Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уникальные технические комплексы

Как известно, Кёнигсберг, основанный в XIII веке, состоял из трёх независимых городских поселений и ещё нескольких «слобод» и «посёлков». Расположены они были на островах и берегах реки Прегель. Для связи между ними уже в XIV веке стали строить мосты. В связи с постоянной военной опасностью со стороны соседних Польши и Литвы в тот период кёнигсбергские мосты имели не только транспортное, но и оборонные значение. Перед каждым из мостов была построена оборонительная башня с закрывающимися подъёмными или двустворчатыми воротами из дуба, с железной кованой обивкой. Опоры некоторых мостов имели пятиугольную форму, типичную для бастионов. Внутри этих опор располагались казематы. Из опор можно было вести огонь через амбразуры.

Мосты были местом шествий, религиозных и праздничных процессий, а в годы так называемого Первого русского времени (1758—1762 годы), когда во время Семилетней войны Кёнигсберг ненадолго вошёл в состав Российской империи, по мостам проходили православные крестные ходы. Один раз такой крестный ход даже был посвящён православному празднику Водосвятия реки Прегель, вызвавшем неподдельный интерес у жителей Кёнигсберга.

По традиции, чтобы впоследствии вернуться в Кёнигсберг, гость города должен был бросить в Прегель с одного из мостов монету. В 90-х годах прошлого века во время очистки русла Преголи землеснарядом коллекционеры-нумизматы буквально дрались за право постоять с ситом у «кишки», из которой выливался донный ил.

Самым старым из семи кенигсбергских мостов был Лавочный мост. Он соединял Альтштадт и расположенный рядом кёнигсбергский замок с островом Кнайпхофом. Построен мост был в 1286 году. В 1900 году мост был перестроен. В 1972 году снесён в связи со строительством Эстакадного моста. Название моста свидетельствует о том, что он сам и прилегающие берега Прегеля были сосредоточением торговли.

Вторым по возрасту был Зелёный мост. Он был построен в 1322 году. В 1907 году мост был перестроен, а в 1972, как и Лавочный мост, пал жертвой Эстакадного моста. Этот мост соединял Кнайпхоф и Форштадт. Название моста происходит от цвета краски, в который традиционно красили опоры и пролётное строение моста. В XVII веке у Зелёного моста гонец раздавал прибывшие в Кёнигсберг письма. В ожидании корреспонденции здесь собирались деловые люди города. В ожидании почты они обсуждали свои дела. Неудивительно, что рядом с Зелёным мостом в 1623 году была построена кёнигсбергская торговая биржа. В 1875 году на другом берегу Прегеля, но также в непосредственной близости от Зелёного моста построили новое здание торговой биржи (ныне Дворец культуры моряков).

После Лавочного и Зелёного был возведен Рабочий мост, также соединявший Кнайпхоф и Форштадт. Иногда название также переводят как Потроховой мост. Этот мост был построен в 1377 году и перестроен в 1886 году. Он был разрушен во время Второй мировой войны и позднее не восстанавливался.

В 1397 году был построен Кузнечный мост. Как и Лавочный, он соединял Альтштадт с Кнайпхофом. Мост был перестроен в 1896 году. Кузнечный мост, как и Потроховый мост, после войны не восстанавливался.

Дровяной мост (на фото) между Альтштадтом и Ломзе был построен в 1404 году. В виде, который он приобрёл в 1904 году во время реконструкции, этот мост сохранился до сих пор. Сейчас по нему осуществляется движение автотранспорта (по одному ряду в каждую сторону), пешеходов, а также трамваев 5, 8 и 9 маршрутов.

Ещё одним сохранившимся до сих пор мостом Кёнигсберга является Высокий мост. Он был построен в 1520 году и соединял Ломзе и Форштадт. В 1882 году мост был перестроен, при этом был возведён так называемый «мостовой домик», помещение для механизмов развода моста. Это красивое небольшое здание в стиле неоготики, несколько напоминающее замок в Диснейленде, сохранилось до сих пор. Сам старый Высокий мост был снесён в 1937-38 годах, а в нескольких десятках метров от него был возведён новый Высокий мост, сохранившийся до сих пор и служащий подспорьем для пешеходов, автомобилей и трамваев. От старого Высокого моста сохранились опоры.

