Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенность восприятия конфликтной ситуации — его ис-каженность. Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.




Функции конфликтов

Системно-функциональный анализ конфликтов показыва­ет, что они играют важную роль по отношению к участни­кам и социальной среде. Это влияние многозначно и может быть рассмотрено как функциональность конфликта. Кон­фликт функционален в том смысле, что социальные и психоло­гические процессы его развития воздействуют на психику, по­ведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих.

^^ 18.1. Двойственный характер функций конфликта

В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное от­ношение к конфликтам как негативным явлениям. Возникновение конфликта в цехе или отделе, в семье или в кругу друзей рассмат­ривается как симптом неблагополучия, и силы заинтересованных сторон направляются на его преодоление. Те, кто признает кон­фликт нежелательным явлением, считают его разрушителем нор­мально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей основе конфликт не присущ системе и возникает тогда, когда активизируются силы, которые стремятся создать нестабильность в данной системе. С помощью механизма гомеостаза система воз­вращается в стабильное состояние.

Другая научная традиция рассматривает конфликт как не­обходимый компонент социальных отношений. Такая точка зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Ве-бера, Маркса, Козера, Дарендорфа. В соответствии с ней факт дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт. Каждый человек стремится увеличить свою долю де­фицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других.

ТЭля реального мира необходимо пересечение различ­ных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт

. Теоретические основы конфликтологии

и изменения Эают свободу людям.; без них свобода не­возможна (Р. Дарендорф).

По мнению Л. Козера, внутренние социальные конфликты, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер.

Наличие противоположных точек зрения на роль конфлик­тов в жизни личности и групп различного уровня наблюдается также на протяжении всего времени изучения конфликтов оте­чественными специалистами.

Итак, основные функции конфликта могут быть объединены в блок конструктивных и блок деструктивных функций. Оценивая их, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

• Неоднозначность оценок и противоречивость результатов экспериментальных исследований высветили отсутствие четких критериев различения конструктивных и деструктив­ных конфликтов. Наличие таких критериев позволило бы получить наряду с оценками существующего характера от­ношений людей в коллективе и прогноз их возможного раз­вития [21]. Грань между конструктивными и деструктивны­ми функциями, казалось бы, достаточно четко просматривае­мая в теории, заметно теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта.

Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрица­тельной ролей конфликта. Подавляющее большинство кон­кретных конфликтов имеет одновременно и конструктив­ные, и деструктивные функции.

• Конструктивность и деструктивность конкретного конфлик­та зависят от многих факторов, основными среди которых являются особенности процесса разрешения конфликта и пре-жде всего его результаты. Если конфликт разрешается циви­лизованными способами, а в результате разрешения побеж­дает правая сторона или, еще лучше, — в выигрыше остают­ся обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. В противоположном случае конфликт деструктивен.

• Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его разви­тия [63]:

18. Функции конфликта 253

Один и тот же конфликт может быть деструктив­ным, в одном отношении и конструктивным, в другом, играть негативную роль на одном, этапе развития, в одних, конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом, зпгапе, в другой конкретной ситуации.

» Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. Если целью од­ной из сторон может быть устранение противоречия, то це­лью другой стороны может быть сохранение статус-кво, ук­лонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства. В конфликте могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Учитывая эти обстоятельства, рассмотрим основные функ-'ции конфликтов по отношению к оппонентам и их социаль­ному окружению.

^^ 18.2. Влияние конфликтов

на основных участников

Среди конструктивных функции конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие.

• Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятель­ности, ошибок управления, нерадивости отдельных работ­ников и т.п. Он высвечивает узкие места, нерешенные во­просы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 65% случаев уда­ется полностью, в основном или частично разрешить проти­воречия, лежащие в их основе.

• Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, от­носительную силу его мотивов, направленных на деятель­ность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психо­логическую устойчивость к стрессовым факторам трудной

254 ГУ. Теоретические основы конфликтологии

18. Функции конфликта 255

ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт харак­тера, но и ценного в человеке Приблизительно в 10—15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонен­тами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

• Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуа­цию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождае­мое бурными эмоциональными реакциями, помимо воз­можных негативных последствий, снимает у человека эмо­циональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

• Конфликт служит источником развития личности, межлич­ностных отношений. При условии конструктивного разреше­ния конфликт позволяет человеку подняться на новую высо­ту; расширить сферу и способы взаимодействия с окружаю­щими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

• Конфликт может улучшить качество индивидуальной дея­тельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятель­ности руководителя (в 17% случаев качество деятельности руководителя ухудшается). Динамика изменения качества индивидуальной деятельности руководителя и подчиненного представлена на рис. 18.1.

Сравнение динамики изменения качества деятельности руко­водителя и подчиненного показывает, что качество индивиду­альной деятельности подчиненного значительно чаще (почти в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению с ка­чеством деятельности руководителя. После конфликта руково­дитель или не меняет отношения к работе, или лучше относит­ся к выполнению обязанностей, чем до конфликта. Объясняет­ся это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.

• При отстаивании справедливых целей в конфликте оппо­нент повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Это происходит в четыре раза чаще, чем в отношении к участнику конфлик­та, который отстаивал в борьбе сомнительные цели [77].

