7. Устав о поклонах во время богослужения.
Прежде всего необходимо сказать о том, что все поклоны, поясные и земные, молящиеся совершают совместно, согласно указаниям церковного Устава, а не когда кому вздумается. Поклоны необходимо творить истово и чинно, без излишней суетливости, или нарочитого замедления в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, так, чтобы для тела молящегося, а не для его одежды только, это было ощутимо, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы. Земные поклоны полагаются на подручник, - нарочито сшитый коврик, для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне. Попутно отметим, что в древней Православной Церкви не было обычая молиться стоя на коленях, нет такого обыкновения и в Старообрядчестве. К новообрядцам же этот обычай проник с католического запада. Хорошим его назвать никак нельзя, ибо Господь Исус Христос перед Своим добровольным страданием за род человеческий, показал нам в Гефсиманском саду образ молитвы: " Падё на лицы своем, моляся" (Евангелие от Матфея, зач. 108. ). Воины же, " ругавшиеся" т. е. насмехавшийся Господу во время Его Страстей, творили поругание " поклоньшеся на колену пред Ним" (Евангелие от Матфея, зач. 112). Ясно видно, какому из евангельских примеров соответствует обычай православный, а какому, - католический (он же и новообрядческий).
Теперь приведем полностью Устав о поклонах, согласно святоотеческому церковному преданию. Основанием для порядка изложения послужил " Устав" епископа Арсения Уральского, (Уральск, 1908, л. 157). На молитве Святому Духу " Царю Небесный", когда она читается (или поется) в начале какого-либо последования, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, а в Великий Пост в конце ее, - поклон до земли, с крестным знамением. На " Трисвятом": " Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас" (трижды), три поклона. Только когда эта молитва поется в конце Великого Славословия за Всенощным бдением, а также на Литургии перед чтением Апостола, (или когда в иных случаях по Уставу она поется), поклонов не бывает. На молитве Господней " Отче наш", поклон поясной в конце ее, когда она поется на Литургии и перед обедом; во всех же иных случаях поклона не бывает. На " Приидйте, поклонимся", три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: " кланяюсь", " поклоняюсь", " кланяемся", " поклоняемся", " поклонимся", " поклоняющеся", " поклоняющихся" и " поклоняющимся", всегда кланяются в пояс. На " Аллилуйя", когда она бывает по " славе" за каким-либо псалмом, так: " Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже", трижды, три поклона в пояс, кроме " Аллилуйи" среди " экса-псалмов" бываемой без поклонов. На молитвах " Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися нам" на Вечерни и " Слава в вышних Богу" (вначале) на Павечернице и на Утрени, - три поясных поклона.
Перед молитвой отпуста, на Вечерни и Утрени, и на Молебне, начиная с " Честнейшую херувим", а на Литургии и Обеднице, - с " Достойно есть" , " Слава" , " и ныне" , " Господи помилуй" дважды, " Господи благослови", всегда по четыре поклона, на Вечерни, Утрени и Молебне все поясные, а на Литургии и Обеднице первый поклон всегда земной. После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени (совершаемой обычно с вечера), поклон всегда земной. Особый порядок имеют целования иконы праздника после величания, Евангелия на воскресной Утрени и Честнаго Креста в крестные праздники.
Следует отметить, что к иконам, стоящим на постоянных местах, прикладываться в любой день нельзя . Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия, когда за Всенощным бдением в субботу вечером (под воскресный день) после прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться в пояс со словами: " Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению". Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон произносят молитву: " Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим". На второй поклон: " Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради". Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку, с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося: " Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя. " Далее, - по вышеописанному обычаю. Когда же все молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими вратами, и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех Евангелием с произнесением слов: " Силою и заступлением святаго Евангелия Твоего, сохрани нас, Господи". На это все находящиеся в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой: " Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению. "
Продолжим дальнейшее изложение устава о поклонах. На пении " Слава Тебе, Господи" перед чтением Евангелия и после него, - по поясному поклону.
На молебнах, на каждую катавасию после каждой песни, - по поясному поклону, и на троекратное " Господи помилуй", которое бывает после катавасии на молебне, - три поклона, также в пояс. На песнь Богородицы " Величит душа моя Господа", которая поется на Утрени перед девятой песнью канона, на каждый припев " Честнейшую херувим", - поясной поклон, а на последний, шестой припев, - поклон в землю. Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь Богородицы: " Величит душа Моя Господа", тогда поясные поклоны полагаются на ирмосах девятой песни праздничного канона.
