Примеры типовых информационных систем
Дадим краткую характеристику нескольких информационных систем, представляющих различные классы типовых систем.
5.4.1. Типовая корпоративная информационная система
Типовая КИС «Бизнес Про» (разработчик «Professional Business Systems» Ltd, Санкт-Петербург) обладает достаточно широкой функциональностью для комплексной автоматизации задач управления. Схема функциональной части КИС «Бизнес Про» представлена на рис. 5.9.
Рис. 5.9. Структура функциональной части КИС «Бизнес Про» Как следует из этой схемы, функциональная часть системы содержит модули управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) и управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и поэтому может быть отнесена к классу систем ERP II. Система предназначена как для управления оптовой, так и розничной торговлей, а также производством продукции с дальнейшей поставкой «на заказ» и «на склад». В качестве СУБД в системе используется SQL-сервер Borland Interbase. Встроенным языком является язык типа Borland Delphi Language.
Обеспечивающая часть КИС «Бизнес Про» характеризуется масштабируемостью, универсальностью и открытостью. Масштабируемость системы обеспечивает возможность ее использования на предприятии с разветвленной компьютерной сетью от нескольких десятков до сотен рабочих мест. «Бизнес Про» позволяет формировать единую распределенную базу данных предприятия, имеющего подразделения, не связанные друг с другом локальной компьютерной сетью. Автоматизация предприятий, имеющих территориально удаленные подразделения – это очень сильная сторона «Бизнес Про». Адаптивность системы позволяет осуществлять ее настройку в соответствии с требованиями конкретного предприятия. Бизнес Про поставляется с открытым серверным кодом. Используя модуль «Конструктор», Вы можете легко модифицировать базовые окна или создать новые, добавляя нужную вам функциональность. Наряду со встроенными средствами программирования «Бизнес Про» имеет собственные средства для разработки приложений (интерфейс API BusinessPro), что позволяет создавать новые модули для реализации функций, не включенных в базовую конфигурацию.
5.4.2. Типовая корпоративная информационная
К числу типовых систем, которые разработаны за последнее время отечественными специалистами, относится система «Галактика» (корпорация «Галактика»). Система представляет собой многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы. Обеспечение гибкой настройки на специфику конкретной фирмы позволяет использовать систему на различных производственных предприятиях, в торговых фирмах и в сфере государственной службы. «Галактика» предназначена для малых и средних по численности предприятий (рис. 5.10). Наиболее разработаны в системе модули бухгалтерского учета, управления финансами и кадрами, оперативного управления материально-техническим снабжением и сбытом. Управление производством, связанное с технологическими особенностями конкретного производства, может быть типизировано лишь в общих чертах. В системе оно представлено модулями технико-экономического планирования, учета затрат на производство, технической подго-товки производства и оперативного управления производством.
Рис. 5.10. Структура функциональной части корпоративной информационной системы «Галактика» 5.4.3. Типовая корпоративная информационная система «Axapta»
Система предназначена для управления средними предприятиями. Структура организационной части представлена на рис. 5.11. Помимо традиционных задач управления отдельными сферами производственно-хозяйственной деятельности предприятия, используется логистический подход к управлению материальными ресурсами (SCM), OLAP – технология бизнес-анализа и концепция взаимоотношения с клиентами (CRM).
Рис. 5.11. Структура функциональной части корпоративной информационной системы «Axapta»
Система поддерживает стандарт управления MRPII. Возможность использования 2-х и 3-х уровневой архитектуры «клиент-сервер». В 3-уровневой архитектуре имеется соединение только с сервером приложений AOS (Axapta Object Server), на котором устанавливаются серверы ODBC для связи с базами данных MS SQL Server, Oracle и др. Для настроек и написания приложений используется собственный язык Х++. Взаимодействие Microsoft Axapta с внешними приложениями осуществляется с помощью механизма COM. Доступ к функциональности системы может быть осуществлен пользователем Интернета с помощью стандарта XML. Осуществляемые этой технологией web-сервисы являются важной отличительной чертой системы.
