Основные элементы диаграммы деятельности
4.7. Классификация, примеры CASE-средств
CASE-средства можно сгруппировать по аналогии с классификацией ИС, для создания которых предназначены данные программные продукты. С этой точки зрения выделяют: · локальные CASE-средства, служащие для анализа информационной системы и разработки автоматизированных рабочих мест (иногда такой подход называют «кусочной» автоматизацией), поддерживающие один-два типа моделей и методов. Примерами таких CASE-средств являются: Design/IDEF, CASE.Аналитик; · малые интегрированные CASE-средства, используемые для создания небольших интегрированных ИС и поддерживающие несколько типов моделей и методов. В эту категорию попадают: AllFusion Erwin Data Modeler (прежнее название Erwin), AllFusion Model Manager (прежнее название Bpwin), Silverrun; · средние интегрированные CASE-средства, поддерживающие от 4 до 10–15 типов моделей и методов. К данному типу следует отнести: Rational Rose, Designer/2000; · крупные интегрированные CASE-средства, поддерживающие более 15 типов моделей и методов. В эту разновидность входит семейство программных продуктов ARIS. Помимо приведенной выше классификации, возможны и другие классификации, например, по следующим признакам: · по поддерживаемым подходам к проектированию – функционально-ориентированные, объектно-ориентированные и комплексно-ориентированные (поддерживающие оба подхода); · по поддерживаемым графическим нотациям построения диаграмм – с фиксированной нотацией, с отдельными нотациями и наиболее распространенными нотациями; · по режиму коллективной разработки проекта – не поддерживающие коллективную разработку, ориентированные на режим реального времени коллективной разработки проекта, ориентированные на режим объединения подпроектов;
· по типу операционной системы (ОС) – работающие под управлением Windows; работающие под управлением UNIX, и т. д. Рассмотрим примеры наиболее распространенных CASE-средств. К числу локальных CASE-средств можно отнести программный продукт Design/IDEF (Meta Software). Наиболее эффективно применение пакета при описании и анализе деятельности предприятия. Графический редактор позволяет строить иерархические функциональные модели в форме IDEF0 или DFD. Кроме того, пакет поддерживает методологию модели данных IDEF1X. Пакет базируется на открытой архитектуре, что позволяет дополнять его модулями, обеспечивающими генерацию кода программы на произвольном языке. Основными преимуществами Design/IDEF перед другими пакетами (например, перед Bpwin) являются: малый объем программы и небольшие потребности в аппаратных ресурсах, а также доступность Design/IDEF, поскольку это средство распространяется бесплатно и его можно получить через Интернет (www.idefine.com). 4.7.1. Малые CASE-средства
К числу малых интегрированных CASE-средств относится программный продукт Silverrun американской фирмы «Silverrun_Technologies,_Inc.». Рассматриваемое CASE-средство обеспечивает построение функциональной и информационной модели в виде диаграмм потоков данных и диаграмм «сущность–связь». Silverrun ориентировано на спиралевидную модель создания информационной системы. Имеется возможность настройки на разные нотации. Средство имеет модульную структуру и состоит из четырех модулей, каждый из которых является самостоятельным продуктом и может приобретаться и использоваться без связи с остальными модулями (рис. 4.22).
Рис. 4.22. Взаимосвязь модулей CASE-средства Silverrun 1. Модуль построения моделей бизнес-процессов в форме диаграмм потоков данных (BPM – Business Process Modeler) позволяет моделировать существующую или создаваемую информационную систему (ее функциональную часть).
2. Модуль концептуального моделирования данных (ERX – Entity-Relationship eXpert) обеспечивает построение моделей данных «сущность–связь», не привязанных к конкретной реализации. ERX имеет встроенную экспертную систему, позволяющую создать модель данных посредством ответов на вопросы о взаимосвязи данных. Так создается модель первичной структуры данных (PDS – Primary Data Structure). Концептуальная модель не требует нормализации данных, а представляет их в таком виде, в каком они существуют на предприятии. Концептуальная модель передается в модуль RDM. 3. Модуль реляционного моделирования (RDM – Relational Data Modeler) позволяет создавать реляционные модели данных для конкретных СУБД. Для автоматической генерации схем баз данных используются мосты для работы с наиболее распространенными СУБД, в том числе с ORACLE, SQLBase и др. Для передачи данных средств разработки приложений имеются мосты к языкам 4-го поколения (4GL): Delphi, SQLWindows и др. 4. Модуь репозитория рабочей группы (WRM – Workgroup Repository Manager) предназначен для хранения общей для всех разработчиков информации проекта и интеграции всех модулей Silverrun в единую систему. Система позволяет проводить оценку бизнес-процессов по времени и стоимости. Стоимость затрат ресурсов для данного процесса рассчитывается как сумма произведений стоимости каждого ресурса на степень его использования процессом. Осуществляется проверка целостности диаграмм потоков данных (например, выявляются процессы без имени; процессы, не соединенные с другими объектами; потоки связанные только с одним объектом). Существует однопользовательская и сетевая версии. В сетевой версии возможна групповая работа с моделями, хранящимися в общем сетевом репозитории на базе СУБД ORACLE.