В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до " Сподоби, Господи, в вечер сей... " ) и Павечерницы (до " Слава в вышних Богу... " ) в воскресные дни Великого Поста вечером, и Утрени повседневной (до первой " славы" на кафизмах), - во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Имеются в великопостное время и свои, дополнительные поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина " Господи и Владыко животу моему... ", положенные в Пост при конце всякого церковного исследования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени, - до трех. На совершаемой в Пост в храме великой Павечернице после прочтения Символа Веры (" Верую во Единаго Бога" ) поются по клиросам по дважды припевы: " О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных", и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма, совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом - другой. На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы) все указанные поклоны, - поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов " О, Пресвятая Госпоже... " в чине великой Павечерницы следует " Трисвя-тое", на котором совершаются три поклона, всегда в пояс . Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста, и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше. В дни постные православные християне-старообрядцы обычно готовятся к принятию святых Христовых Тайн (говеют), а затем исповедуют Богу грехи в таинстве Покаяния. В связи с этим уместно рассказать о порядке поклонов на Исповеди. Как правило, священники принимают на исповедь в каких-либо закрытых помещениях внутри стен храма (в Покровском храме на Рогожском, - в приделах за главным иконостасом), ко входам в которые выстраиваются исповедники. Ожидая своей очереди войти к священнику, следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем, как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных поклона перед образом Божиим с молитвой " Боже, милостив... ", а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви людям со словами: " Простите Христа ради". Они же, кланяясь в пояс, отвечают: " Бог простит". Войдя к священнику, исповедующийся четырежды кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом, лежащими на аналое, с молитвами: " Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя" (поклон), " Создавыи мя, Господи, помилуй мя" (поклон), " Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго" (поклон), " Приими мя, Господи, кающася, и помилуй мя" (поклон).
Скажем здесь для спасительного назидания и о благообразном поведении при принятии св. Причастия (как правило, это бывает в Великий пост и, в немногих общинах, в другие посты). Сподобившиеся (после Исповеди) приобщиться святых Тайн, правоверные християне должны отмолиться Правило говения в течение седмицы (см. в конце, Приложение III), накануне и в день причащения необходимо молиться Правило ко святому Причащению, которое включает в себя Правильные каноны, Причастные часы, Причастный канон и Молитвы ко святому Причащению, а также Вечерню, Павечерницу, По-лунощницу, Утреню, Часы и Божественную Литургию. В конце Литургии, после возгласа " Святая - святым", причастники по чину и благообразно, прикладываются к иконе Пресвятой Богородице с Предвечным Младенцем, по установленному во святой Церкви порядку, ( В больших общинах, где бывает много причастников, начать прикладываться можно после пропетия " Достойно есть". ) как выше уже описано. По окончании Литургии все причастники должны выслушать с глубоким вниманием благодарственные молитвы. В этот день трапеза должна быть скромной и умеренной, без алкогольных напитков. Всячески должно стараться в этот день не плевать и не допустить невольных выделений из уст своих. Но пребывать более в молчании, благодарных чувствах и умной молитве.
Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной Литургии, совершаемой почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже. На выход с Евангелием, - поклон в пояс с молитвой " Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению". На переносе святых Даров, после того, как пропоют первую часть " Херувимской песни", полагаются три поклона, в следующем порядке. На первый возглас священника " Всех вас да помянет Господь Бог... ", - поклон в пояс с молитвой: " Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си"; На второй возглас: " Да помянет Господь Бог всех вас... ", - также поясной поклон с молитвой: " Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си". На третий возглас: " Всех вас да помянет Господь Бог... ", - поклон в землю с молитвой: " Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си. " Если священник служит с дияконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника никакого поклона не бывает, земной поклон с вышеуказанной молитвой полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами: "... и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком"; На возглас: " Изрядно о Пресвятей, Пречйс-тей... ", поклон в землю, с молитвой: " Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас. " На возглас " Со страхом Божиим и верою приступите", - поклон в пояс с молитвой Исусовой.
На возглас " Господу помолимся" перед заамвонной молитвой, - поясной поклон с молитвой " Господи, помилуй". На " Буди имя Господне благословенно от ныне и до века", - три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда " Буди имя Господне... " поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании часов, когда не бывает Литургии). Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" ). Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: " Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. " " По отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин, " - напоминает книга " Сын церковный". Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым порознь каждого, должен произносить молитву: " Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи". Молящиеся, подходя ко Кресту, " проверив свою совесть", осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: " Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соде'лал есй спасение посреди земли" (Сын церковный, глава 59)( Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся с молитвой: " Верую Господи, и покланяюся.. "; в этом случае действие християнина полнее соответствуют содержанию молитвы. ). И целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов . Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает " Мир всем", мысленно отвечая ему (вместе с певцами): " И духови твоему".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|