IV. Грамматический строй речи
Морфология а) Правильность употребления обиходных слов в речи Проверьте: – умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные. Используя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на..." (показ картинки с изображением пианино). " У Вовы нет пуговиц на..." (Показ картинки с изображением пальто). " Вадик подошел к..." (Показ картинки с изображением метро). Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино". – умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее. Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет...(чулок)". Ребенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть полотенце, а у Тани нет... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки. – умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными. Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" – "Большое, голубое, железное" и пр. Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др. – умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы. Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложение": "Я хочу петь, а Миша и Таня...(хотят) петь. Я хочу учиться, а Миша и Таня...? Я хочу играть, а Миша и Таня...?"
Используя картинки, предложите ответить на вопросы: " Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчика). Что делают дети? - Бегут". б)Словообразование Проверьте: – умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов. Предложите ребенку ответить на вопросы: - Куда кладут хлеб? – В хлебницу. - Куда кладут салфетки? – В салфетницу. - Куда кладут конфеты? – В конфетницу. - Куда кладут салат? – В салатницу. - Куда кладут масло? – В масленку. - Куда кладут соль? – В солонку". Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: "Как назвать человека, который играет на пианино? – Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? – Лыжник. – Как назвать человека, который учит детей? – Учитель. – Как иначе можно назвать белого зайчика? – Беляк. – Как иначе можно назвать черного котенка? – Черныш". Отметьте, какие ошибки допускают дети. Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще...(слаще)". Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прилагательные сравнительной степени. Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы: " Чей хвост? – Заячий. – Чья берлога? – Медвежья. – Чья нора? – Лисья ". Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных. – умение правильно образовывать слова при помощи окончаний. Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: " Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лента шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая".
Отметьте не только то, как дети образовывают слова при помощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе. – умение правильно образовывать слова при помощи приставок. Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вылетающую из клетки, и предложите ответить на вопросы. " Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома". "Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки". – умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов: "Чтобы стакан было удобно держать его ставят куда? – В подстаканник". "Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? – Пододеяльник". "Гриб, который вырос под березой называют как? – Подберезовик. – А под осиной? – Подосиновик". – умение правильно образовывать слова путем словосложения. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов: " Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черноволосая кукла". "Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка". "У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".
Синтаксис В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они пользуются: простыми (распространенными, нераспространенными), сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте правильность употребления союзов в сложных предложениях.
Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее иначе, например: "Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как сказать по-другому? – Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Девочка, которая сидит на стуле, играет с куклой". Отметьте правильность построения предложений. При затруднениях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года. Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образовывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в сложных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовывать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений. V. Связная речь Пересказ Предложите ребенку пересказать содержание знакомой сказки (рассказа). Запишите текст полностью и проанализируйте его по следующим показателям: – самостоятельность пересказа: пересказывает самостоятельно без наводящих вопросов, при пересказе нуждается в помощи взрослого; – полнота передачи содержания текста: текст передает близко к авторскому, т.е. полностью передает основные смысловые части; опускает некоторые важные смысловые единицы; – последовательность изложения текста: точно соблюдает последовательность изложения событий, данных в тексте; некоторые части текста переставляет; – умение пользоваться выразительными средствами: часто и правильно использует выразительные средства; редко использует выразительные средства; передает содержание текста невыразительно (монотонно); – плавность речи: содержание текста передает свободно, без лишних пауз; часто делает необоснованные остановки, длительные паузы. На основе этих показателей сделайте вывод (подчеркните): умеет ли ребенок самостоятельно пересказывать художественные произведения, пересказывает художественные произведения с помощью взрослого; не умеет самостоятельно пересказывать; передает текст выразительно, маловыразительно, невыразительно; полно, неполно; последовательно, непоследовательно; плавно, часто делает необоснованные остановки.
2.Умение составлять рассказ по картине Покажите ребенку сюжетную картину, дайте ему возможность внимательно рассмотреть ее, а затем предложите рассказать, что на ней изображено. Рассказ проанализируйте по следующим показателям: – самостоятельность составления рассказа: рассказывает самостоятельно; может составить рассказ только при помощи взрослого, по вопросам; – полнота изложения: умеет связать основные детали с второстепенными, указывает при этом время и место действия, изображенные на картине; указывает лишь основные детали; перечисляет лишь отдельные предметы и действующих лиц, изображенных на картине; – соблюдение логической последовательности: соблюдает логическую последовательность, не соблюдает. Сделайте вывод: ребенок умеет самостоятельно составить рассказ по картине, составляет рассказ по картине с небольшой помощью взрослых, не умеет составлять рассказы по картине (отвечает лишь на вопросы).
3. Умение составить рассказ из опыта Предложите ребенку рассказать какой-нибудь факт из его жизни (например, как он провел выходной день), дать описание любимой игрушки. Отметьте, умеет ли ребенок самостоятельно передавать знакомые события, случаи из своей жизни, описать предмет: умеет, испытывает затруднения – рассказывает непоследовательно, без дополнительных вопросов трудно понять содержание сказанного; не может самостоятельно составить рассказ, описать игрушки. В процессе проверки сформированности у ребенка связной речи отметьте также, какие недостатки отмечаются в его высказываниях: употребление лишних слов (а, ну, вот, потом), фонетические и лексико-грамматические отклонения. Отметьте, как дети усвоили монологическую связную речь: хорошо, недостаточно, не усвоили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|