Объекты религиозного туризма
Историческая судьба Калининградской области, ее геополитическое положение наложили отпечаток на религиозную жизнь, на состав местных культовых сооружений: протестантских, лютеранских, реформаторских, католических, иудаистских… Во многих городах области кирхи перепрофилировали под православные церкви. Большинство верующих – православные и протестанты, есть католики (около 30 тыс., в основном, среди представителей литовской общины). Действует немало немецких обществ, общество польской культуры. В Калининградской области зарегистрировано 134 религиозных организаций 16 конфессий.
Рис. 3 Религиозный состав Калининградской области
Наиболее крупные: Русская Православная Церковь – 46 приходов. Учета численности прихожан не ведется, однако по утверждению руководителей церкви с православием себя отождествляют от 2/3 до 3/4 жителей области. Возглавляют Православную Церковь в Калининградской области митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), епископ Балтийский, викарий Смоленской епархии Серафим (Мелконян) и секретарь Смоленско-Калининградской епархии протоирей Марьян (Позунь). Римско-католическая церковь – 21 приход и 6 групп. По заявлениям руководителей католиками себя считают около 30 тыс. жителей области, однако, активно верующих среди них не более 3-4 тыс. чел. Руководит католиками латинского обряда в Калининградской области апостольский викарий Ежи Стецкевич (гражданин Польской Республики). Евангелическая-лютеранская церковь имеет 15 приходов и еще 25 незарегистрированных групп. Численность прихожан – около 3 тыс. чел. Возглавляет лютеран пробст (старший пастор) – Эрхард Вольфрам (гражданин ФРГ).
Мусульманская община Калининградской области, подчиненная ДУМЕР, имеет 1 зарегистрированную организацию. Число активных мусульман – более 500 чел., а численность представителей мусульманских народов в Калининградской области – от 18 до 25 тыс. чел. Председатель общины – Х.Н. Биктеев. Последователи иудаизма разделены на 2 организации: «Иудейская организация еврейская община города Калининграда» (возглавляет раввин Давид Шведик, представляющий хасидское направление, входящее в ФЕРООР) и религиозная организация «Еврейская община Адат-Исраэль» (возглавляет раввин Эфраим Зильберман, представляющий ортодоксальное направление, ходящее в КЕРООР). Общее количество последователей иудаизма составляет 1,5–2 тыс. чел. Христиане веры евангельской (пятидесятники) и харизматики – 23 организации, представляющие 9 или 10 направлений. Общая численность – около 1500 чел. (в т. ч. 4 «неохаризматических» течения имеют 600–700 последователей). Председатель Совета евангелических церквей – пастор Л.Е. Калацкий. Церковь евангельских христиан-баптистов имеет 5 приходов и 6–7 групп. Число последователей – около 500 чел. (взрослых). Старший пресвитер – А.П. Крикун. Новоапостольская церковь имеет 2 прихода и 11 групп. Общая численность «крещенных» – 1500 чел. Возглавляет «апостол» Павел Васильевич Гамов. Председатель Калининградской общины – А.П. Буянов. Адвентисты седьмого дня имеют 8 приходов. Общая численность 600–700 чел. Руководитель – пастор В.Д. Гомер. Свидетели Иеговы – 4 зарегистрированных прихода. Общая численность от 2000 до 2500 чел. (в т. ч. около 1000 «крещенных»). Руководители – В. Горобченко, С. Власов, В. Меньжинский и т.д. Имеет около 25 постоянных миссионеров из Польши. Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны) – 1 община и 4–5 групп. Общая численность – около 200 чел. Постоянно работает до 30 миссионеров из США. Президент прихода – А. Алимпиев.