5.4.4. Типовая корпоративная
Из зарубежных систем следует отметить систему управления пред приятием R3 (производитель – немецкая фирма SАР). В мире установлено более 7 000 таких систем. Фирма имеет представительство в Москве. Система предназначена для управления крупными предприятиями. Система SAP/R3 – это система стандартного организационно-экономического управления, имеющая самую полную на сегодняшнем мировом рынке функциональность, и одна из самых совершенных с технологической точки зрения.
Интегрированная корпоративная информационная система R3 позволяет решать вопросы финансового управления предприятием, управления материальными потоками, управления персоналом и управления информационными потоками (рис. 5.12). В системе принят потоковый принцип управления, который предусматривает представление деятельности предприятия в виде четырех основных потоков. 1. Финансовый поток охватывает бухгалтерию (внешнюю финансовую отчетность), контроллинг, управление основными средствами и инвестиционную деятельность (управление проектами).
Рис. 5.12. Структура функциональной части корпоративной информационной системы SАР/RЗ
2. Материальный поток включает в себя управление сбытом, складами, закупками, планирование производства, управление качеством, обслуживание оборудования, управление транспортом. 3. Поток людских ресурсов предусматривает управление персона лом, т. е. составление штатного расписания, учет кадров в расчет заработной платы. 4. Информационный поток представляет собой поток документов, сопровождающих все виды деятельность предприятия. Модуль управления информационным потоком интегрирован со всеми остальными модулями системы. SAP/R3 принадлежит к верхнему классу ERP-систем. В ее основе лежит принцип процессного управления. Система поддерживает все современные стандарты и концепции управления. SAP/R3 это платформонезависимая система, которая работает на AIX, Digital Unix, HP-UX, SINIX, Solaris, Windows NT, Alpha, OS/400 и других операционных системах, поддерживает СУБД – ADABAS, DB2, Informix, Oracle 7.1, MS SQL Server и др. Для настроек и написания приложений R3 использует собственный язык ABAP/4. Конфигурирование системы основывается на модельно-ориентированном подходе.
5.4.5. Типовая корпоративная Система относится к классу крупных интегрированных систем, соответствующих стандарту ERP. Основные модули КИС BAAN IV представлены на рис. 5.13. Модуль «Моделирование предприятия» используется при внедрении системы и обеспечивает корректировку референтной модели BAAN IV с учетом требований заказчика.
Модуль «Производство» обеспечивает тактическое и оперативное планирование производства, планирование потребностей, раздетализацию продукции, управление проектом, управление серийным производством и производством по отдельным заказам, управление цепочкой поставок на уровне корпоративного производства. Модуль «Процесс» разработан для управления непрерывными производством. Модуль «Финансы» представляет собой систему управленческого и финансового учета. Модуль «Сбыт, Снабжение, Склады» производит управление продажами и закупками, контрактами, материальными запасами и хранением. Кроме этого, модуль предлагает всестороннее управление внешней логистикой и транспортировкой, обеспечивает оптимизацию маршрутов.
Рис. 5.13. Структура функциональной части корпоративной информационной системы BAAN IV
Модуль «Проект» предназначен для процедур, связанных с разработкой и выполнением проектов. Модуль «Администратор деятельности предприятия» предназначен для мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Встроенная в модуль «система раннего предупреждения» дает возможность своевременно вносить необходимые коррективы в управление предприятием. Модуль «Транспорт» предназначен для компаний, занимающихся материально-техническим обеспечением и транспортировкой. Модуль «Сервис» предназначен для организации управления всеми видами сервиса, включая послепродажное и специализированное обслуживание. 5.4.6. Типовая корпоративная информационная система
Система предназначена для управления средним коммерческим предприятием или бюджетными организациями. Система 1C:Предприятие 8.2 поставляется вместе с типовыми конфигурациями, которые реализуют наиболее часто используемые алгоритмы управления. Состав типовых конфигураций системы представлен на рис. 5.14.