Самый молодой из семи мостов - Медовый мост, соединяющий острова Ломзе и Кнайпхоф был построен в 1542 году. Как и Высокий и Деревянный мосты, Медовый мост сохранился до сих пор, но в отличие от них приобрёл практически исключительно пешеходный характер, так как сейчас на острове Кнайпхоф расположены только кафедральный собор (главная достопримечательность города) и парк скульптур, и проезд частного автотранспорта туда запрещён. По мосту проезжают только грузовики, подвозящие материалы для реставрации Кафедрального собора. Существуют разные версии о происхождении названия Медового моста. По одной из них, жители Кнайпхофа оплатили разрешение на постройку моста бочками мёда, по-другой - тем же товаром оплатили постройку торговой лавки на заречной территории. Однако скорее всего эти версии являются городскими легендами. Вероятнее всего, название происходит от слова «хон», что значит - насмешка, издёвка. Построив этот мост, жители Кнайпхофа получили непосредственный доступ к острову Ломзе, в обход мостов, принадлежавших Альтштадту. Таким образом, этот мост стал как бы насмешкой над главным из кёнигсбергских городов.

Напротив городской администрации до войны размещался Северный вокзал Кенигсберга, предназначавшийся для движения поездов в направлении Лабиау (Полесск) и Тильзита (Советск), а также к курортным зонам. Сейчас Северный вокзал расположен в новом небольшом здании, а старое здание используется под офисные помещения.

В мае 1993 г. открыто движение поездов по восстановленной европейской железнодорожной колее до Гдыни, принимаются туристические поезда из Берлина. Все гости города, приезжающие по железной дороге, начинают знакомство с Калининградом с Южного вокзала. Привокзальная площадь носит имя М.И. Калинина, именем которого 4 июля 1946 г. был назван бывший Кенигсберг.

На юге области, неподалеку от границы с Польшей, просторные поля и красивые рощи прорезаны прямолинейными дамбами, заросшими кустарниками, возвышаются мрачные бетонные громады шлюзов. Места малонаселенные и глухие. Кругом царит тишина. Так сейчас выглядит Мазурский канал.

В приморском городе Светлогорске все дороги, как и положено, ведут к морю – семь оборудованных спусков, в том числе два старинных, санаторный лифт, ну и, конечно, канатная дорога, к которой многие приезжие спешат прямо от железнодорожного вокзала. Сам променад протягивается более чем на 3 км. Достопримечательностью променада являются солнечные часы диаметром 5 м, выложенные красочной мозаикой, деления отмечены знаками зодиака, стрелка-гномон, ориентированная на Полярную звезду и расположенная под углом 550, показывает время с точностью до 15 мин.

Главная достопримечательность Светлогорска – 25-метровая водонапорная башня грязелечебницы, где отдыхающие принимают хлоридно-натриевые, кислородные, хвойные, углекислые, жемчужные и прочие лечебные ванны. неброская помпезность башни, оригинальность постройки с вьющимся по стенам диким северо-американским виноградом и солнечными часами не позволяют пройти мимо. Ротонда с башней имеют шлемовидные черепичные восьмигранные крыши. Под самым куполом расположена смотровая площадка, откуда открывается городская панорама.

Здание вокзала в Зеленоградске мало изменилось с момента открытия железной дороги Кранц-Кенигсберг. От вокзальной площади на некоторых зданиях сохранились фамильные гербы – ранее здесь находились виллы зажиточных кенигсбержцев. Можно увидеть веранды, украшенные деревянной резьбой и барельефами. Здесь сохранилась и башня с гербами, которая сейчас ремонтируется. Можно также осмотреть полуразрушенную водонапорную башню (между прочим, старейшую из сохранившихся в области – ей 140 лет).

О Семилетней войне и оккупации Пруссии русскими войсками в середине XVIII в. напоминает остров Русский – бывшая Русская дамба в городе Балтийске, сооруженная для защиты гавани от волн и льда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...