Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переживание как основа внутриличностного конфликта




Переживание личностью своей неоднозначности, сложно­сти внутреннего мира, осознание изменчивости собст­венных желаний и притязаний, зачастую невозможности их -реализации, колебания самооценки, борьба мотивов — все это является полем внутриличностных конфликтов. Однако суще­ствуют условия, которые способствуют их возникновению. Рассмотрим их более подробно.

4F 22.1. Генезис внутрилимностного конфликта

Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить на две группы исходя из природы противоре­чий, лежащих в основе конфликта.

• возникающие как результат перехода объективных противо­речий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

• возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной само­оценки), которые отражают отношение личности к окру­жающей среде.

Е. Донченко и Т. Титаренко [28] выделяют три уровня раз­вития психологического противоречия:

• психологическое равновесие внутреннего мира личности;

• нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных ви­дов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внугриличностный конфликт);

22. Переживание как основа внутриличностною конфликта 301

• невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис).

На каждом из этих уровней возможно разрешение противо­речия. Эта возможность зависит от того, что человеку необходи­мо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного кон­фликта человек так и не доходит, всю жизнь посвящая удовле­творению элементарных потребностей, живя по схеме: поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть. Но нередко проти­воречие развивается дальше, перерастает во внутренний кон­фликт. Почему так происходит?

Оказывается, для того чтобы возник внутриличностный кон­фликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных ус­ловий.

Среди личностных условий обычно называют наличие у индивида:

• сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности;

• сложной и развитой иерархии потребностей и мотивов;

• высокого уровня развития чувств и ценностей;

• сложно организованной и развитой когнитивной структуры, способности индивида к самоанализу и саморефлексии. Ситуативные условия, которые делают внутриличностный

конфликт актуальным, исследованы в работах В. Мерлина [54]. Эти условия внешние и внутренние.

• Внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой:

уже в борьбе с природой возникают трудности и препятст­вия для удовлетворения мотивов и отношений личности; удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; общественная жизнь требует ограничения различных мо­тивов, иногда очень глубоких, например, стремления к сохранению жизни.

Внутренний конфликт возникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенные внутренние условия.

• Внутренние условия конфликта сводятся к про­тиворечию между различными сторонами личности:

302 V. Внутриличностные конфликты

22, Переживание как основа внутршшчностного конфликта 303

эти стороны должны быть значимыми; они должны иметь приблизительно равную значимость для личности;

личность осознает субъективную неразрешимость ситуа­ции. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоцио­нально погружается в нее.

^^ 22.2. Особенности переживания

внутриличностного конфликта

Переживание является формой активности личности, в кото­рой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание является эмоционально ок­рашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характе­ристик субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные и эмоциональные характеристики.

Активационные характеристики отражают физиологическую обеспеченность психического состояния. Наряду с активацион-ными часто обращаются к эмоциональным составляющим психи­ческого состояния. Долгое время состояние в психологии изуча­лось именно как эмоциональное, с которым обычно отождеств­ляется наличие тех или иных переживаний. Традиционность вы­деления эмоциональных характеристик состояния связана с тем, что именно они придают психическому состоянию субъектив­ную определенность, тем самым делая его явлением, доступным непосредственному изучению (Ф. Василюк).

Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляю­щая представлена психоэмоциональным напряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений. Психоэмоциональная напряженность является формой представленное™ в психике че­ловека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей. Психоэмо­циональное напряжение характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.

По субъективному качеству психоэмоцио­нальное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в си-

туации неудовлетворенности потребностей, является отрица­тельным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологи­ческие процессы в организме человека и способствовать разви­тию многих хронических заболеваний.

Предметное содержание психоэмоциональ­ного напряжения составляют ситуации, условия и события, про­исходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению потребностей. Это, как пра­вило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодей­ствия и внутренней жизни человека.

Ф. Василюк рассматривает переживание как

особую внутреннюю деятельность, внутреннюю ра­боту, с помощью которой, человеку удается перенести те или иные... жизненные события.... восстановить ут­раченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией.

