СМИ как социальный институт. Функции, типология.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 СМИ, или масс-медиа, представляют собой относительно новый социальный институт, функция которого заключается в производстве и распространении знаний в самом широком смысле слова. По М. Яновицу: «Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино и т. д.) для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории». По Дж. Томпсону: «Массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации». Представляется, что наиболее значимые характеристики этого сравнительно нового института таковы: 1) как и большинство современных институтов, масс-медиа представляют собой институционально-организационное единство, совмещая характеристики института и их организационное оформление; 2) выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов; 3) выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей – играет особую роль в современном политическом процессе. Институциональная структура СМИ представляет собой дифференцированный комплекс, включающий в себя: 1) организационные структуры, выстроенные по принципу внутриорганизационного разделения труда (например, на телевидении – репортер, редактор, диктор и пр.) и характеризующиеся иерархическим строением и наличием определенных целей и функций;
2) социальные группы профессионалов, осуществляющих производство и распространение информации (журналисты, менеджеры, технические работники); 3) материально-техническая база, предметные средства коммуникации – типографское оборудование, телеаудиоаппаратура и т.п. 4) каналы коммуникации с другими институтами и аудиториями, обеспечивающие распространение информации и социальное функционирование масс-медиа. 5) система подготовки и переподготовки кадров, их профессионального обучения, включающая формирование корпоративной этики. Кроме того, на функционирование комплекса СМИ оказывают сильное влияние и внеинституциональные факторы: идеология, государственная политика по отношению к СМИ, источники финансирования, характер аудитории и ее ожидания. Масс-медиа как социальный институт включает в себя различные образования, отличающиеся по способу репрезентации информации. 1. Пресса, представленная периодическими печатными изданиями: газетами, журналами, альманахами и т.п. 2. Радио, транслирующее аудиальную информацию. 3. Телевидение, более влиятельное, чем печатная пресса и радио. Сила телевидения заключается в его синтетичности, возможности совмещать звук, изображение и даже текст. 4. Интернет – самый молодой вид масс-медиа, всемирная сеть, образующая принципиально новое информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее сверхбыстрое синхронное общение большого числа коммуникаторов. Интернет радикально изменяет характер коммуникации: общение в интерактивном режиме не знает ни географических, ни политических границ. Функции масс-медиа. Институт масс-медиа является полифункциональным образованием. К числу важнейших функций можно отнести следующие. 1. Информационно-коммуникативная функция, связанная с трансляцией социального опыта, знаний, ценностей, норм и моделей поведения. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является ее универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной.
2. Функция распространения идеологического и политического влияния на различные аудитории, или функция пропаганды. В условиях современного общества масс-медиа являются главным каналом реализации пропаганды, и в связи с этим их политическая роль постоянно возрастает. 3. Функция конструирования общественного мнения. Известному французскому социологу Пьеру Бурдье принадлежит мысль о том, что общественное мнение, представленное результатами социологических исследований, зафиксированное на страницах газет, журналов, телеэкране и т.п. не только отражает коллективные представления, ожидания, тревоги, но и формирует их, направляя поведение людей. 4. Рекреационно-развлекательная функция, связанная с тем, что средства массовой информации в значительной своей части ориентированы на досуг, отдых, развлечение. Это различные телевизионные игры и шоу, музыкально-развлекательные программы и радиоканалы, таблоиды, компьютерные игры и специальные сайты в Интернете. 5. Функция просвещения. Во многих источниках эта функция называется в числе основных, но трудно судить, насколько это соответствует реалиям современной жизни. В то же время трудно оспаривать большую и постоянно растущую просветительскую и образовательную роль Интернета. Вся совокупность действующих СМИ подразделяется на типы. Типология по характеру аудитории: – международные; – общероссийские; – межрегиональные; – территориальные (областные, краевые, городские, районные); – этнических общностей; – профессиональных групп; – возрастных групп; – для женщин и мужчин; – для верующих. По предметно-тематической направленности: – универсальные; – специализированные. По целевому назначению: – художественные; – публицистические; – развлекательные; – научные; – рекламные; – информационные. По времени выхода: утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм; утренняя, вечерняя — для газет. Периодичность: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|