4.7.2. Средние CASE-средства
К числу средних интегрированных CASE-средств можно отнести Rational Rose – семейство объектно-ориентированных CASE-средств фирмы «Rational Sofware Corporation», предназначенное для автоматизации процессов анализа и проектирования, генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации в виде диаграмм и спецификаций. Работа этого средства основана на языке моделирования UML и технологии Rational Unified Process (RUP).
В составе Rational Rose можно выделить восемь основных структурных компонентов. Моделирование проводится как «поуровневый спуск» от концептуальной модели к логической, а затем к физической модели программной системы. Концептуальная модель выражается в виде «диаграмм прецедентов» (Use Case Diagram). Логическая позволяет определять два различных взгляда на системы: статический и динамический. Статические модели представлены диаграммами классов (Class Diagram) и взаимодействия объектов (Collaboration Diagram). Динамические модели задаются тремя типами диаграмм: деятельности (Activity Diagram), состояний (Statechart Diagram) и последовательности взаимодействий (Sequence Diagram). Физическая модель задается компонентной диаграммой (Component Diagram), описывающей распределение классов по модулям, и диаграммой развертывания (Deployment Diagram).
4.7.3. Большие CASE-средства
К числу крупных интегрированных CASE-средств относится среда описания и анализа бизнес-процессов ARIS, включающая в себя методологическую основу ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) и ее программную реализацию в виде семейства продуктов ARIS, разработанных компанией IDS Scheer AG. Методология профессора Шеера рассматривает предприятие как совокупность четырех взглядов (views): · на организационную структуру системы; · на функции и цели системы; · на структуру данных; · на структуру бизнес-процессов, протекающих в системе. Эта методика предусматривает трехфазную модель разработки системы: · анализ и разработка требований; · формирование спецификаций; · реализация разработки. Сочетание четырех взглядов по методологии профессора Шеера и трех фаз модели разработки системы иллюстрируется домиком профессора Шеера (рис. 4.23). Процессы, Функции, Данные и Организация являются «комнатами» домика профессора Шеера. Главной комнатой являются Процессы, отражающие процессный подход в управлении и моделировании.
Таким образом, ARIS предлагает рассматривать организацию с позиции 12 аспектов, отображающих разные взгляды на предприятие, а также разную глубину этих взглядов. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать 85 типов моделей.
Среди большого количества потенциальных моделей и методов описания нужно выделить следующие: eEPC (expended Event-Driven Process Chain) – метод расширенного описания процессов под управлением событий; ERM (Entity Relationship Model) – модель «сущность–связь» для описания структуры данных; UML (Unified Modeling Language) – объектно-ориентированный язык моделирования.
Вопросы для самопроверки по главе 4
1. Охарактеризуйте CASE-технологию проектирования ИС. 2. Какие существуют принципы CASE-технологии? 3. Назовите факторы эффективности CASE-технологии. 4. В чем состоят особенности функционально-ориентированного подхода в проектировании ИС? 5. В чем состоит особенность объектно-ориентированного подхода в проектировании ИС? 6. Перечислите свойства объектов в объектно-ориентированном подходе проектирования ИС. 7. Что представляет собой RAD-технология? 8. Охарактеризуйте спиральную модель создания ИС. 9. По каким признакам осуществляется классификация CASE-средств? 10. Приведите примеры функционально- и объектно-ориентированных CASE-средств. 11. Перечислите стадии и этапы создания ИС на основе CASE-технологии. 12. Для чего предназначена DFD-диаграмма? 13. Охарактеризуйте классификацию методов построения моделей бизнес-процессов.