Рис. 5.14. Состав типовых конфигураций КИС
Спектр программных продуктов рассматриваемой системы включает в себя однопользовательские и сетевые версии. 1С:Предприятие 8.2 полностью меняет весь стиль работы с интерфейсом. Сюда относится и командный интерфейс, и формы, и оконная система. При этом не только меняется модель разработки пользовательского интерфейса в конфигурации, но и предлагается новая архитектура разделения функциональности между клиентским приложением и сервером. В версии 8.2 принципиально переработан механизм установки, запуска и обновления платформы. Предприняты существенные усилия для повышения удобства развертывания системы в крупных организациях.
Также выполнено значительное развитие кластера серверов 1С:Предприятия сразу по нескольким направлениям: масштабируемость, отказоустйчивость и динамическое распределение нагрузки. В качестве сервера баз данных система использует MS SQL Server. Адаптация системы к требованиям конкретного предприятия осуществляется благодаря использованию специальной программы – конфигуратора и встроенного языка программирования. Интеграция с другими системами обеспечивается с использованием форматов данных XML и стандартов OLE. Обеспечивается доступ к функциональности системы через web-интерфейс для пользователя внутренней сети (интранет-решения), так и для сторонних партнеров (интернет-решения).
5.5. Обоснование выбора
Выбор корпоративной информационной системы осуществляется из числа представителей информационных систем определенного класса. Основным классификационным признаком информационных систем производственного менеджмента является широта охвата функциональных задач. По этому признаку информационные системы, как указывалось в п. 5.4, подразделяются на локальные и интегрированные. Локальные информационные системы решают ограниченный перечень функциональных задач в конкретной сфере. Интегрированная информационная система представляет собой объединение информационных систем в различных сферах деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Корпоративная информационная система (КИС) всегда является интегрированной. Интегрированные информационные системы подразделяются на малые, средние и крупные. Малые интегрированные системы используются на малых предприятиях с численностью работающих до 100 человек. Данные системы позволяют осуществлять функции бухгалтерского и управленческого учета, автоматизацию складских операций, кадровый учет, управление финансовыми потоками и т. д. Средние интегрированные системы рассчитаны на средние предприятия, где численность работающих составляет 100–500 человек. Крупные интегрированные системы отличаются множеством модулей и широкой функциональностью, удовлетворяющей потребности крупного промышленного предприятия. Выбор корпоративной информационной системы целесообразно осуществлять в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе из всего многообразия рассматриваемых корпоративных информационных систем отбирается 3–4 представителя данного класса систем для последующего детального сравнения. В основу этого отбора должно быть положено соответствие функциональности информационной системы информационным потребностям управления предприятием в настоящее время и в перспективе. В процессе отбора целесообразным является ознакомление с практикой применения данных систем в родственных организациях. Процесс выбора подходящей системы заметно облегчается при составлении в развернутой форме списка контрольных вопросов по основным аспектам оценки системы. Эти вопросы охватывают: поставщиков системы, программный продукт, технические аспекты, степень интеграции с другими системами, соответствие стандартам и качество документации. При оценке поставщиков систем следует установить: · как долго данная система продается именно этим поставщиком? · какой годовой оборот и годовая прибыль поставщика? · предоставляет ли компания on-line поддержку через Интернет? При оценке программного продукта следует установить: · отвечает ли функциональность системы требованиям предприятия? · какое количество реальных пользователей системы и довольны ли они ей? · насколько система масштабируема? · обеспечивает ли система однократный ввод данных? · обновление транзакций происходит в режиме реального времени или пакетном режиме? · ориентирована ли система на пользователя? · могут ли модули функционировать независимо друг от друга? · как часто выпускаются новые релизы? · каковы отзывы об информационной