Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Художественно-речевая деятельность




Проверьте:

– знание художественных произведений: сказок, рассказов, стихотворений. Предложите ребенку прочитать стихотворение, рассказать сказку (рассказ) по программе. Спросите, какие стихотворения сказки, рассказы он еще знает. Отметьте: знает материал в соответствии с программными требованиями, знает художественные произведения сверх программы, не усвоил некоторые программные произведения (укажите какие).

– узнавание художественных произведений по отрывкам. Воспитатель читает отрывок из сказки, рассказа, стихотворения и предлагает детям ответить, из какого это произведения.

– умение воспринимать и анализировать художественное произ­ведение. Прочитайте рассказ (сказку), спросите, о чем он. Отметьте: умеет ребенок определить главную идею произведения, испытывает затруднения и может определить главную идею произведения, испытывает затруднения и может определить главную идею произведения только с помощью взрослого.

– знание жанров: умение отличать прозу от поэзии, сказку от рассказа. Знание разных жанров проверяется на занятиях в форме игры "Угадай, что я прочитала?" При ее проведении используются условные обозначения в виде круга, квадрата, треугольника или кругов разного цвета (красного, желтого, зеленого), которые раздаются детям перед занятием. Воспитатель дает установку: "Когда я прочитаю рассказ, вы должны поднять круг (или круг красного цвета), когда я прочитаю сказку, вы должны поднять квадрат (или круг желтого цвета), когда я прочитаю стихотворение, вы должны поднять треугольник (или круг соответствующего цвета)". Уточняет, как дети усвоили инструкцию. Читает текст, затем спрашивает: "Угадайте, что я прочитала?" Дети в зависимости от прочитанного произведения показывают круг, квадрат или треугольник (или круг соответствующего цвета).

– художественно-речевое творчество детей. Проверьте, как много знает ребенок загадок, пословиц, поговорок, скороговорок (много, мало, не знает). Может ли самостоятельно придумать сказку, рассказ, загадку (да, нет).

– участие в играх-драматизациях, инсценировках. Отметьте: ребенок принимает активное участие в играх-драматизациях (в инсценировках) и может самостоятельно организовать подвижную игру с текстом; принимает участие, но редко, самостоятельной инициативы не проявляет; безразличен участия не принимает.

– отношение к книге. Отметьте: проявляет интерес к книге (любит рассматривать иллюстрации, просит почитать); безразличен. Укажите также, знает ли ребенок, какие книги находятся в книжном уголке. Отношение к книге проверяется путем наблюдения и бесед с родителями. Обратите внимание на то, как ребята в детском саду обращаются с книгами (бережно, нет).

При проверке групп детского сада укажите на правильность подбора книг в книжном уголке: соответствуют возрасту, не соответствуют возрасту; их состояние: хорошее, плохое.

Проанализируйте данный раздел и сделайте вывод о сформиро­ванности у детей художественно-речевой деятельности.

VII. Речевая активность детей

1. На занятиях. Проверьте:

– внимательно ли ребенок слушает речь воспитателя: да, нет, не всегда;

– внимательно ли слушает речь товарищей: дополняет ответы, замечает неточности в речи детей и дает оценку их высказыванием, не дополняет ответы;

– какова речевая активность на занятиях: отвечает постоянно, выступает редко, отвечает только по вызову;

– какова культура поведения при ответах: отвечает только по вызову, может перебивать говорящего. Отметьте также, спокойно ли ребенок поднимает руку, сохраняет ли правильную позу во время ответа или нет;

– прислушивается ли ребенок к замечаниям и указаниям воспи­тателя по поводу содержания и формы высказывания или никак не реагирует;

– умеет ли адресовать речь слушателям: стремится заинтересовать слушателей, отвечает по необходимости.

2.В повседневной жизни. Проверьте:

– как часто ребенок вступает в речевой контакт со взрослыми, с детьми: вступает в контакт по собственной инициативе (стремится поддержать разговор с детьми), вступает в речевое общение только по инициативе взрослых или других детей, проявляет речевую активность только по необходимости (молчалив);

– проявляет ли творческую речевую активность: принимает участие в пересказе сказок и рассказов в книжном уголке, любит рассматривать картинки, иллюстрации; не проявляет;

– как часто пользуется малыми литературными формами: самос­тоятельно читает стихи, потешки, чистоговорки другим детям; не пользуется;

– каково желание выступать с чтением художественных произведений на литературных концертах, организуемых в детском саду:

– общий речевой фон в группе: спокойный; оживленный и деловой; громкий.

Способы обследования: наблюдения, беседы с воспитателями, детьми, родителями, специальные контрольно-проверочные занятия

Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы о речевой активности детей группы (отдельных детей).

VIII. Готовность детей к овладению грамотой

Обследование проводится в конце учебного года на контрольно-проверочных занятиях. Проверьте:

– умение выделять первый звук в слове. Предложите ребенку назвать первый (начальный звук) в словах: мак, утка, барабан, ручка, лиса.

– умение выделить и правильно назвать последний звук в слове. Предложите ребенку назвать последний звук в словах: мак, автобус, ключ, окно, букварь.

При выполнении этих заданий обратите внимание на правильность называния звуков в соответствии с их звучанием в слове: в слове лиса первый звук [ль], а не [лэ], [эль] или [л].

