Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы




 


1. Сущность и содержание адаптации военнослужащего в подразделении к условиям службы

Социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе: сущность и содержание

 

Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.

Возникновению термина «адаптация» (от латинского adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII в. Введение его в оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающего в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.

Однако было бы неправильным считать точкой отсчета начало научного изучения проблем адаптации. Будучи исторически связанной с возникновением и развитием биологии, эта проблема является по существу эволюционной, и первые идеи в ее возникновении принадлежат французскому натуралисту Ж. Бюффону, который еще в XVII веке считал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организм. В дальнейшем, в начале XIX века эта идея была тщательно исследована Ж.Б. Ламарком, Ж. Сент-Иллером, Г. Спенсером, И. Дарвином. Благодаря их исследованиям, проблемы адаптации получили прочную теоретическую и эмпирическую базу в рамках эволюционной теории. Этот научный импульс послужил толчком к расширению границ применения термина «адаптация». Ее проблемы все больше стали интересовать врачей, психологов, социологов, философов, психиатров. Так президент АМН Тимаков В.Д., раскрывая влияние адаптации на деятельность человека в условиях НТ прогресса, писал: «Проблема адаптации» - общебиологическая проблема, она затрагивает интересы всего общества, работников всех отраслей труда и производства. Ее значение определяется, прежде всего, тем, что природа и физиологические свойства человека, формировавшиеся в течение многовековой истории, не могут изменяться с такой же быстротой и такими же темпами, как психологические условия производства, техники и природы. Несоответствие между этими процессами может приводить к возникновению «ножниц» между биологической природой человека и окружающей средой [61].

Вместе с тем, широкий интерес к проблеме адаптации человека дает возможность говорить не только о многосторонности, даже универсальности класса адаптивных явлений, но и значительных расхождениях в методологических, теоретических и методических подходах к определению ее сущности, междисциплинарной разобщенности ее исследований, определений понятия «адаптация человека». «Адаптация, как объект исследования, является своеобразным научным перекрестком, где скрещиваются магистральные направления изучения ведущих фундаментальных проблем… этот перекресток относится, пожалуй, к категории наиболее сложных, аварийно опасных: здесь нет пока достаточно надежной системы указателей движения.» [16] - отмечается в коллективном научном труде ученых Сибирского отделения АМН СССР.

Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах подготовки солдат для специфической, войсковой деятельности. Но вместе с тем, естественно, привела к появлению многочисленных попыток дать определение термину «адаптация».

Анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности «адаптации человека».

В самом фундаменте эмпирической психологии лежит некая методологическая предпосылка, имеющая характер постулата. Он мог бы быть обозначен как «постулат сообразности». Введенный термин «сообразность», согласно В. Дамо, означает «соответствие чего-то чему-то», в данном случае - соответствие, сообразность всех психологических проявлений, входящих в деятельность предустановленной цели [46]. Индивиду приписывается изначальное стремление к «внутренней цели», в соответствии с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Понятие «адаптивность», «адаптивная направленность» и т.д. трактуются здесь в предельно широком смысле. Имеются ввиду не только процессы приспособления индивида к природной среде, решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования и т.д., но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества.

Представители первого направления сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом [20,21,35,39,54,63]. Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.

Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам воинской службы.

Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности, как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.

Сторонники второго направления полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах [22,23,27,37,56,57].

Этот подход позволяет адекватно понять сущности активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений.

Говоря об адаптации, имеем ввиду также и процессы «самоприспособления»: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, речь идет не только о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В последнем случае адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентаций: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи.

Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и которые постепенно обнаруживаются. Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым). Говоря об адаптации, адаптивной направленности, предусматриваем тот случай, когда человек может заранее и не знать, к чему именно, к какому предметному эффекту приведет его действие, и, тем не менее, действовать адаптивно, если заранее известно, к чему он стремиться «для себя», что ему может дать. Поэтому адаптивные действия могут быть и творчески продуктивными, «незаданными»: адаптивными их делает наличие ответа на вопрос «зачем?».