системе в прессе и информационных обзорах? · какова стоимость системы и от чего она зависит? При оценке технических аспектов следует установить: · возможна ли работа информационной системы на установленной на нашем предприятии платформе? · насколько легко конфигурировать систему в соответствии с требованиями предприятия? При оценке степени интеграции с другими системами следует установить: · открыта ли структура системы в соответствии с мировыми стандартами? · может ли выбираемая система взаимодействовать с системами типа SCM, CRM и др.? · осуществляется ли локализация системы в части поддержки иностранных языков? Основной этап обоснования выбора корпоративной информационной системы предусматривает многоаспектный сравнительный анализ 3–4 систем, выбранных на подготовительном этапе. Примерная таблица для сравнительного анализа корпоративных информационных систем приведена ниже (табл. 5.7). Таблица 5.7 Сравнительная характеристика
В табл. 5.7 дается качественная оценка различных характеристик информационных систем. Для перехода к количественной оценке необходимо определить рейтинг по каждой характеристике, а также значения весовых коэффициентов характеристик. Для рейтинговой оценки характеристики используется пятибалльная шкала. Среди сравниваемых систем находится система, у которой данная характеристика представлена наилучшим образом. Этой характеристике присваивается оценка 5 баллов. Относительно характеристики этой системы оценивается данная характеристика других систем по 5-балльной системе: 0 – отсутствует; 1 – неприемлемо; 2 – приемлемо; 3 – посредственно; 4 – хорошо; 5 – отлично. Весовые коэффициенты могут быть выбраны по следующей примерной шкале: · жизненно важно – 0,18; · необходимо – 0,16; · крайне важно – 0,14; · очень важно – 0,12; · важно – 0,11; · имеет значение – 0,09; · требуется – 0,07; · весьма полезно – 0,06; · желательно – 0,04; · необязательно – 0,03. Линейная свертка многофакторной оценки корпоративной информационной системы осуществляется в соответствии с формулой, дающей интегральную оценку данной корпоративной информационной системы: где
Заключительный этап обоснования выбора корпоративной информационной системы предусматривает составление отчетов для предоставления руководству или экспертному совету. Рекомендуемая структура отчета содержит следующее. o Общие результаты анализа и рекомендации по выбору корпоративной информационной системы с основной документацией. Материал должен быть изложен в простой форме, ориентированной на руководителей высшего звена и неспециалистов по КИС. o Таблица «Сравнительная характеристика корпоративных информационных систем». o Результаты количественного анализа и интегрированные оценки сравниваемых систем. o Приложения (исходная информация о системах, метод получения рейтинговых оценок и другие документы, подтверждающие сделанные выводы). 5.5.1. Экспертные методы оценки качества
Существует ряд математических методов и соответствующих программных продуктов оценки качества ИС. К их числу относятся: · экспертная оценка качества ИС, в частности по методу Дельфи; · оценка качества ИС с использованием нечеткой логики. Наибольшее распространение получила экспертная оценка качества ИС. Экспертная оценка качества ИС предусматривает решение ряда задач, к числу которых относятся: · формирование экспертной группы и оценка компетентности экспертов; · выбор метода экспертных измерений; · обработка экспертных оценок и установление степени согласованности мнений экспертов; · повышение согласованности оценок экспертов. К числу методов экспертных измерений относятся непосредственная оценка, ранжирование, парное сравнение и др. Непосредственная оценка объектов экспертизы (частных или интегральных показателей качества ИС) состоит в присвоении экспертами балльной оценки с использованием шкал отношений (рис. 5.15). Шкала отношений – это разновидность интервальной шкалы с нулевой точкой отсчета. В этом случае допустимо использовать аддитивную свертку частных показателей для получения интегрального показателя качества. Обычно используются 5-, 10- и 100-балльные шкалы. Для обработки результатов экспертных оценок используются статистические методы и следующие статистические показатели: · медиана – для получения усредненного группового мнения экспертов; · верхний и нижний квартили – для характеристики разброса экспертных оценок; · коэффициент конкордации – для характеристики степени согласованности мнений экспертов.
