Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы социально-психологической адаптации




 

Уровень адаптированности молодых воинов к условиям службы более объективно может быть определен по следующим признакам: самооценка к призыву на военную службу;

-  степень удовлетворенности режимом воинской жизни;

-  степень удовлетворенности характером взаимоотношений с командирами, коллективом;

-  оценка своего статуса, готовности к выполнению новой роли.

Молодой воин становится полноправным членом контактного воинского коллектива, начинает жить интересами подразделения. Привыкает к разлуке с родными и близкими, устанавливает отношения с сослуживцами. Он в основном привыкает к режиму дня, к уставному воинскому порядку.

Понимая важность и необходимость воинской дисциплины, молодые воины далеко не всегда подготовлены к внутреннему восприятию отдельных ее требований. Требовательность командиров, необходимость точного выполнения предписаний уставных норм поведения на первых порах тяготят некоторых молодых воинов. Чаще всего требование воинской дисциплины, строго уставного порядка осознается ими в виде трудностей, которые замедляют процесс их адаптирования. Именно эти трудности осознаются более длительно и проявляются более устойчиво в первые месяцы службы. Их наличие выступает своеобразным индикатором протекания процесса адаптации [60].

Результаты социологических исследований, проведенных военно-социологическим отделом по всеармейской выборке в июле 2011 г., позволяют выделить некоторые особенности социально-психологической адаптации военнослужащих, призванных в Вооруженные Силы РФ весной 2011 г.

Первые впечатления военнослужащих по прибытии в воинскую часть о том, как должна складываться их военная служба, нередко становятся определяющими. Результаты опросов показали, что 65% респондентов (весна 2010 г. - 66%) удовлетворены начальным периодом своей военной службы.

Однако, 16% опрошенных (весна 2010 г. - 14%), отметили, что испытывают крайнее неудовлетворение первыми впечатлениями о службе. Вызвано это рядом факторов (см. таблица 1).

Анализ показывает, что факторы, негативно влияющие на прохождение службы военнослужащими, призванными весной 2011 г., по сравнению с тем же периодом прошлого года существенно не изменились. По прежнему на первом месте остается недостаточное количество времени для отдыха. Отмечается увеличение неудовлетворенности климатическими условиями, что можно объяснить призывом в регионы, не всегда расположенные вблизи мест постоянного жительства призывников. Каждый третий военнослужащий, страдает от отсутствия рядом близких друзей и товарищей. Остальные факторы соответствуют среднестатистическим показателям по Вооруженным Силам РФ последних лет.

Одной из составляющих основ положительного или отрицательного настроя военнослужащих по прибытии в часть являются взаимоотношения с непосредственными командирами (начальниками).

В большинстве воинских коллективов отмечаются здоровые уставные взаимоотношения командиров со своими подчиненными. По результатам опросов установлено, что 30% военнослужащих оценивает отношение к ним командиров как товарищеское и доброжелательное. По мнению 60% респондентов, командиры строят взаимоотношения с ними строго в рамках уставов, а 30% военнослужащих отмечают проявление заботы и внимания со стороны командного состава. В то же время 14%, прибывших в часть военнослужащих, обнаружили формальное и равнодушное отношение к ним со стороны непосредственных командиров и начальников, столько же военнослужащих столкнулись с высокомерием и грубостью, а 7,5% воинов подверглись хамству, угрозам и наказаниям со стороны командного состава [39].

После прибытия на постоянное место службы, военнослужащие определенный период находятся в информационном вакууме, так как процесс адаптации в военную среду занимает практически все служебное время. В этот сложный период именно непосредственные командиры и начальники являются для вновь прибывших военнослужащих единственным источником получения достоверной информации о происходящих событиях в Вооруженных Силах, стране и за рубежом.

Почти 57% опрошенных военнослужащих считают, что их непосредственный командир (начальник) способствует доведению до них объективной правдивой информации. Из всех респондентов - 28% уверены, что информация, доводимая до них, дозирована в рамках уставов и интересов службы, а 12% опрошенных трактуют позицию своих командиров так: «чем меньше подчиненные знают, тем лучше».