Смысл заключается, следовательно, не столько в том, что индивид в каждый момент времени «хочет сделать что-то», т.е. что он «устремлен» к какой-либо цели; анализируя те или иные частные стремления человека, можно как бы взойти к той цели, которая, в конечном счете, движет поведением, какими бы противоречивыми и неразумными не представлялись при «поверхностном» наблюдении основанными на ней побуждения и стремления людей.

В зависимости от того, какое жизненное отношение принимается за ведущее, выделяются различные варианты сообразности всех психологических проявлений личности при адаптации к среде.

Гомеостатический вариант. Выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации «напряжений», установлению «равновесия» и т.п. Считается, что какое-нибудь событие, будь то изменение температуры окружающей среды или перемены в социальном статусе человека, выводит его из состояния равновесия; поведение же сводится к реакции восстановления утраченного равновесия.

Гедонистический вариант. Действие человека детерминировано двумя первичными (peimaer) аффектами - удовольствием и страданием; все поведение интерпретируется как максимилизация удовольствия и страдания.

Прагматический вариант. В качестве ведущего здесь рассматривается принцип оптимизации. Во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех). Например, типично следующее высказывание: «…даже если принятое кем-то решение кажется несуразным, мы все равно допускаем, что оно логично и обоснованно с учетом всей информации, связанной с человеком… всякое решение действительно оптимизирует психологическую полезность, даже если посторонний наблюдатель (а может быть и человек, принявший решение) будет удивляться сделанному выбору» [33].

Подобным же образом формируется и принцип «экономии сил», трактующий адаптивное поведение по образцу «принципа наименьшего действия», почерпнутого из жизни. Последний утверждает, что если в природе происходит само по себе какое-нибудь изменение, то необходимое для этого количество действия есть «наименьшее возможное». Также и человеческое поведение: «Если данной, возникшей у человека цели (адаптироваться к новым условиям) можно достичь разными путями, то человек пытается использовать тот, который по его представлениям требует наименьшей затраты сил, а на избранном пути расходует не больше усилий, чем, по его представлениям, необходимо» [24].

Ориентации, интерпретирующие психологическую деятельность как универсально-подчиненную адаптации к среде, в целом и образуют то, что выше было обозначено как сообразность всех психических проявлений при адаптации личности.

Всякий акт деятельности ведет к какому-либо согласованию, приближает к предмету потребности, преднастраивает к будущим воздействиям среды и т.п. Одним словом, преследует непременно «полезную» цель, отвечает исключительно адаптивным задачам. Все, что угрожает благополучию (нарушает гомеостазис), расценивается как вредное, нежелательное и потому же действия индивида которые устраняют возникший «разлад», представляются естественными и единственно оправданными.

Когда все-таки встречаются «немотивированные» действия, то они выглядят: или следствием всякого рода «отклонений» субъекта от нормы; или результатом ошибок в работе, которые в свою очередь объясняются неподготовленностью деятельности, нехваткой информации, отсутствием достаточной прозорливости, «незрелостью»; или, наконец, действием какого-то скрытого мотива, который наряду с другими также преследует задачу обеспечения «гармонии» индивида с внешней средой.

Все это легко распространяется и на анализ тех действий, которые продиктованы исключительно внешними требованиями и выглядят строящимися на иной основе - в соответствии с чужими интересами и по чужой воле. Здесь поведение индивида выводится из его автономных приспособительных устремлений, разве что более глубоких и существенных (сохранение жизни, имущества, престижа и т.д.). Что же касается внутренних проявлений психических процессов при адаптации, такие как установки, эмоциональные сдвиги, целостные и фрагментарные психические состояния и т.д., то и они, в конечном счете, отвечают задачам индивидуального приспособления, хотя и более трудны для интерпретации. Так, отрицательные эмоции «нужны» индивиду для того, чтобы указывать на незаконченность действия или на его неадекватность исходной программе; сон «нужен» для того, чтобы просеивать текущую информацию за день и отбирать полезную; сновидение - чтобы давать «разрядку функционально напряженным системам головного мозга» и т.д. Если же что-либо трудно или невозможно объяснить, соответствующие явления рассматривают либо как случайное, либо его провозглашают уходящим из жизни как лишнее, ненужное.

