Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала
По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Малые предприятия Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения. В зарубежной системе хозяйства малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Так, на конец 80-х г. в Италии к мельчайшим относились фирмы с числом занятых 1-9 человек, а к мелким:9-99 человек; в Великобритании соответственно – 1-24 и 24-99 человек; в США, Франции, Японии – от 1-19 и от 20 до 99 человек. Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%[3], (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство). Особенности малых предприятий заключается в следующем: · обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности; · имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности; · быстрее могут обновить выпуск продукции; · способствуют созданию конкуренции на рынке; · обычно более низкие издержки производства, чем у крупных; · часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка. По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше – в производственной сфере (только 14,2%). Основная проблема малого предпринимательства – это отсутствие инвестиций. Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:
· высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов; · сложность бухгалтерской отчетности; · излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников); · недостаток собственных средств; · неплатежеспособность партнеров · рэкет и т.д. Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. на заседании правительства была утверждена Федеральная программа, которая предусматривала не только выделение в том году 70 млн. рублей на эти цели, но и целый ряд организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации и упрощение налоговых схем; создание консультационных центров в малых городах и поселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства и по созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных регионах страны. Средние предприятия Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки: · численность персонала от 100 до 500 человек; · узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации. Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они. Однако деятельность средних фирм связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.
Крупные предприятия Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации): · численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников); · обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники); · массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства; · выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию; · наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции; · широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки. В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы: · продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»; · утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов; · утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips». Вышеприведенная система классификации применяется в мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки: · численность работающих; · стоимостный объем выпуска продукции; · стоимость основных производственных фондов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|