Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в условиях информационного общества: вызовы и тенденции развития (медиатизация сознания, трансформация культуры, трансформация рынка труда и профессионального образования).




Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий и социальные трансформации, происходящие под их влиянием, оказывают все возрастающее воздействие на личность. Несмотря на то, что изучение этого воздействия началось еще в 1980-1990-е гг., к настоящему времени среди исследователей отсутствует единство мнений, как по поводу степени такого влияния, так и относительно его направленности. При этом отдельным авторам свойственно преувеличение негативного воздействия информатизации на личность, не подкрепленное убедительными эмпирическими данными (Р.А. Барышев, Л.Ш. Крупенникова, В.И. Курбатов, А.А. Пудикова). Ряд исследователей и вовсе утверждают, что происходящие или прогнозируемые ими изменения настолько глубоки, что свидетельствуют чуть ли не об эволюции биологического вида Homo sapiens. Так, американские психиатры Г. Смолл и Г. Ворган считают, что люди информационной эпохи будут обладать совсем иной психикой, нежели представители старшего поколения. Российский философ в свою очередь А.Д. Еляков полагает, что возможным следствием распространения информационных технологий может стать деградация творческого мышления, «омертвение» творческих способностей и приближение человеческого интеллекта к «интеллекту зомби или высокоразвитых интеллектуальных автоматов».

Социологи и психологи постоянно проводят эмпирические исследования по этой теме, однако полученные данные не осмыслены в полной мере.

Поскольку развитие человека, его становление как личности происходит в социокультурной среде, ее особенности, безусловно, влияют на личность. Будучи существом общественным, человек не сможет успешно встроиться в социальную среду, не учитывая ее особенностей, не усвоив ее нормы и ценности. Как справедливо отмечает Д.А. Леонтьев, социокультурное воздействие на личность включает два взаимосвязанных процесса: во-первых, «культивирование личности», т. е. развитие психологических механизмов саморегуляции, создающих принципиальную возможность социальной организации жизни людей; во-вторых, «собственно социализацию», т. е. «усвоение смыслов, социальных практик, ценностей, мифов, нарративов и других знаково-символических структур, выработанных данным социумом в его историческом развитии и служащих основой психологической организации его членов в единую социокультурную систему, отграниченную от других аналогичных систем».

Что касается личности непосредственно в информационном обществе, то распространение сетевых структур оказывает в настоящее время существенное воздействие на процесс социализации индивида. Наряду с непосредственным межличностным общением распространяется общение, опосредованное информационно-коммуникационными технологиями, следствием чего становится значительный рост горизонтальных связей между людьми, никогда не встречавшимися в физическом пространстве, но активно взаимодействующими в пространстве виртуальном. Сетевой принцип социальной организации не исключает иерархического, в настоящее время они существуют параллельно, в некотором смысле конкурируя друг с другом.

Итак, современная социальная структура включает не только реальные, но и виртуальные общности, члены которых взаимодействуют друг с другом в пространстве компьютерных сетей. Такие общности характеризуются простыми условиями вступления в них и низким уровнем социального контроля. Они предоставляют возможности для конструирования виртуальной личности, которая может в той или иной степени не совпадать с реальной.

Одним из значимых факторов, влияющих на личность, является перенос социальных взаимодействий в виртуальную среду. Наряду с непосредственными межличностными контактами, все большее распространение получают взаимодействия, опосредованные информационно-сетевыми технологиями. Сайты социальных сетей позволяют контактировать людям, которые без использования компьютерных технологий никогда бы не познакомились.

В информационном обществе получает распространение так называемая многозадачность, под которой понимается одновременное восприятие личностью информации из разных источников и попытки выполнять несколько действий одновременно или непосредственно друг за другом. Современные корпорации зачастую ориентируют своих сотрудников именно на многозадачность.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается личность в информационном обществе, является доминирование публичности и утрата ценности конфиденциальности и приватности. «Утраченная укромность частной жизни» растворяется в публичном: на телевидении известные актеры и политики готовы рассказывать свои постыдные секреты, требуя в ответ на это внимание зрителей. Сами зрители постоянно испытывают искушение открыться миру в Интернете, чтобы придать себе статус и тоже получить доверие.

