Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальные социальные движения как элементы глобального мира




 

История западного общества отличается особым динамизмом, насыщенностью событий, которые повлекли за собой радикальные изменения, как на европейском континенте, так и далеко за его пределами. Несомненно, что в процессах общественной трансформации принимает участие множество различных социальных субъектов; очевидно также и то, что в различные периоды истории их статус существенно менялся: на авансцены истории одни акторы сменяли других.

Распад Восточного блока и исчезновение СССР способствовали дискредитации некапиталистических общественных форм развития и доминированию в поле международных отношений по сути единственного субъекта, задающего тон в политике, экономике и культуре - капиталистического Запада, как совокупности международных политических структур, военных альянсов, финансово-промышленных групп.

Процессы глобализации рассматриваются как определяющие конфигурацию экономического, политического, социального и культурного мирового пространств. Они выражаются в интенсификации финансовых операций, росте мировой торговли, усилении роли транснациональных компаний (ТНК), невиданном распространении средств массовой информации, муль - тикультурализме. Именно в этих процессах проявляют себя новые в истории человечества типы социальных субъектов. В реконфигурации глобального мирового хозяйства ведущую роль принято отдавать транснациональным корпорациям (их также называют мультинациональными, или глобальными) - компаниям с зарубежными активами, филиалами и дочерними компаниями, а также мировым финансово-кредитным центрам (МВФ, Всемирный банк).

Проблема соотношения государства и гражданского общества в эпоху глобализации получила новое звучание именно в силу того, что на сцену политического, социального и культурного действия вышли наднациональные НПО, многие из которых выросли из внутринациональных гражданских инициатив (как, например, Amnesty International). Так, анализируя рост новых глобальных НПО, некоторые исследователи расценивают их все большее распространение как формирование "глобального гражданского общества":". Нельзя не согласиться с тем, что глобальное гражданское общество уже является реальным актором современной международной политики, способным создать альтернативу и даже нейтрализовать существующие конфигурации глобальной власти и правления, выдвигая и лоббируя альтернативные ценности" [1]. Однако, роль данных организаций оценивается двояко, так как с одной стороны, во многом их деятельность действительно носит гуманитарный характер и направлена на такие благородные цели как помощь беженцам, профилактика ВИЧ, защита прав человека, борьба с дискриминацией и т.д. С другой стороны, данные НПО могут быть рассмотрены и как агенты влияния глобального центра, призванные подготовить общественное мнение в странах периферии к приходу глобального капитала для благоприятного продвижения там интересов субъектов мировой политики и экономики [4].

В связи с эти возникает вопрос о том, существуют ли в современном мире автономные, независимые от характерного для современного общества социального устройства субъекты? Дело в том, что "глобализация сверху", проводимая от имени транснациональных корпораций, финансовых центров и центров международного политического регулирования, вызвала к жизни новые социально-политические субъекты. Их появление стало непрогнозируемым результатом, который называют "глобализацией снизу" - это возникновение очагов сопротивления глобализму. В активной форме на наднациональном уровне эти процессы вылились в образование интернациональных антиглобалистских движений, а также появление международных террористических организаций; сопротивление "на местах" проявилось в растущей популярности местных радикальных националистических партий и движений, религиозно-фундаменталистских течений.

В политический сленг эпохи глобализации вошло такое понятие, как "транснациональный активизм" [2], описывающее многочисленные общественные движения. Их члены не локализованы в одном географическом пространстве и могут находиться в любой части света. Участников транснациональных движений, как правило, объединяет приверженность определенным идеалам общественного устройства; их также могут объединять общие экологические, культурные, религиозные и другие цели. В качестве примеров транснационального активизма можно привести самые разные движения: "зеленые", анархисты, "антифа", борцы за права сексуальных меньшинств, защитники прав животных и другие. Как правило, они не признают партийную борьбу, так как считают, что государство и партии давно представляют лишь интересы крупного бизнеса, а не народа, и тем более - не права угнетенных меньшинств. Такого рода социальный активизм основан на механизме "распространения движений через границы" и "интернациональной мобилизации" [2]. Глобальный мир и современные информационные технологии делают возможным мобилизацию людей из разных регионов планеты ради общих целей.