Глава 5. ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Цель изучения данной главы – овладеть технологией типового проектирования информационных систем (ИС), предполагающей как обоснование выбора типовых проектных решений, так и их конфигурирование. Для достижения указаний целевой установки обучающийся должен: · знать содержание понятия типового элемента; · знать особенности и экономико-математические модели проектирования сервисно-ориентированной ИС и уметь использовать математические программные продукты для расчетов по моделям; · уметь проектировать систему информационной безопасности и оценить уровень информационной защищенности бизнес-процессов; · уметь обосновать выбор типовой корпоративной ИС, обеспечивающей достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов; · уметь осуществлять настройку типовой ИС, используя соответствующие технологии конфигурирования.
5.1. Понятие типового элемента
Методы типового проектирования ИС предполагают создание системы из готовых покупных типовых элементов (типовых проектных решений). Для этого проектируемая ИС должна быть декомпозирована на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т. д.), для которых подбираются и закупаются имеющиеся на рынке типовые проектные решения. Далее закупленные типовые элементы, как правило, включающие в себя программные продукты, настраиваются на особенности конкретного предприятия или дорабатываются в соответствии с требованиями предметной области.
Под типовым проектным решением (ТПР)понимается проектное решение, представленное в виде проектной документации, включая программные модули, пригодное к многократному использованию. В качестве проектного решения может выступать реализация как отдельных компонентов ИС (программных модулей функциональных задач, автоматизированных рабочих мест, баз данных, локальных вычислительных сетей), так и взаимосвязанных комплексов (функциональных и обеспечивающих подсистем, ИС в целом). Типовые проектные решения называют тиражируемыми продуктами. Принципом классификации типового проектирования является степень охвата информационной системы типовым решением. В зависимости от уровня декомпозиции системы различают элементный, подсистемный и системный методы типового проектирования (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Классификация методов типового проектирования
При элементном методе типового проектирования ИС в качестве типового элемента системы используется типовое проектное решение (ТПР) по задаче или по отдельному виду обеспечения (информационному, программному, техническому, математическому, организационному). Структура типового проектного решения по задаче представлена на рис. 5.2. Достоинство элементного метода типового проектирования ИС связано с применением модульного подхода к проектированию и документированию ИС. К недостаткам применения метода относятся большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов вследствие информационной, программной и технической несовместимости ТПР, а также плохая адаптивность элементов к особенностям объекта применения ИС. Элементные ТПР получили распространение в качестве библиотек методоориентированных программ.
Рис. 5.2. Структура типового проектного решения по задаче В настоящее время элементный метод типового проектирования поднялся на новую ступень развития благодаря сервисно-ориентированному подходу и созданию ИС. При этом в качестве типовых элементов проетирования выступают программные модули-сервисы, осуществляющие поддержку операций бизнес-процессов. Подробнее об этом подходе сказано в п. 5.2. При использовании подсистемного метода типового проектирования ИС в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, которые обеспечивают функциональную полноту, минимизацию внешних информационных связей, настраиваемость, в соответствии с требованиями конкретного предприятия. Достоинством подсистемного метода по сравнению с элементным является более высокая степень интеграции типовых элементов ИС. Типовые проектные решения для функциональных подсистем реализуются в виде пакетов прикладных программ (ППП), которые позволяют осуществлять: · модульное проектирование; · настройку программных компонентов на различные объекты управления; · сокращение затрат на проектирование и программирование взаимосвязанных компонентов; · хорошее документирование процессов обработки информации в подсистеме. Недостатком является слабая адаптивность типовых проектных решений в виде функциональных ППП, а также проблемы интеграции ППП разных функциональных подсистем, особенно в случае использования ППП нескольких производителей программного обеспечения, для которых, как правило, характерна несовместимость ППП при построении единой, корпоративной ИС. В качестве примеров широко распространенных функциональных ППП можно назвать: «1C:Бухгалтерия» (автоматизация бухгалтерского учета), «Фолио-Склад» (автоматизация складского учета), ИНЭК (финансовый анализ) и др. При системном методе типового проектирования ИС в качестве типового элемента используется типовой проект в целом для объекта управления определенной отрасли, который включает в себя полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС. Современные типовые проекты отличаются: · переносимостью, позволяющей устанавливать проекты на разных программно-технических платформах; · масштабируемостью, допускающей конфигурацию ИС для переменного числа рабочих мест пользователей; · конфигурируемостью, позволяющей выбирать подмножество компонентов, которые необходимы для конкретной предметной области, и настраивать их на особенности объекта управления. Несомненное достоинство системного метода типового проектирования ИС перед подсистемным методом заключается в обеспечении интеграции всех компонентов за счет методологического единства и информационной, программной и технической совместимости компонентов. К недостаткам системного метода типового проектирования можно отнести то, что при параметрической настройке типовых информационных систем, таких, например, как «Галактика», «Парус», «БОСС» и другие, возникают проблемы привязки типового проекта к конкретному объекту управления так же, как и при подсистемном подходе. Однако в настоящее время развивается модельно-ориентированный подход реализации системного метода типового проектирования ИС, известный по применению типовых информационных систем R/З (SAP) и BAAN IV (BAAN). Особенность этого подхода заключается в конфигурировании типового проекта путем настройки модели типовой системы на модель предметной области (5.9).