Перспективным и важным направлением изучения воздействия формирующегося информационного общества на личность является исследование информационной социализации детей и подростков. В настоящее время неуклонно снижается возраст, в котором дети начинают активно использовать информационные технологии, причем не только в досуговой, но и в познавательной, учебной деятельности. По данным социологического исследования 2012 г., 93 % жителей России в возрасте от 10 до 17 лет активно используют интернет-сервисы, т. е. практически все подростки, независимо от места проживания, включены в интернет-коммуникацию. В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82 % пользователей российского сегмента Интернета, причем около 25 % из них составляют дети до 14 лет. Общение в социальных сетях начинается еще в начальной школе в возрасте около 9 лет. Причем социальные сети становятся своеобразной «средой обитания» молодого поколения, в которой они получают информацию, общаются и принимают жизненно важные решения. Именно в пространстве социальных сетей подростки усваивают социальный опыт посредством взаимного информирования друг друга. Для многих детей Интернет становится местом самореализации, затрудненной в реальном жизненном окружении в силу возраста или особенностей характера. В связи со значительным «омоложением» интернет-пользователей и увеличением их числа нуждается в серьезном изучении воздействие социальных сетей на стиль жизни, ценностные ориентации и особенности поведения личности. Насущной потребностью в современном обществе становится формирование информационной культуры личности, т. е. развитие навыков определения собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации, формирование умений интерпретации и синтеза поступающих сведений, усвоение сетевого этикета.

С позиций проблемы влияния информационных технологий на развитие личности, интерес представляет взаимосвязь интеллектуального, творческого и духовного потенциалов личности и роль информации в обеспечении их взаимодействия в рамках целостной личности.

Основой жизнедеятельности личности в условиях информатизации общества является его способность потреблять и перерабатывать информацию, а значит творчески владеть этим основополагающим ресурсом. Личность, «пропуская» через себя информацию, обрабатывает ее, формируя опыт, знания. Сбор, интегрирование информации является предпосылкой, условием развития личности.

Объективные условия, складывающиеся в современном обществе, детерминируют становление и развитие личности не сами по себе, а через включенность личности в эти условия. Средством включения является информационный обмен, проявляющийся как процесс взаимодействия личности с окружающей средой. В современном обществе, в период его информатизации, одной из основных форм такого взаимодействия становится процесс использования информационных технологий.

Информация как ресурс развития непосредственно влияет на формирование духовной сферы каждой отдельной личности. Информатизация предполагает повышение уровня информационной культуры общества, способствует ликвидации компьютерной неграмотности. В процессе информатизации общества глубоко трансформируется интеллектуальный потенциал личности, что позволяет говорить еще об одной закономерности информатизации – интеллектуализации общества. В условиях информатизации общества резко возрастает роль творческой активности личности, принимающей решения, познающей природу и общество. Предполагается развитие творческого потенциала личности и проявление его в качестве интегрирующего элемента личности как системы.

Следовательно, процесс развития личности в условиях информатизации общества имеет следующие особенности:

1. происходящее, из-за усложнения средств и условий технического обеспечения жизнедеятельности, повышение уровня информационной культуры предусматривает преодоление информационной неграмотности членов общества, более высокого уровня их интеллектуального потенциала;

2. быстро сменяющаяся разнообразная информация, проникающая во все сферы жизнедеятельности, влечет за собой повышение активности творческого потенциала личности, позволяющего анализировать и синтезировать разнообразную информацию и знания в процессе выработки решений;

3. большой объем, а также не всегда достоверная информация, свободно передающаяся по информационным каналам, влечет повышение нравственной ответственности личности путем формирования ее системы ценностей, входящей в структуру духовного потенциала.

Таким образом, необходимым условием активности системы, ее самодвижения в направлении самосохранения является информационное взаимодействие со средой.

В современном информационном обществе наблюдается трансформация труда, которая обуславливает профессиональную деятельность человека. Труд понимается не только как создание материального блага, но и как свободная, творческая деятельность, направленная на самореализацию человека. Теоретические и эмпирические исследования показывают, что процессы трансформации труда в информационном обществе носят противоречивый характер, т.е. специфика современного рынка труда требует от человека автономности, мобильности, креативности и вовлеченности в профессиональную деятельность. С другой стороны, социально-экономические условия жизни «заставляют» человека ставить материальный доход в основу трудовой деятельности, работать на нескольких работах, утрачивая интерес к работе.

Медиатизация реальности — это теория, утверждающая, что медиа влияют на общественные и политические процессы, а также влияют на общество, где данные процессы протекают. Собственно, то же самое распространяется на сознание личности и людей в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...