Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы дезинформации и «фейк ньюс» в информационном обществе.




Дезинформация. По Википедии это заведомо ложная или искаженная информация, предоставляемая противнику или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка. Если говорить проще, то дезинформация — это продукт деятельности человека, попытка создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к желаемым действиям или бездействию. Развитие информационных технологий уже сегодня привело к тому, что манипулятивные практики использования социальной информации развиваются опережающими темпами по отношению к практикам добросовестного ее использования.

Виды дезинформации:

· введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в том числе и целой нации);

· манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);

· создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.  

Россия находится не в первых рядах формирования того социального феномена, который именуется информационным обществом, однако далеко и не в последних, поэтому мы тоже испытываем повсеместное влияние практик социальной манипуляции – от рекламы и маркетинга до «большой политики». Достаточно открыть любое из современных российских СМИ, чтобы тут же столкнуться с такими словосочетаниями, как «информационная война», «проводники чьих-то интересов», «манипуляции сознанием» и прочее.

Яркими примерами манипулирования информацией могут служить предвыборные кампании или умышленная предвзятая акцентуация в освещении важнейших событий различными средствами массовой информации.

«Фейк-ньюс» (или фальшивые/ ложные новости)– это информационная мистификация или намеренное распространение мизинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду.

Авторы поддельных новостей часто используют броские заголовки или полностью сфабрикованные истории для увеличения читательской аудитории и цитируемости. Прибыль при этом формируется аналогично принципам кликбейтинга и являет собой доход от рекламы, который генерируется независимо от достоверности опубликованных материалов. Лёгкий доступ к Ad-revenue, усиление политической поляризации общества и повсеместность социальных сетей обусловили распространение фальшивых новостей. Возможности анонимного хостинга сайтов, на которых публикуются анонимные или псевдонимные авторы, затрудняют законное преследование таких источников за дезинформацию или клевету.

Феномен фальсифицированных новостей имеет ряд общих черт с концепциями жёлтой журналистики и политической пропаганды; часто используются те же приёмы, что и в бульварной прессе начала XX века.

Распространение фальшивых новостей через электронную почту как элемент или разновидность фишинга практикуется в течение многих лет. Такие письма содержат разнообразные небылицы сенсационного содержания, и единственная задача их распространителя — спровоцировать адресата перейти по ссылке, а затем заразить его компьютер вредоносной программой.

Истоки современного понимания термина «фальшивые новости» оспариваются. В частности, утверждается, что всплеск внимания к этому явлению связан со скоординированной российской антизападной пропагандой. Так, Хиллари Клинтон стала главной мишенью фальшивых новостей во время её президентской избирательной кампании 2016 года, и, по мнению ряда аналитиков, распространение фальшивых дискредитирующих новостей стало одной из причин её поражения на выборах. После победы «пророссийского» кандидата Дональда Трампа, было высказано предположение, что следующей целью кампании станет канцлер ФРГ Ангела Меркель, в преддверии парламентских выборов 2017 года. Новостная лента Facebook оказалась эффективнейшим средством распространения ложных новостей, и после американских выборов компания заключила соглашения по независимой проверке фактов, чтобы непроверенные сообщения помечались для предупреждения пользователей. В целом, можно констатировать, что фальшивые новости — это общемировое явление.

В конце 2016 года феномен фальшивых новостей вновь оказался в центре внимания общественности благодаря новостной ленте Facebook, а также сервису микроблогов Твиттер. Значительная часть американцев для отслеживания новостей используют Фэйсбук или Твиттер, и в сочетании с повышенной политической поляризацией общества, а также с явлением, получившим название «пузырь фильтров», и склонностью к прочтению главным образом заголовков, — фальшивые новости, по всей видимости, оказали влияние на президентские выборы 2016 года. Число репостов фальшивых новостей в Фэйсбуке превысило число перепостов добросовестных сообщений, благодаря тому, что фальшивки больше соответствовали ожиданиям или оказывались более захватывающими. Поддельные новости также часто распространяются посредством поддельных новостных сайтов, специализирующихся на публикации привлекающих внимание новостей, и для завоевания доверия часто выдающих себя за широко известные новостные источники. В некоторых случаях сфабрикованные на таких сайтах «новости» перекочёвывают на более респектабельные ресурсы, что порой приводит к скандалам, таким как «Pizzagate».

Хиллари Клинтон стала главной мишенью фальшивых новостей во время президентской кампании 2016 года. По данным опроса, проведённого Pew Research в декабре 2016 года, 64 % взрослых американцев признали, что фальшивые новости вызвали «много путаницы» в их представлениях о текущих событиях, в то время как 24 % заявили, что они вызвали «некоторое замешательство» и 11 % заявили, что такие сообщения «вызвали незначительное замешательство или не вызвали его вовсе». Кроме того, 23 % респондентов признались, что лично, сознательно или нет, участвовали в распространении ложных новостей.

В свете событий на Западе, Жэнь Шаньлянь из Администрации киберпространства Китая предложил к реализации схему «кнута и пряника» в целях недопущения подобных ситуаций в стране.

Избранный президент США Дональд Трамп в январе 2017 года отнёс к категории фальшивых новостей сообщения канала CNN, описывающие его деятельность в новом статусе, и продолжил придерживаться той же оценки деятельности этого новостного канала после вступления в должность президента. В 2017 году президент США Дональд Трамп по отношению к журналистам, которые, по его мнению, сообщают ложные новости, применил термин «враги народа»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...