5.2. Особенности проектирования
Использование процессного подхода в управлении на основе формирования бизнес-процессов, состоящих из бизнес-функций, породило целесообразность поддержки бизнес-функций с помощью соответствующих сервисов. Такой подход придает гибкость информационным системам и во многих случаях позволяет снижать издержки информационной поддержки комплекса бизнес-процессов и повышает ее качество. Процессный подход сопровождается типизацией бизнес-функций и соответствующих сервисов информационной поддержки, отличающихся своими стоимостными и качественными характеристиками. Выбор варианта сервисной поддержки комплекса бизнес-процессов на основе современных информационных систем представляет собой сложную комбинаторную задачу, требующую применения экономико-математических методов для нахождения оптимальных решений. По данным опроса AMR Research, средние затраты компании на организацию сервисно-ориентированной информационной системы составили 1,4 млн долл. В исследовании участвовали ИТ-директора из США, Германии и Китая: в этих странах рынок сервисно-ориентированных систем растет наиболее быстро, более чем на 100% в год. В 2008 г. емкость мирового рынка сервисно-ориентированных информационных систем составил более 3 млрд долл. Средняя стоимость проекта равнялась 500 тыс. долл. Наиболее затратными этапами при создании сервисно-ориентированной информационной системы принято считать: приобретение программного обеспечения, организацию процессного подхода к управлению и выбор варианта сервисной поддержки основных бизнес-процессов с учетом соглашения об уровне сервисов. Большая разница в стоимости сервисов при необходимости выполнения соглашения об уровне сервисной поддержки порождает актуальную экономическую задачу – минимизация затрат на сервисную поддержку при выполнении качественных характеристик на требуемом уровне. Можно предложить две модели решения этой задачи: модель условной оптимизации и модель безусловной оптимизации. В модели условной оптимизации требуется выполнениея условий на соблюдение уровня показателей качества сервисов, представленных в соглашении об уровне сервисов между поставщиком и потребителем сервисов (Service Level Agreement, SLA). При соблюдении этого уровня внешний экономический эффект остается постоянным и не зависящим от выбора вариантов сервисной поддержки. Выбор этого варианта влияет лишь на внутренний экономический эффект, т. е. на сокращение затрат на информатизацию. Сказанное иллюстрируется рис. 5.3. Если включить в целевую функцию показатели качества сервисной поддержки, можно избавиться от соответствующих ограничений задачи и построить модель безусловной оптимизации. Начнем рассмотрение подходов к выбору варианта сервисной поддержки комплекса бизнес-процессов с модели условной оптимизации.
Рис. 5.3. Влияние варианта сервисной поддержки
Модель условной оптимизации выбора варианта При выборе варианта сервисной поддержки остро встает вопрос установления альтернативных вариантов. Одной из основных особенностей сервисной поддержки комплекса бизнес-процессов является повторное использование одних и тех же сервисов в различных бизнес-процессов комплекса. Пример подобного повторного использования иллюстрирует табл. 5.1. Здесь приводится пример, где мы имеем три бизнес-процесса и шесть сервисов. Каждый бизнес-процесс состоит из бизнес-функций, которые выполняются с помощью одного из сервисов. Как видно в табл. 5.1, первый бизнес-процесс выполняется с помощью первого, четвертого и пятого сервиса. Четвертый сервис используется во всех трех бизнес-процессах. Сервисы, в свою очередь, могут иметь варианты реализации. Таблица 5.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|