Разумеется, трудно найти исследования, в который открыто защищалась бы узкая приспособительная направленность психических процессов.

Первый подход к пониманию сущности адаптации состоит в том, что адаптация - приспособительный процесс «приноравливания», «вживания», «приспособления» человека к новым условиям жизнедеятельности [6]. Истоки этого направления лежат в преимущественно биологическом понимании адаптации, которое не учитывает ее сложной социальной детерминированности, активности сознания человека.

Второй подход заключается в том, что адаптация человека к новым условиям жизни и деятельности понимается как процесс активного усвоения личностью социального опыта, овладения новыми социальными ролями. Так, например, Г.П. Медведев, Б.Г. Бубин, Ю.С. Колесников пишут: «Адаптация есть… усвоение личностью социального опыта общества в целом и той сферы (микросреды), к которой она принадлежит» [38]. Здесь правильно подчеркивается активный характер овладения человеком новыми условиями жизнедеятельности в процессе адаптации, но не учитывается ее приспособительная сторона.

Сторонники первого подхода, не соглашаясь с таким пониманием адаптации, утверждают, что в данном случае наблюдается смешение понятий «адаптация» и «социализация» человека. Так Д.А. Андреева справедливо отмечает, что: «Здесь явно вырисовывается конкуренция понятий адаптация и социализация… Причастность этих понятий к общей для них проблеме, по-видимому, и является основанием для некоторых авторов употреблять их как тождественные. Однако это основание нельзя считать достаточным» [6].

Но, правомерно ставя вопрос о необходимости разграничения этих понятий, Д.А. Андреева несколько упрощает сущность адаптации человека, считая, что она представляет собой лишь преодоление трудностей, затруднений через привыкание, освоение нового дела.

Понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, продукта деятельности и общения, данные анализа психологической литературы позволяют считать, что и в первом, и во втором подходах правильно, но односторонне понимается процесс его адаптации. Ведь «приспособление» является формой адаптации человека как организма. Процесс же его адаптации как личности может протекать и в приспособительной форме, так и в форме «активного овладения» новыми видами деятельности и условиями их осуществления, поэтому адаптация отличается широкой выраженностью.

В адаптационном поведении человека, отмечает профессор М.И. Дьяченко, могут участвовать физиологическая, эндокринная и другие реакции человека, психические процессы, опыт, состояния, и свойства личности. «Чем сложнее условия и значительней в общественном отношении цели, стоящие перед людьми, тем большую роль в процессе адаптации играют высшие стороны личности, включая и мировоззрение» [21].

Поведение человека, не может быть сведено к проявлениям какого-либо одного, пусть фундаментального, жизненного отношения. Жизненные ориентации субъекта могут быть противоречивы. Ни одной конечной ценности (будь то равновесие, удовольствие, успех, польза…) недостаточно для описания и интерпретации фактов. Необходимо совместить в пределах одной концептуальной схемы все эти ориентации, предварительно пополнить их число, и тогда поведение и психические процессы субъекта смогут быть представлены как вполне адаптивные, это принцип, утверждающий существование жесткого соответствия между исходными жизненными отношениями субъекта и реализующими их психическими процессами и поведенческими актами.

Неадаптивность заключается в том, что у участников любой деятельности намечается сдвиг побуждений или намерений от групповой цели к индивидуальной. Своеобразие отклонений в поведении человека заключается в том, что моменты неадаптивности в поведении выступают моментом общественного развития. Тогда бесчисленные и своеобразные проявления неадаптивности отдельных индивидуумов в своей совокупности могут быть как одно из условий восходящего общественного движения.

