Занятие 2.3. Диалектика и её альтернативы.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
На предыдущих семинарах мы рассматривали, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском знании нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают. · Почему мир развивается? · Как происходит его развитие? · Существует ли направленность в его изменениях? Важно усвоить: Рассматривая исторические формы диалектики важно понять, что содержание диалектики формировалось в течение длительного периода развития философии. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.
1.Повторить материалы лекции. 2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 3.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект). 4. Выполнить письменное задание, заполнив таблицу 1 и 2. Вопросы для подготовки к занятию 1. Метафизика как способ познания мира. Варианты метафизики. 2. Исторические формы диалектики. 3. Основные принципы диалектики. 4. Законы диалектики: их сущность и специфика. - Закон единства и борьбы противоположностей, - Закон перехода количественных изменений в качественные,
- Закон отрицание отрицания. 4. Категории (неосновные законы) диалектики (ответ по таблице): · Сущность и явление. · Единичное, особенное, всеобщее. · Форма и содержание. · Причина и следствие. · Необходимость и случайность. · Возможность и действительность.
Основные понятия: диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм.
Литература для подготовки:
2. Философия развития // Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. Стр. 211. 3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития// Философия. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. М., 2004. Стр. 408. 4. Основные философские категории. // Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. СПб., 2004. Стр. 53. 5. Диалектика // Философия под ред. В.П.Кохановского., М., 2004. Стр. 130.
Заполните таблицы: По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Принцип объективности является одним из наиболее важных принципов диалектики. Он дополняется принципом системности, направляющим мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами и процессами. Принципы объективности и системности приводят к необходимости рассмотрения самой истории объекта, его бытия в прошлом и тенденциях развития в будущем, то есть принципу историзма.
Таблица 1.Основные принципы диалектики
Таблица 2.
Читайте также: III этап, 30-е занятие Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|