ю

-20

-30

-40 -

-50

-60 -

Число конфликтов, в которых деятельность улучшается, %

Число конфликтов, в которых деятельность ухудшается, %

Рис 18.1 Динамика изменения качества индивидуальной деятельности руководителя (Р) и подчиненного (П)

Межличностные конфликты, будучи отражением противоре­чии процесса социализации, служат одним из средств само­утверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определе­ны как конфликты становления, самоутверждения, социали­зации [62].

Помимо конструктивных функций конфликт, как правило имеет и деструктивные последствия. '

• Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников Ди­намика изменения настроения оппонентов в конфликте представлена на рис. 18.2.

• Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопрово­ждаться психологическим и физическим насилием, а значит,

256 IV. Теоретические основы конфликтологии

«травмированием оппонентов. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в ре­зультате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.

  Число конфликтов, I настроение улучш; " ««^^ з которых ается, % ----------------- ,..^,,.-»
  Л t  
-10 До конфликта Во время к онфликта i 31,0
-20       \
-30   In /
-40   После конфликта
-50 '        
-60        
-70   ^ J  
-80      
-90 Число конфликтов, в которых
  настроение ухудшается, %

Рис. 18.2. Динамика изменения настроения оппонентов в конфликте

• Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных кон­фликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функциони­рования желудочно-кишечного тракта.

• Конфликт — это деструкция системы межличностных отно­шение, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до кон­фликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаи­моотношения участников вообще прекращаются (рис. 18.3). Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в хо­де конфликта. После его завершения происходит частичная нормализация взаимоотношений, но они редко полностью вос­станавливаются. В конфликтах между государственными слу­жащими после завершения конфликта отношения оппонентов еще более ухудшаются. Это связано с тем, что в значительной

18. Функции конфликта 257

части данных конфликтов один из оппонентов обычно вынуж­ден увольняться, что не способствует восстановлению взаимо­отношений.

• Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной ус­тановки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему.

 

 

 

 

 

20 -10 -0 --10 - Число конфликтов, в которых отношения улучшаются, %
i I «' Во время конфликта После конфликта
ТГ"*   , 1 J ,   L ' ' ' '
-20 - До конфликта Э         38,2 35
-30 --40 --50 --60 • \ ч   0 1 1   1 F
^7Г Т " ™1 и S t: ^^™ *""• ^we ^вм
\
Рис. 1 3 2 1 Число конфликтов, в которых отношения ухудшаются, % 8.3. Динамика взаимоотношений оппонентов в конфликте:

/ — конфликты между госслужащими [55];

2 — конфликты между офицерами [4J;

3 — конфликты по вертикали [100]

Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники кон­фликта обращают меньше внимания на качество выполне­ния обязанностей по работе. Но и после конфликта оппо­ненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как до конфликта (рис. 18.4)

9 К<фпенкок Г \

258 IV- Теоретические основы конфликтологии

Число конфликтов, в которых

 

 

 

 

 

 

5 -0 --5 - деятельность улучи деется, % Во время конфликта 1 После конфликта
До конфликта       i. *
'"Г" 9,6
-10 -   К ,9 2( ,6 ,,
\
-15 --20 --25 -   1_ '   > — — — 2
^ -----------; ,_>
-30 - Число конфликтов, в которых ' деятельность ухудшается, %

Рис. 18.4. Динамика эффективности индивидуальной деятельности оппонентов в конфликте:

1 — конфликты между курсантами военных училищ [77];

2 — конфликты между госслужащими [55]

Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт,в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия. Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие лич­ности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что ру­ководитель всегда прав, мнение о том, что в данном коллек^-тиве ничего нового внедрить не удастся.

4^ 18.3. Влияние конфликтов

на социальное окружение

Конфликт иногда оказывает значительное воздействие на микро- и макросоциальную среду. Чем интенсивнее связи оп-

18. Функции конфликта 259

понентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции конфликтов по отношению к со­циуму заключаются в следующем.

• Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений [56]. Одной из форм осуществления инновации является конфликт.

• Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может вы­ступать инструментом превентивного пресечения недобро­совестного поведения. Конфликт часто улучшает эффектив­ность совместной деятельности коллектива (рис. 18.5). Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совме­стной деятельности, чем отрицательно.

• Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные '''настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, "конфликт актуализирует гуманистические ценности |94].

• ''Поскольку основой возникновения конфликта служит отри-

цание предшествующих отношений между сторонами, то ' конфликт может способствовать созданию новых, более бла- 1'' гоприятных условий, к которым легче адаптируются члены <! коллектива.

it '' Известно, что конфликт может выполнять функцию сплоче­ния группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл).» В научных коллективах конфликты, обусловленные пред­метно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая со­путствует столкновению различных стратегий исследователь­ского поведения, что способствует поиску продуктивных ре­шений проблем.

- Теоретические основы конфликтологии

 

Число конфликтов, в которых
А ю • эффективность деятельности
  повышается   6,0 I I /
5 - Б   1,3 *-'—*-£-*--
0 -   Г" ~   __ i-
~   f I т ь..
-5 - А 9^0  
    i "^-^^.
    S^ 1 J  
-10 -      
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...