Научное и художественное творчество, искусство, воспитание, новаторство в любой деятельности - все это обширное поле проявления неадаптивности в деятельности человека. Вообще прогресс в сфере культуры а, следовательно, прогресс во всех сферах человеческой жизни обязан готовности и склонности людей к не приспособительному поведению. Любые попытки свести специфические человеческие проявления деятельности к адаптации - самой же культурой обесцениваются и отбрасываются. Это, в свою очередь, значит, что «неадаптивность» превращается в нормативную черту деятельности. Тем самым утверждается иной уровень адаптивности: «быть неадаптивным» выступает как условие адаптированности человека к той или иной деятельности, в частности, его признание соответствующей социальной группой. По сравнению с задачей поддержания биологической нормы функционирования (выживания) человек, творя, действует «неадаптивно», однако это вполне адаптивная активность, если иметь в виду равнение на нормы, задаваемые обществом к которому он принадлежит.

Если верно, что неадаптивные проявления человека могут способствовать не только развитию самого индивида, но и развитию окружающих его людей, то понятие «неадаптивность» теряет свойственный ему смысл непременно болезненных отклонений от некой «нормы». Определенная часть явлений неадаптивности действительно может быть связана с различного рода снижения потенциала существования и совершенствования человека, с ограничениями возможностей восходящего движения личности, другая часть, напротив - с феноменами роста и развития возможностей человека.

Адаптивность - в самом широком смысле - характеризуется соответствием результата деятельности индивида принятой им цели. Неадаптивность - расхождением, а точнее - противоположностью результата деятельности индивида ее цели. Следовательно, речь идет не только об избыточном действовании, но и о существовании конфронтационных отношений между запланированным и достигнутым.

Все выше сказанное показывает, что в ходе адаптации военнослужащих происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой деятельностью (службой в Вооруженных Силах). «В процессе адаптации личности… не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся» [20]. Перестройке подвергается мотивационный комплекс, сложившаяся в прошлом система навыков, умений и привычек, ориентационная основа осуществления деятельности и поведения.

Перестройка мотивационного комплекса ведет к усилению или формированию у солдат профессиональных интересов, склонностей, идеалов, убеждений, появлению новых перспектив и жизненных целей. Значительным изменениям подвергаются их навыки, умения и привычки. Те из них, которые отвечают требования поведения в воинских коллективах развиваются, не отвечающие - ослабевают и исчезают. Активно формируются и отсутствующие, но необходимые для деятельности способы и приемы ее осуществления.

Воинские коллективы, в которые вливается молодое пополнение, имеют общие и отличительные черты, как по отношению к иным коллективам (школьным, учебным, производственным и т.д.), так и друг к другу. Они имеют свои специфические особенности, обуславливающие особенности социально-психологической адаптации молодых солдат к воинской службе: особая общественная значимость целей и задач воинской деятельности, выполнение которых связано с высокой ответственностью и опасностью для жизни; четкая, уставная, правовая регламентация всех сторон воинской жизни и деятельности, а это строгая субординация взаимоотношений, воинская дисциплина, внутренний порядок и т.п.; относительная обособленность воинских коллективов, обусловленная спецификой их деятельности; особенности полового, возрастного, национального состава подразделений и другие.

Воинские коллективы отличаются друг от друга военно-профессиональными особенностями содержания и организации воинской деятельности, типами внутриколлективного общения в зависимости от формы организации воинского труда: совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной или совместно-последовательной, качественными характеристиками: уровнем нравственной зрелости, сплоченности, слаженности, состоянием дисциплины, морально-психологическим климатом, достижениями и результатами деятельности.

Расширяются и углубляются представления молодых солдат о поведении в новых условиях. Появляющиеся в результате этой перестройки поведения, появляются психологические новообразования, которые позволяют солдатам все с большей оптимальностью осуществлять учебную, служебную и общественную деятельность в условиях прохождения службы. А это в свою очередь свидетельствует о росте их адаптированности в воинских коллективах. Основными психологическими механизмами такой перестройки являются: самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, подражание, самопринуждение, самоутверждение и другие. С их помощью личность осуществляет сознательную саморегуляцию своей деятельности в соответствии с ее новыми видами и условиями. Все эти механизмы взаимосвязаны и взаимодействуют, определяя психологическое содержание, формы деятельности и поведения человека в новых условиях деятельности.