Нельзя не провести параллель между столь неоднозначным отношением командиров (начальников) к своим подчиненным, со знанием воинами истории и боевых традиций части.

Результаты проведенных опросов показывают, что только каждый пятый военнослужащий (20%), из числа призванных весной 2011 г., хорошо знает историю и традиции части, в которой проходит службу. Порядка 45% опрошенных лишь частично обладают этими знаниями, а каждый четвертый (25%) абсолютно не имеет представления о предмете разговора.

Серьезной проблемой социально-психологической адаптации военнослужащих в большинстве случаев выступают элементы взаимоотношений и доверия своим непосредственным командирам (начальникам), а также другим категориям военнослужащих при решении возникающих личных вопросов.

Проведенный анализ степени этого доверия показывает, что не всегда военнослужащие в первую очередь обращаются к своим непосредственным командирам, их заместителям по работе с личным составом и военным психологам.

Всего 14,5% опрошенных военнослужащих обращались к своему командованию с личными проблемами и только 19%, из числа обратившихся, получили помощь от него. Уверенность в том, что командование части поможет решить их проблемы, в случае подачи жалобы, выражают только 35% опрошенных военнослужащих.

Вероятно то обстоятельство, что только каждый третий из опрошенных респондентов надеется на командование части, а 81% респондентов предпочитает обращаться к родителям и родственникам при решении личных вопросов и лежит в основе столь различных показателей степени доверия со стороны военнослужащих, призванных весной 2011 г. (см. рисунок 1).

От того, как организована воспитательная работа и проводятся мероприятия по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении зависит количество морально-этических, социально-психологических и национальных проблем, присутствующих в военной среде.

Результаты опросов показывают, что большинство военнослужащих (до 70%) удовлетворены взаимоотношениями с сослуживцами в своих подразделениях. Однако 17% респондентов испытывают различную степень неудовлетворенности при общении с младшими командирами и солдатами старших призывов. В основе конфликтов, возникающих практически во всех воинских подразделениях, лежат различные причины, ликвидация которых должна стать одной из приоритетных задач командиров и их заместителей всех уровней и степеней.

Проведенные мною исследования в декабре 2011 года в одной из мотострелковых рот г. Юрга показало, что из 60 солдат и сержантов:

40 военнослужащих хорошо адаптированы к условиям воинской службы, воины горят желанием познавать навыки управления, стремятся к изучению вооружения и военной техники. Адаптированность также подтверждают и командиры подразделения данных военнослужащих. Отмечают у солдат высокий уровень сознательности и стремление заниматься военным делом настоящим образом, характеризуют как высоко дисциплинированных.

16 военнослужащих составляют группу с признаками удовлетворительной адаптации. У лиц данной категории возможно проявление агрессии и конфликтности. Солдаты данной категории требуют постоянного наблюдения.

2-е военнослужащих имеют низкую адаптацию. Конфликтны. Требуют наблюдения психолога и врача.

У 2-х военнослужащих результаты тестирования признаны недостоверными (см. таблица 2).

В психологической науке сложилось два основных подхода к пониманию сущности адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Одни считают адаптацию процессом «приноравливания», «вживания», «приспособления», другие - процессом активного усвоения личностью социального опыта, овладения новыми социальными ролями. В том и другом случае имеет место односторонний подход к пониманию сущности адаптации. Приспособление является формой адаптации человека как организма. Адаптация же его как личности может протекать и в приспособительной форме, и в форме активного овладения новыми условиями и видами деятельности.

Сущность адаптации молодого солдата заключается в перестройке работы функциональных систем организма и личности в соответствии с новыми требованиями, позволяющей ему эффективно овладевать военной профессией. В процессе адаптации происходит перестройка потребностно-мотивационной сферы молодого солдата, комплекса имеющихся у него умений, навыков, привычек, расширения и углубления ориентировочной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.

В основе лежит ломка старых стереотипов и формирование новых, что нередко вызывает у молодых солдат напряженность, отрицательные психические состояния и эмоции, нервно-психическое утомление и т.п.

Командиру подразделения необходимо учитывать данные факторы и на их основе выстраивать стойкую систему работы по адаптации молодых солдат.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...