Отметьте, ребенок легко справляется с заданием или допускает ошибки: не выделяет первого или последнего звука, неверно называет звуки.

– умение провести звуковой анализ слова. Предложите ребенку определить последовательность звуков в словах: рак, сом, лиса, рука, санки. Спросите, какой в слове мак первый звук [м], второй (или следующий) – [а], третий – [к].

– умение определить ударение в слове. Предложите ребенку определить ударный звук (слог) в словах: лиса, рыбак, санки, веник, кино.

– умение образовывать новые слова путем замены одного звука другим. Предложите ребенку ответить, какой звук в слове дом нужно заменить, чтобы получить слово сом (надо заменить звук [д] на [с]); лук (жук), рот (кот), мак (лак), сук (суп).

Проанализируйте полученные данные и укажите, готов ребенок к овладению грамотой или нет.

Уровни речевого развития

Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста устанавливается, исходя из следующих показателей: умения ребенка самостоятельно, логично, последовательно, выразительно, достаточно полно и точно передавать содержание знакомых сказок, рассказов; умения самостоятельно описывать содержание сюжетных картин с указанием не только основных, но и второстепенных деталей, времени и места действия, изображенных на картине событий; умения свободно и самостоятельно излагать собственные мысли, передавать отдельные события или случаи из собственной жизни.

Общий уровень речевого развития зависит от точности и пра­вильности употребления детьми лексических, грамматических и фо­нетических средств. При использовании лексических средств ребенку мало иметь достаточно богатый для его возраста словарный запас, важна и качественная сторона усвоенной лексики: умение в процессе высказывания точно отбирать и употреблять лексические средства; пользоваться отвлеченными понятиями; правильно понимать и употреблять слова с переносным значением.

На общий уровень речевого развития влияет также степень ов­ладения детьми грамматическим строем языка: умение правильно строить предложения различной конструкции, согласовывать слова в роде, числе и падеже; правильно употреблять несклоняемые имена существительные; подбирать нужные суффиксы при словообразовании, например: сахар - сахарница, конфеты – конфетница, но масло – масленка, соль – солонка и т.д.

На уровень речевого развития дошкольников положительное влияние оказывает правильное формирование звуковой стороны речи: умение верно и четко произносить слова и все звуки родного языка; свободно пользоваться голосовым аппаратом: говорить достаточно громко, выразительно, в умеренном темпе.

Исходя из вышеизложенного, можно условно выделить следующие уровни речевого развития детей.

1. Высокий уровень речевого развития. Он характеризуется тем, что развитие речи ребенка несколько опережает ход речевого развития сверстников: к старшему дошкольному возрасту такой ребенок не только произносит все звуки, но и правильно дифференцирует их на слух; лексический запас у него достаточно высок, редко отмечаются неточности в употреблении лексических средств; грамматические ошибки он допускает лишь в отдельных трудных случаях. Ребенок с данным уровнем речевого развития имеет хорошо развитую связную речь: может поддержать разговор на знакомую ему тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, рассказать о событиях из личной жизни; знает много сказок, рассказов, стихотворений (сверх программы).

2. Средний уровень речевого развития – это такой уровень, когда ребенок овладевает речью в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду". Несовершенства речи и различные неточности, обнаруживаемые в процессе речевого высказывания, находятся в допустимых пределах. Ребенок данного уровня речевого развития легко усваивает материал, правильно произносит звуки родного языка, имеет хороший речевой слух, т.е. способен овладеть звуковым анализом слов до поступления в школу; лексико-грамматические ошибки не выходят за рамки возрастных особенностей; он может пользоваться разными типами предложений, хотя в его речи преобладают простые распространенные; он в состоянии самостоятельно пересказывать небольшие по объему сказки, рассказы, может составить без помощи взрослого небольшой рассказ по картине, дать описание игрушки; знает стихи, сказки, рассказы в пределах программы.

3. Низкий уровень речевого развития характеризуется тем, что ребенок недостаточно полно усвоил программный материал: может в начале учебного года иметь недочеты в произношении, иногда допускает ошибки в различении звуков, близких по звучанию или произношению, не всегда правильно использует выразительные средства. Словарный запас его несколько ниже, чем у сверстников. В процессе самостоятельного высказывания он не всегда точно употребляет слова, испытывает затруднения при подборе нужных слов.

Ребенок с низким уровнем речевого развития пользуется в основном простыми предложениями. При пересказе художественных произведений он чаще нуждается в помощи взрослого, допускает перестановки, пропуски некоторых частей текста, опускает авторские слова или заменяет их своими, часто останавливается в поисках нужного слова, отчего нарушается плавность высказывания; в разговорной речи особых затруднений эти дети не испытывают, но в самостоятельном высказывании имеют лексико-грамматические недочеты; затруднения в свободном изложении собственных мыслей проявляются в более выраженной степени. Ребенок с данным уровнем речевого развития часто знает не все художественные произведения, которые были пройдены по программе. Особых нарушений в овладении речью эти дети не имеют, и поэтому к ним нельзя относить детей, имеющих задержку в речевом развитии и нуждающихся в помощи специалиста (логопеда).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...