Такой подход к сущности адаптации и механизмов ее осуществления позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека. Ведь «под социализацией понимается сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе» [45], а также усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним.

Большое внимание в психологической литературе уделяется классификации видов адаптации по различным основаниям. В источниках выделяются ее виды как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, био-социальная и другие.

Исходя из видов деятельности солдат, в качестве основных видов их адаптации можно выделить: адаптацию к учебной деятельности (дидактическую), военно-функциональную (профессионально-боевую), адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную), адаптацию к общественной деятельности в коллективе (общественную), адаптацию к условиям быта воинского коллектива (повседневно-бытовую).

Некоторые исследователи явления адаптации выделяют в этом процессе ряд последовательных этапов, фаз, периодов, исходя из того или иного основания. Плодотворным и интересным является подход к периодизации этого явления предпринятый М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовичем, которые выделяют в нем такие этапы: познавательный, обучение новым образам действий и способам поведения, психологической переориентации, выработки привычек, внутреннего принятия новых задач и условий деятельности [20].

Другие подходы. В.П. Кондратова выделяет три фазы адаптации: начальная фаза, как ответная психическая реакция организма на новые условия (она длится различные сроки у различных индивидуумов); вторая фаза - фаза перестройки приспособительных механизмов, динамического стереотипа и психических процессов; третья фаза - наступление периода устойчивой адаптации, когда в основном завершается или завершено формирование динамического стереотипа и приспособительных реакций [26]. Несколько иной анализ делает Л.Г. Егорова. Она выделяет 5 уровней адаптации: первый, очень низкий (негативный); второй, низкий (пассивный) уровень характеризуется безразличным отношением; третий, средний (активный) уровень характеризуется положительным отношением; четвертый, высокий (активно-продуктивный) характеризуется положительным и активным отношением; пятый, очень высокий (творческий) характеризуется творческим отношением. [23].

И другие подходы. Но недостатком каждого подхода является узость критериев. В это же время, попытки положить в основу периодизации этапов очень широкие основания, ведут к выделению нереально растянутых этапов адаптации.

От этапа к этапу адаптированности человека происходит переход от количественных изменений (расширение знаний, овладение способами и приемами новых действий, последовательный рост уверенности в своих действиях, внутреннего положительного отношения к новым задачам и условиям деятельности и поведения) к качественным изменениям в личности, позволяющим ей успешно осуществлять новые виды деятельности.

В общей и военной психологической литературе принят ряд попыток вычленения для определения степени адаптированности человека к новым условиям деятельности и поведения. Это такие показатели: степень знания личностью условий предстоящей деятельности; уровень развития общественных мотивов, индивидуальных и коллективных установок; способность управлять своим поведением, степень активности в новой социальной среде; самооценка отношения к службе, уровень удовлетворенности новым режимом жизни, характером взаимоотношений с коллективом и командиром, оценка собственной социальной позиции и подготовки к выполнению новой роли; физическое самочувствие, частота обращений за медицинской помощью, спокойное и ровное настроение, прибавление в весе, успехи в физической и боевой подготовке, высокая дисциплина; исполнительность, широта социальных контактов; испытываемые психические состояния и т.д.

Широкий диапазон показателей, содержащихся в литературе свидетельствует с одной стороны, о плодотворности предпринятых исследований, а с другой, о недостаточной их системности, т. к. в основном разрабатываются отдельные аспекты проблемы адаптации. Все эти показатели адаптации взаимосвязаны, так как отражают содержание и динамику единого процесса перестройки поведения и деятельности молодого солдата в соответствии с новыми условиями его жизнедеятельности.

