5. О вхождении в церковь. . 6. О стоянии в церкви, о каждении и о том, как ставить свечи и брать просфору.
5. О ВХОЖДЕНИИ В ЦЕРКОВЬ. Собираясь в храм, еще дома необходимо приготовить деньги на свечи и церковные сборы, чтобы во время Богослужения не заниматься разменом и прочей суетой, отвлекая внимание и мешая молящимся. Подойдя к зданию храма, следует стать против входа и совершить три поясных поклона с крестным знамением, взирая на образ Господа Исуса Христа, или - Его Честный Крест, или какой-либо иной, находящийся над входной дверью, с молитвой: " Боже, милостив буди мне, грешному" (поклон); " Создавши мя, Господи, и помилуй мя" (поклон); " Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго" (поклон). Затем спокойно, не хлопая дверью, следует войти в храм, и здесь, глядя на иконостас или на любой удобно зримый святой образ (судя по обстоятельствам и внутреннему расположению храма), снова совершить три поясных поклона с вышеуказанной молитвой. Если приходишь в храм до начала службы, то надо ожидать общего " начала", или приходных поклонов, которые молящиеся совершают перед всяким богослужением вместе со священником или иным лицом, старшим в службе. Если же вхождение в храм происходит когда служба уже идет, необходимо положить " начал" самому, потому что без приходных поклонов, по Уставу Церкви, никакая молитва не совершается. Исключением из этого правила является Лития за умерших, когда она совершается отдельно от какой-либо иной службы (перед ее началом полагают только три поясных поклона), а также всякая молитва до и после трапезы, то есть за обед и за ужин. В связи с тем, что сказано выше, " начал" необходимо знать наизусть всякому християнину. Текст " начала" находится в книге " Молитвенник" или в ежегодных Календарях.
6. О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ. Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь и совершив семипоклон-ный " начал", следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. " Потом, - наставляет книга " Сын церковный", - поклонися в пояс около тебе стоящим людем", произнося тихо: " простите мя, отцы и братия" (глава 35-я). " Аще где прилучится власти быти, - продолжает учить " Сын церковный", - и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго" (глава 36-я). У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако, если место уже занято, то требовать освободить его - нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.
Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан-мужчин было большим, чем ныне, они занимали переднюю, ближнюю к иконостасу половину храма, женщины же стояли сзади. В настоящее время мужчины занимают обычно часть внутреннего пространства церкви перед правой половиной иконостаса. Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях: 1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы " Приидите, поклонимся"; 2) во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (экса-псалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, " во образ смирения и покаяния"; 3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении экса-псалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию; 4) во время чтения или пения Символа Православной веры: " Верую во Единаго Бога... ";
5) во время чтения молитв " Трисвятого" и до " Отче наш", в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда " Отче наш" поется или читается отдельно (на Литургии или на Часах); 6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается; 7) во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающего службу) отпуста (который обычно начинается словами " Христос, истинный Бог наш... ", или " Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради... " ); 8) на Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) " Единородный Сын... "; 9) во время пения " Херувимской песни" (" Иже херувими... " ) и совершения переноса жертвенных хлеба и вина; во время пения " Иже херувими... " до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после " Херувимской" часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между " Иже херувими... " (после Великого входа) и " Достойно есть... " и совершается собственно преложение (таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Исуса Христа, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами " причастна", указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа " Святая святым" ) священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся; 10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами " Радуйся, Не-весто Неневестная" и " Аллилуйя". Акафист (или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых " правильных канонах", после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого Поста, в службе Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике, - в 5-ю пятницу Поста вечером).
Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят. Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно, благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед причастием, и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьезное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания християнина. Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.
. В завершение данной темы нужно сказать и о том, что необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу только в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для християнской службы благочинного порядка. Потребление просфоры должно быть спокойным, без поспешного проглатывания. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным знамением, первые два - в пояс, а третий - в землю. При этом произносят молитву: " Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си (поклон). Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си" (поклон земной). Добавим здесь некоторые сведения и о том, что такое " Дора", или " Дары", и когда они " потребляются". " Дора", или точнее " Антидор" (с греческого - буквально " вместо дара" ), - просфора, а вернее - остатки (называемые еще " подножие" ) той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово. Церковный обычай раздавать " дары" восходит к християнской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией (во исполнение заповеди Спасителя: " Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19) были причащающиеся (не только младенцы) св. Тайн Тела и Крови Христовых. Несподобившимся " сих страшных Даров" (Симеон Солунский), св. Церковь, как бы взамен св. Тайн, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу, - живущим достойно звания християнского. Как и когда это совершается? После причащения себя (во время пения " причастных" стихов) священнодействующий раздробляет " подножие" по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне; при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает " дары" народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т. е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: " Милостив и щедр Господь: пищу дал есть боящимся Его" (Пс. 110, 4). Приходящий поклоняется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дары, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крес-тяся, потребляет дары с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дары, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфиры молится, как было указано выше. А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся, во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: " Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и подающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая" (поклон земной).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|