Одной из наиболее важных целей активистов, среди общего многообразия, следует назвать стремление "изменить структуру международной политики" [2]. Данное стремление выражается в сопротивлении "глобализации сверху" и таким образом дает активистам мощный стимул для объединения усилий разнообразных групп. Среди наиболее известных движений такого рода, объединяющего множество различных активистских групп можно выделить ATTAC (Association for the Taxation of Financial Transactions for the Aid of Citizens), основанное в 1998 году во Франции. Первоначально его целью было введение так называемого "налога Тобина" - это налог в размере 0,1%, который предполагалось наложить на все финансовые спекуляции, а полученные суммы направлять на помощь бедным странам. Однако постепенно фокус интересов ассоциации расширился до проблематики всех аспектов глобализации, и из узкой инициативы французских интеллектуалов ATTAC превратилось в широкое международное общественное движение, в котором берут участие профсоюзы, неправительственные организации, экологи, ученые, СМИ, творческие коллективы и так далее.

Современные антиглобалисты во многом наследуют идеи "новых левых" 60-х гг. ХХ в. - их общую антисистемную направленность, принцип децентрализованной организации. Как было отмечено выше, альтерглобалисты отличаются идейной разнородностью, мобильностью, не - иерархичностью связей: это движения сквоттеров, автономов, феминисток, радикальных "зеленых", "антифа", DIY (Do It Yourself), борцов с коммерциализацией авторских прав и т.д. [3]. Современная эпоха глобальных коммуникаций расширила возможности общения "альтерна - тивщиков" из самых разных стран и их участия в совместных проектах и публичных акциях. Среди наиболее массовых акций альтерглобалистов можно назвать Международный Социальный форум и антиглобалистские марши, проводимые во время саммитов G8 и ВТО.

Для концептуализации данных движений как новых исторических субъектов (отличных от устаревших, на их взгляд, "социальных классов" или "наций").А. Негри и М. Хард ввели понятие "множества". Протестные действия "множеств" проявляют себя в реальности в виде неупорядоченно и непредсказуемо вспыхивающих то тут, то там очагов сопротивления, приобретающих различные формы. Таким образом, речь идет о "многообразии множеств" - разнородных объединений индивидов, объединенных лишь общей антикапиталистической и антиглобалистской направленностью своих идеологий [4]. С другой стороны, слышны голоса альтернативных левых критиков (как правило, из периферии и полупериферии), которые считают, что мобильные сетевые "множества" - это феномен глобального центра, который являет собой скорее дань "левацкой моде" среди молодежи из развитых буржуазных стран, чем реальный очаг сопротивления неолиберальной глобализации сверху [5]. По мнению некоторых современных левых критиков, классовые противоречия никуда не исчезли, лишь изменился облик пролетариата и буржуа, а всемирное разделение труда приводит к ослаблению протестных настроений пролетариата в развитых капиталистических странах и все большей пролетаризации и пауперизации населения стран периферии [6].

социальная среда глобальный мир


Литература

 

1. Степаненко, В.П. Глобальное гражданское общество: концептуализации и посткоммунистические вариации // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - № 2. - С.156-175.

2. Tarrow, S. The New Transnational Activism. - Cambridge, 2005.

3. Кнэхт, Н.П. Идеология и практика леворадикального движения как проекция постмодернизма. // Альманах "Восток" [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.situation.ru/ <http://www.situation.ru/> app/ j_artp_1081. htm. - Дата доступа: 01.03.2011.

.   Негри, А., Хард М. Война и демократия в эпоху Империи. - М., 2006.

.   Амин С. "Империя" и "Множество". Постимпериалистическая Империя или новая экспансия империализма? // Научно-просветительский журнал "Скепсис" [Электронный ресурс] - Режим доступа: scepsis.ru/ library/ id_593.html. - Дата доступа: 01.03.2011.

.   Балибар, Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. - М., 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...