Автор выделяет четыре типа переживаний: гедоническое, реали­стическое, ценностное и творческое. Для внутреннего конфликта, по его мнению, характерно ценностное переживание [17].

Существуют два подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект еще не достиг высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается изменением его ценностно-мотивационной системы. Возможны случаи, ко­гда мотивы, не соответствующие ценностям, отвергаются соз­нанием принципиально либо просто снижаются по иерархиче­скому рангу, лишаясь своей значимости.

Ценностные переживания второго подтипа возможны на высших ступенях развития ценностного сознания. Здесь не цен­ность принадлежит личности, а, напротив, личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней нахо­дит смысл своей жизни.

Таким образом, переживание внутриличностного конфликта отличается от других типов переживаний тем, что: обычно пред­ставлено как психоэмоциональное напряжение; в нем выражает­ся осознание личностью трудности данной ситуации; выражает

Внутриличностные конфликты

процесс выбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку цен-ностно-мотивационной системы личности.

^^ 22.3. Последствия внутриличностных конфликтов

Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и дест­руктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Конструктивным является конфликт, который характеризует­ся максимальным развитием конфликтующих стуктур и мини­мальными личностными затратами на его разрешение. Конст­руктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизации личностного развития.

• Психологи В. Афонькова, Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, что внутренние кон­фликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.

• Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения мо­рального поступка находится «больная совесть», которая по­буждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям.

• Индивид осознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характери­стика личности лежит в соотношении разных систем сло­жившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнению психолога А.Н. Леонтьева,

иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не на­рушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным., что определя­ет весь облик человека.

22. Переживание как основа внутриличноспшого конфликта 305

• Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, незави­симость от случайных обстоятельств, способствуют становле­нию стабильной направленности личности. B.C. Мерлин счи­тал, что

психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в корен­ной перестройке личности.

• Внутриличностный конфликт может способствовать форми­рованию адекватной самооценки, что в свою очередь помо­гает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивными считаются Внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жиз­ненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

• Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффек­тивности деятельности. По мнению русского философа Н.А. Бердяева,

рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным в мире, не может быть воином., — он весь по­гружен в ослабляющее его само раздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воз­действовать на мир... Рефлексия, раздвоение и сомне­ние есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, по­давленности.

• Длительные внутренние конфликты могут тормозить разви­тие личности. Как считает Л.И. Божович,

... человек, постоянно сталкивающийся с внутренни­ми конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут, от­сутствовать как раз те черты, которые как основопо­лагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.

306 V- Внутрилтностные конфликты

• Частые внутриличностные конфликты могут привести к ут­рате уверенности человека в своих силах, формированию ус­тойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к по­тере смысла жизни.

• Острые внутриличностные конфликты, как правило, приво­дят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении.

• Особо следует остановиться на проблеме перерастания внут-риличностного конфликта в невротический. Присущие кон­фликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказы­вается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аф­фективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбуди­мость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль. Классификация невротических конфликтов с учетом внутренних

механизмов их развития дана В.Н. Мясищевым [57]. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и невра­стенического типов.

Истерический тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.

Обсессивно-психастенический тип невро­тического конфликта характеризуется протиюречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральны­ми принципами и личными привязанностями.

Неврастенический тип представляет собой противоречие между возможностями личности и ее завышенны­ми требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют роль высокие требования, предъявляемые напряженно­стью современной жизни.

Таким образом, невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломля-

22. Переживание как основа внутриличностного конфликта 307

ется проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха), проблемой «быть собой» (при неврозе навяз­чивых состояний), проблемой «быть собой среди других» (с акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или «быть среди других» (при неврастении) (А. Спиваковская).

1. Среди условий возникновения внутриличностного конфлик­та выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склон­ности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружаю­щих; внутренние: противоречие между значимыми, прибли­зительно равной силы отношениями, которое воспринима­ется как неразрешимое).

2. Переживание внутриличностного конфликта — особая фор­ма активности личности, в которой осознается противоре­чие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное на­пряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание.

3. Внутренние конфликты могут приводить как к конструктив­ным, так и к деструктивным последствиям. К последним от­носится возникновение невротического конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...