Буддисты (школа кагью) – 1 община. Общая численность до 30 чел. Руководитель – М.В. Николаенко; Общество сознания Кришны – 1 община, численность до 100 чел. (с сочувствующими). Руководители – В. Алексеев и В.П. Васильева. Методистекая церковь – 2 общины, численность 40–50 чел. Руководитель – Э. Ботов. Армяно-григорианская церковь – 1 община, председатель – Р.П. Алексанян. Русская православная церковь за границей – 1 приход, численность до 40 чел., возглавляет – П. Астахов. Не зарегистрированы: саентологи (от 100 до 200 чел.); муниты (до 100 чел.); виссарионовцы (50–60 чел.); поместоцерковники (от 100 до 200 чел., пастор В.М. Мальцев). Исторические судьбы Восточной Пруссии наложили свой отпечаток на количественный и качественный состав культовых сооружений на территории Калининградской области. Юдиттен-кирхе пришла из глубин веков, когда местные аборигены еще были язычниками. Официальное освещение храма состоялось в 1288 г. Церковь небольшая, однонефная и построена из валунов полубутовой кладки. Стрельчатые проемы окон и дверей облицованы кирпичом. Имела граненый алтарь, звездный резной свод и крышу под черепицей. В конце XIV в. была выстроена звонница с двумя колоколами. Тогда же художник Петер создал фрески на хорах и триумфальной арке. Яркими, сочными красками изображены Иисус Христос, Пресвятая Богородица и картина «Страшный суд». На куполе в золотом обрамлении сияла надпись: «Да станет лжецом тот, который сделал мастеру зло». На стенах оформлены гербы гроссмейстеров Тевтонского ордена. В их числе герб Великого магистра Ульриха фон Юнгингена, погибшего в 1410 г. на Грюнвальдском поле. В 1577 г. на башне был установлен флюгер. В 1820 г. сооружен поперечный притвор с цилиндрическим сводом между нефом и башней. Перестроены западный щипец, северная паперть и ризница. Возле храма в 1768 г. похоронен фельдмаршал Левальд, участник сражения при Гросс-Егерсдорфе. В 1985 г. здесь открылся первый в послевоенной истории области православный храм. Кёнигсбергский университет возник по желанию первого герцога Альбрехта фон Бранденбурга. 20 июля 1544 г. Альбрехт огласил декларацию об основании высшей школы. Здание было построено на острове, рядом с Кафедральным собором. Здание было разрушено одной из войн, имевших место на территории Пруссии. Вопрос долго обсуждался. Шла упорная борьба с военными за кусок территории на Парадеплатц. Возникали затруднения с финансами. Все проблемы удалось решить к 1856 г., на 12 лет позже намеченной юбилейной даты – 300-летия основания университета.
Проект сооружения разработал архитектор Фридрих Август Штюллер. Он предложил план здания в стиле флорентийского ренессанса. В апреле 1858 г. приступила к закладке фундамента. 20 июля 1862 г. состоялось открытие. Практически все организованные экскурсии по городу начинаются с посещения Кафедрального собора и могилы Иммануила Канта. Кафедральный собор – главная достопримечательность современного Калининграда и его признанный символ, единственное здание в историческом центре города, чудом уцелевшее после бомбардировок Второй мировой войны. Заложенный в 1333 г. На острове Кнайпхоф (сейчас остров Канта) и строившийся на протяжении почти полувека, Кафедральный собор являет собой образец сочетания романского и готического стилей. В связи с ненадежным грунтом он покоится на множестве дубовых свай, внутри – трехнефная церковь с высоким хором. Основателем собора считается великий магистр Лютер фон Брауншвейг. В 1804 г. у стен собора в профессорском склепе был похоронен великий философ Иммануил Кант. С 1659 г. в южной башне собора находилась крупная библиотека Валленродта. Она располагалась в двух помещениях западного фасада собора и насчитывала более 10 тыс. старинных книг и уникальных манускриптов. Библиотека сгорела в годы войны. В дни церковных праздников в соборе проводились торжественные богослужения, перед храмом устраивались шествия. За свою многовековую историю собор несколько раз перестраивался. Во время войны он был серьезно поврежден. Считается, что спасла собор от разрушения могила Канта. В 1992 г. началось восстановление собора калининградскими мастерами при участии Центра реставрации и ремесел г. Фулда (Германия). Восстановлены интерьеры в башнях, ведутся реставрационные работы в главном зале. В башнях здания находятся Музей собора и Музей И. Канта. Под башнями расположены евангелическо-лютеранская и православная часовни, в которых проводятся обряды венчания и крещения. В музыкальной гостиной периодически проводятся концерты органной музыки. Кафедральный собор включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2003 г. на стене у входа в собор появился памятный знак Петру I с датами посещения царем этих мест. А в августе 2004 г. у южной стены собора установлен крест в память о жителях Кенигсберга, погибших при массированных налетах английской авиации в конце августа 1944 г. Следует упомянуть и о православном Святоникольском соборе, бывшей Юдиттенской кирхе 1288 г., которая считается старейшей на севере Восточной Пруссии. Собор расположен на крайнем западе, при выезде из города по проспекту Победы. Великолепные интерьеры Замковой церкви с изображением Ордена Черного Орла, Тронный зал (самый большой в Германии), зал Московитов, названный так еще в XVI в. в честь Великого московского посольства… Увы, теперь все это можно увидеть только на старых фотографиях. В августе 1944 г. во время ночных налетов английской авиации замок сгорел вместе с историческим центром Кенигсберга. А в конце 1960-х гг. было приняло решение обкома КПСС о сносе руин замка. На берегу Новой Преголи возвышается Крестовоздвиженский собор. Вы не спутаете его ни с одним другим религиозным сооружением на территории области. Собор находится в здании Кройц-кирхе, построенной в 1933 г. Позднее здание восстановили под православный храм. Культовым для Балтийска зданием является реформистская кирха. Она построена в 1866 г. в готическом стиле и не имеет башни. После войны здание использовалось как склад военторга. С 1991 г. здесь Кафедральный православный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота. Домик пастора напоминает о католической кирхе «Мария Морская звезда» - единственной в городе, имевшей башню. Пастор кирхи жил в католическом приходе Св. Адальберта. В нескольких километрах от Балтийска, в пос. Береговое на берегу моря стоит крест Св. Войцеха Адальберта, одного из первых священников-миссионеров на территории древней Пруссии. Одно время на этом месте находилась кирха, которую посещали польские паломники и странствующие богомольцы, однако буря ее разрушила. В 1722 г. на руинах кирхи был воздвигнут памятный крест, который до наших дней не сохранился, но в апреле 1997 г., ровно через 1000 лет со дня смерти Адальберта, на этом месте была установлена копия креста. Ныне это место святое для всех католиков Европы.
