение: З.Фрейд, К.Г.Юнг. Виды бессознательного. Роль бессознательного в психической активности человека. Основные понятия темы. Сознание, идеальное, мышление, бессознательное, вульгарный материализм, гилозоизм, феноменология, отражение, психика, общественное сознание, менталитет, идеология, самосознание, самооценка, самоконтроль.
Контрольные вопросы 1. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии? 2. Как определяет сознание материалистическая философия? 3. В чем состоит различие в понимании сущности и функций сознания между материализмом и идеализмом? 4. Как подтверждается то, что сознание есть высшая форма отражения? 5. Определите сознание и его компоненты? 6. Каковы причины и предпосылки возникновения сознания? 7. Чем «трудовая теория» происхождения сознания отличается от теории «бифуркации»? 8. Что такое бессознательное? Какова структура психики по З.Фрейду? 9. Что такое «коллективное бессознательное» и за что К.Юнг критиковал своего учителя? Литература для подготовки: 1. Сознание, его структура и источники.// Алексеев П.В,, Панин А.В. Философия. М., 2004. С. 254. 2. Психоаналитическая философия. З.Фрейд, К.Г.Юнг.// Гриненко Г.В. История философии. М., 2009. – С. 479-488., 490-497. 3. Проблемы сознания.//Гуревич П.С. Философия. М., 2005. – С.304.
Схема 1.
Читайте также: B - Сущность человека Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|