Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.4. Проблемы гносеологии: познавательное отношение человека к миру.




 

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Проблема познания является одной из важнейших философских проблем, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества.

Гносеология (теория познания, эпистемология – теория научного знания) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

Теория познания изучает:

• возможность и структуру познания (формы, ступени, уровни), объективно детерминированную структурой познаваемой реальности;

• структуру соотношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

• характер мысленных отражений с точки зрения их детерминации, проверяемости и ценностной определенности.

Цель семинара – выяснить, в чем состоит сущность и смысл познания.

1.. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.

2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).

Вопросы для подготовки к занятию

 

1. Основные проблемы гносеологии. Основные познавательные ориентации: познавательный оптимизм, скептицизм, агностицизм.

2. Субъект и объект познания.

3. Уровни и формы познавательной деятельности.

4. Чувственное познание: основные формы.

5. Рациональное познание: основные формы.

6. Сенсуализм и рационализм.

7. Истина – её смысл и основные концепции.

8. Научное познание и его специфика.

Литература для подготовки.

1. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. Стр. 256-286.

2. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009.

 

Основные понятия: гносеология, познание, эмпирический уровень, рациональный уровень познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, классическая концепция истины, истина, абсолютная истина, относительная истина, наука, теория, гипотеза, научная проблема, эксперимент, наблюдение.

 

Заполните таблицы:

Агностицизм и его основные представители.

Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Дэвид Юм и немецкий философ И.Кант.

Заполните таблицу

Философ Основные идеи о познании
Дэвид Юм  
Иммануил Кант  

 

Контрольные вопросы

1. Что такое гносеология? Каковы её основные задачи?

2. В чем разница между чувственным и рациональным уровнем познания?

3. В каких формах осуществляется чувственное познание, и в каких – рациональное?

4. Идентичны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?

5. Что такое практика? Что её связывает с познанием?

6. Что такое сенсуализм и рационализм?

7. Что такое истина? Существует ли абсолютная истина?

8. Чем отличается научное познание от обыденного?

 

 

Раздел 3. Социальная философия и философская антропология.

Содержание лекционных занятий по разделу

4.1 Социальная философия как наука Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции. Основные подходы к пониманию общества. Представления об обществе в древневосточной и античной философии. Тождественность понятий «общество» и «государство» в античности и в средние века. Теологическая модель общества (А.Августин, Ф.Аквинский). Теория естественного состояния и общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо). Понимание общества, гражданского общества и государства в философии Нового времени. Натуралистическая модель общественной жизни (Р.Декарт, Ш.Л.Монтескье, Дж.Локк). Идеалистическая модель Г.Гегеля. Диалектико-материалистическая модель понимания общества. Концепция интерпретации социального действия М.Вебера.
4.2 Общество как система. Структура социальной системы. Сущность, генезис и структура общественных отношений. Сферы общественной жизни – экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая), социальная. Социологическая концепция социальной статики и социальной динамики О.Конта. Развитие общества и динамика социальных процессов (К.Маркс, О.Конт, П.Сорокин). Духовная подсистема общества. Общественное сознание и его структура. Мораль и право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их значение. Гражданское общество и государство.
4.3 Деятельность как основа существования общества Деятельность как способ общественного бытия. Объективные факторы деятельности. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность. Типы совместной деятельности. Потребности и их классификация. Полемика материализма и идеализма. Мотивы. Мотивационная сфера личности как устойчивая совокупность субъективных детерминант поведения и деятельности.
4.4 Философия истории: концептуальные модели. Философия истории: концептуальные модели. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Понятие общественного прогресса и его критерии. Линейная периодизация истории: прогресс, регресс, цикл. Соотношение человеческой и божественной истории у Августина Аврелия. История общества как «прогресс духа в сознании свободы» у Г.Гегеля. Натуралистические концепции исторического процесса (Ш.Монтескье, И.Гердер, Т.Мальтус). Концепция общественно-экономической формации (К.Маркс). Цивилизация как типологическая единица истории, универсальность и многозначность категории. Типы цивилизаций. Западная цивилизация и феномен Востока. Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.
4.5 Взаимодействие природы и общества. Природа как условие человеческого существования. Этапы взаимодействия человека и природы. Понятие географическая среда. Происхождение и сущность глобальных проблем. Экологическая ситуация и причины экологического кризиса. Качественные критерии выделения глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы в системе общество-природа, проблемы отношения общества-человека. Коэволюция. «Римский клуб» и его деятельность. Концепция устойчивого развития. Модели катастроф и поиски путей решения глобальных проблем. Социальное предвидение и прогнозирование: виды, типы, методы.
4.6 Философская антропология: человек как предмет философского анализа.   Проблема сущности человека в истории философии. Восточная и европейская модели мысли о бытии человека. Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке. Антропосоциогенез. Субъективный антропологизм (К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю). Философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер). Личность и общество. Человек в системе социальных связей.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...