На стене лютеранской кирхи 1772 г. в Немане (теперь – жилой дом) установлена памятная доска пастору и литовскому просветителю Мартину Асу Мажвидасу (1510-1563), автору первой книги на литовском языке «Простые слова катехизиса». С 1993 г. часть здания отведена для католических и православных богослужений. В Черняховске примечательны исторические здания кирхи Лютера (1610-1612) и ратуши (1620). В городе несколько церквей, одна из их передана православной общине, в другой проводятся католические богослужения. Приходская лютеранская церковь, ныне преобразована в Свято-Михайловский православный собор. С высоты колокольни открывается панорама города. Промышленное здание поглотило лютеранскую кирху 1909-1911 гг. Неподалеку расположено здание бывшей баптистской капеллы. В городе Ладушкин есть один весьма любопытный объект. Это российско-белорусский Союзный храм, сооруженный в 2003 г. в микрорайоне Береговое, первый деревянный храм в Калининградской области. Он построен объединенными усилиями россиян и белорусов в честь покровителя русского воинства Димитрия Солунского. Храм стоит на высоком берегу Калининградского залива, звон колоколов летит над водой от 22 до 38 секунд, что является своеобразным рекордом для колокольного звона. Руины церкви Св. Николая – это один из старейших храмов Калининградской области. Раньше в церкви стоял алтарь XVII в., рельефная картина из дерева «Торжество Христа» считалась уникальной. До наших дней сохранилась только часть стен церкви. Поселок Гвардейское на 25 км пути интересен зданием восстановленной лютеранской кирхи Св. Анны. Кирха явлаласьцетром местного паломничества в Средневековье и, кроме того, вплоть до середины XIX в. – местом размещения живописных полотен европейского живописца Лукаса Кранаха Старшего. Младшая дочь Мартина Лютера Маргарита нашла здесь последний приют. В 1996 г. на месте ядра древнего города был возведен православный собор – Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, успевшей стать архитектурным символом Багратионовска. Лютеранская кирха поселка Домново ведет свою историю с 1321 г. Сейчас от нее осталось восточная, наиболее древняя часть. Здание используется в качестве склада, внутри сохранились старинные эпитафии. Башня кирхи имеет три этажа и с западной стороны украшена порталом с гранитным ключевым камнем. В готических сводах кирхи Св. Георгия XIII в. ныне ведется православная служба. Кирха известна тем, что 14 июня 1807 г. с ее башни Бенигсен наблюдал за ходом битвы между русскими и французскими войсками. На выезде из Калининграда в сторону Черняховска находится поселок Марьино с кирхой Св. Катарины (1350) и воздвигнутом надгробием обер-президенту Пруссии, ученику Канта – Теодору фон Шену, который основал Кенигсберскую академию искусств. Башня звонницы кирхи до 1945 г. была увенчана флюгером с изображением святой Катарины и орудия ее мучителей – колеса. По народной легенде, Катарина – это прусская красавица, которая полюбила рыцаря из Арнау и назло своему отцу, воспротивившемуся браку, пожелала доживать свои дни за пряжей в башне кирхи, отстроенной на приданое. В центре Гвардейска действует церковь Иоанна Предтечи, бывшая евангелическая кирха. Церковь имеет башню с 8-гранным шатром 30-метровой высоты. Австрийцы-протестанты основали в Гусеве госпиталь и так называемую Зальцбургскую кирху (1754). С середины 1990-х гг. отреставрированная кирха вновь используется евангелическо-лютеранской общиной города. Есть в Гусеве и православный Свято-Успенский храм. Ранее храм назывался церковью Креста (1899) и принадлежал свободной евангелической старолютеранской общине, а в советское время здесь размещался школьный спортзал. В конце 1980-х гг. здание было освящено в честь Успения Пресвятой Богородицы, была построена колокольня, устроены иконостас и интерьер храма.
Таблица 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|