Одним из важнейших интеграционных социально-психологических процессов, влияющих на сплоченность коллектива, является социально-психологическая адаптация солдат. От того, насколько быстро и эффективно будет осуществлено вхождение молодого пополнения в новые для него условия воинской службы, в новый коллектив, насколько прочно будут товарищеские отношения между новичками и старослужащими воинами, зависит успешность их воинской деятельности.

При социально-психологическом подходе адаптация военнослужащих может быть определена как процесс постепенного вхождения личности в конкретные условия воинской деятельности и усвоения психологии новой микросреды (воинского коллектива).

Сущностью процесса социально-психологической адаптации молодого солдата является разрешение противоречия между сложившимися у юноши ранее установками, ценностными ориентациями, навыками и привычками деятельности, поведения и общения и необходимостью изменения их в связи с новыми требованиями, которые предъявляются к личности молодого солдата в наше трудное время. Данное противоречие разрешается в процессе ломки (изменения) старых форм и способов поведения личности и установления новых навыков, привычек, установок солдата с учетом новой ведущей деятельности - воинской деятельности. Освоение новых условий жизни и деятельности сопряжено со значительными затратами нервной энергии, повышенной возбудимостью, напряженностью, нервозностью, переживанием отрицательных эмоций, конфликтностью во взаимоотношениях.

Многое зависит от качеств личности молодого солдата, преодолевающего трудности адаптационного периода, от его характера, темперамента, направленности личности. Большое значение в процессе социально-психологической адаптации имеет направленность ценностных ориентаций молодого солдата. Если молодой солдат еще до службы в армии ставил не узкокорыстные цели, активно участвовал в общественной жизни учебного или производственного коллектива, сознавал необходимость военной службы и проявлял к ней интерес, то такой солдат быстро адаптируется к воинскому коллективу в течение первых двух или трех месяцев.

Слабое развитие или отсутствие положительных качеств, наличие отрицательных черт характера, привычек поведения у некоторой части призывной молодежи значительно снижают адаптивную способность личности, тормозят процесс социально-психологической адаптации молодого солдата с подобными характеристиками. Таким людям трудно приходится в воинских коллективах. Они вынуждены приспосабливаться к непривычным для них требованиям, которые предъявляют не только командиры, но и большинство членов воинского коллектива. В этом случае возможны также варианты адаптивного поведения лиц с негативной направленностью, как конформизм, т.е. внешнее согласие с требованиями и нормами воинского коллектива при внутреннем неприятии их, или открытый конфликт с командирами и коллективом, сопровождающийся поиском «сторонников» - тех солдат, которые могли бы поддержать, одобрить недисциплинированное поведение.

Если воинский коллектив слабый, большинство членов коллектива пассивны в решении служебных и общественных задач, командиры не знают истинного положения дел, то можно увидеть и иную картину «адаптации» солдат. Военнослужащие более старшего периода службы пытаются создать себе комфортные условия службы, заставляя молодых солдат выполнять свои прихоти, перекладывая на них часть своих обязанностей. Отдельные молодые воины, особенно те, у кого преобладает отрицательное отношение к службе, пытаются, в свою очередь, завоевать хорошее отношение старослужащих, беспрекословно выполняя все их требования, всячески заискивая перед ними, рассчитывая на снисхождение и защиту в начальный период службы, а впоследствии - на возможность подобного же поведения и «льготы» под конец службы.

Основная тяжесть психологического давления падает тогда на молодых солдат с положительной направленностью, не желающих мириться с несправедливым положением, а также на тех слабых как в физическом, так и в моральном отношении солдат, которые не способные постоять за себя. Такая ситуация чревата серьезными конфликтами, если вовремя не принять самые решительные меры по наведению уставного порядка. Спецификой социально-психологической адаптации является то, что она пронизывает все сферы, которые мы рассматривали выше, выступает как бы «срезом» боевой, учебно-боевой, общественной и бытовой адаптации, отражает адаптацию новичков в сфере обучения. Поэтому основными видами социально-психологической адаптации солдат к воинской службе можно назвать: адаптацию к взаимоотношениям с командирами и начальниками; адаптацию к межличностным отношениям с равными по служебному положению в сфере быта, личным отношениям.

Молодым людям, приходящим на военную службу в современную армию, процесс адаптации приходится проходить как минимум дважды: при зачислении на учебу в специальные учебные подразделения и после их окончания - при назначении в боевые подразделения для дальнейшего прохождения службы. Эти основные этапы адаптации солдат по своему содержанию и значению не являются однозначными, имеют свои особенности.

В учебных подразделениях на первый план выдвигается адаптация солдат к относительно новой для них системе взаимоотношений «подчиненный - начальник». Именно здесь происходит формирование у солдат первичных навыков и привычек общения с командирами и начальниками на военном языке, беспрекословного выполнения их требований, приказов и распоряжений, уважительного отношения к старшим. Успех этого процесса целиком и полностью зависит от уровня подготовленности, компетентности в вопросах обучения и воспитания, знаний психологии адаптации солдат.

Установление межличностных отношений между солдатами обеспечено равным положением их в коллективе учебного подразделения, общим для всех статусом молодого бойца. Гораздо сложнее и, как правило, с большими трудностями адаптируются молодые воины после окончания учебных подразделений в коллективах боевых рот и подразделений, что объясняется особенностями внутриколлективной структуры данных подразделений, наличием в ней различных категорий военнослужащих с неодинаковым опытом службы, разделением на «молодых» и «стариков».

Вступая в армейскую жизнь, молодой человек уже имеет определенный опыт установления взаимоотношений в коллективе (в семье, школе, учебном заведении, на производстве, неформальном коллективе), систему ценностных ориентаций и установок по отношению к общественно-полезной деятельности, сформировавшийся характер. У него сложились также некоторые (не всегда адекватные) представления о службе в армии и своей роли военнослужащего. Личность с положительной направленностью ценностных ориентаций может быстрее адаптироваться в воинской микросреде, чем личность с отрицательной направленностью, так как последняя не совпадает с общей направленностью воинского коллектива. Совпадения (или несовпадение) ценностных ориентаций воинского коллектива и входящей в него личности является основой их адаптационного взаимодействия и взаимной адаптированности.

Таким образом, сущность социально-психологической адаптации (далее - СПА) личности в воинском коллективе состоит в том, что это двусторонний процесс установления официальных (служебных) и неофициальных (личных) взаимоотношений между личностью и коллективом на начальном этапе их взаимодействия, опосредованного ценностями, содержанием и организацией совместной воинской деятельности, результатом которого является, с одной стороны, адаптированность входящей в коллектив личности, а с другой стороны - принятие коллективом молодого солдата на основе взаимопонимания, согласования ценностных ориентаций нового члена и воинского коллектива.

Социально-психологическая адаптированность личности - это определенная степень принятия его ценностных ориентаций, установок, норм, традиций, обычаев воинского коллектива; глубина и ширина его контактов и связей с командирами и сослуживцами; уровень удовлетворенности установленными взаимоотношениями и своим положением в коллективе. Адаптированность личности может иметь, в основном, два уровня, зависящих от отношения личности к ценностям коллектива и отношения к новому члену.

). Уровень поверхностной адаптированности - внешнее принятие личностью норм и т.д. коллектива, условное следование им в целях сохранения принадлежности к группе под давлением необходимости выполнения воинского долга. Изменения не затрагивают глубоких структур личности. При отсутствии контроля личность может легко вернуться к привычным способам поведения. Устанавливаемые контакты непрочны, мотивированы, как правило, только симпатией или антипатией. Эмоциональная удовлетворенность низкая;

). Уровень глубокой адаптированности - внутреннее принятие личностью норм и правил коллектива в силу их тождественности личным нормам или в результате происшедшей под воздействием требований коллектива перестройки иногда ломки внутренних норм. Устанавливаются прочные и относительно многочисленные служебные и личные связи, опосредованные содержанием совместно решаемых задач. Достаточно высокая удовлетворенность личности этими отношениями и своим пол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...