Рис. 5.15. Оценка показателя качества ИС группой экспертов
Верхний и нижний квартили определяют границы значений оценок, за пределами которых расположены 25% оценок экспертов. Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1, причем 0 – полная несогласованность экспертов, 1 – полное единодушие. Одним из наиболее эффективных методов формирования групповой оценки экспертов является метод Дельфи. Для повышения степени согласованности мнений экспертов в этом методе предусматривается многоэтапная процедура опроса экспертов. На первом этапе осуществляется изолированное вынесение экспертами своих оценок. На следующих этапах каждый эксперт знакомится с суждениями других экспертов с целью возможной корректировки своей оценки. Многоэтапная процедура опроса экспертов продолжается до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в заданных пределах. Особенностями метода Дельфи являются: · групповой характер экспертизы; · многоэтапная процедура опроса экспертов; · изолированность экспертов при вынесении оценок на каждом этапе; · обоснование оценок экспертов в процессе дискуссии после кждого этапа. Процедура опроса по методу Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью персональных компьютеров, включенных в локальную или глобальную сеть с централизованной обработкой информации после каждого тура. В качестве программных средств обработки экспертных оценок могут использоваться статистические программные продукты Statistica (разработчик StatSoft) и SPSS (Statistical Products and Service Solution – статистические продукты и сервисные решения, разработчик SPSS Inc). Для согласования экспертных оценок путем их «сглаживания» может быть применении аппарат нечеткой логики, рассматриваемый в п. 5.5.2.
5.5.2. Нечетко-множественное моделирование
Неточность и неполнота исходной информации приводят к необходимости применения специальных методов оценки качества ИС. Перспективным направлением для решения этой задачи является использование методов нечеткого моделирования, положительно зарекомендовавших себя в ряде социально-экономических исследований. Важное достоинство методов нечеткого моделирования состоит в том, что они не требуют больших затрат времени и средств по сравнению с традиционными методами на получение точных исходных данных, что, может быть, в принципе, невозможно. Появление целого ряда коммерческих программных средств, ориентированных на решение задач нечеткого моделирования, свидетельствует об эффективности применения методов нечеткого моделирования для решения практических задач. В основе методов нечеткого моделирования лежит понятие нечеткого множества. Нечетное множество (fuzzyset) представляет собой совокупность элементов произвольной природы, относительно которых нельзя с полной определенностью утверждать – принадлежит ли тот или иной элемент рассматриваемой совокупности данному множеству или нет. Формально нечетное множество определяется как множество упорядоченных пар или кортежей вида
Множество Функция принадлежности (membership function) – математическая функция, определяющая степень или уверенность, с которой элемент множества Выбор функции принадлежности является творческой задачей эксперта или группы экспертов. В принципе, вид функции принадлежности может быть выбран любым. Однако для упрощения расчетов и сокращения объема исходной информации целесообразно использовать те из них, которые допускают аналитическое представление в виде простой математической функции. Выбор типовых функций принадлежности должен быть согласован с возможностями их программной реализации в используемых инструментальных средствах. Заданные на множестве действительных чисел нечеткие множества называются нечеткими величинами. С точки зрения аналитической обработки, наиболее удобны простейшие частные случаи нечетких величин с кусочно-линейными функциями принадлежности. В зависимости от вида функции принадлежности различают такие нечеткие величины, как треугольное нечетное число (рис. 5.16, а), трапециевидный нечетный интервал (рис. 5.16, б), нечеткие величины с Z-образной и S -образной кусочно-линейными функциями принадлежности (рис. 5.16, в и 5.16, г соответственно).
Рис. 5.16. Примеры функций принадлежности нечетких величин
Треугольное нечеткое число может быть представлено в виде кортежа из трех чисел
где a и b – левый и правый коэффициенты нечеткости треугольного нечеткого числа Для оценки качества ИС, помимо понятия нечеткого числа, требуется использовать понятие лингвистической переменной. Лингвистическая переменная характеризуется наименованием и множеством значений (термов), каждое из которых определяется своей функцией принадлежности. Примером лингвистической переменной является «Уровень показателя качества ИС», а значениями этой лингвистической переменной могут быть: «Средний уровень качества» с функцией принадлежности Метод нечеткой оценки качества ИС включает в себя три этапа. I. Фаззификация системы первичных показателей оценки качества. II. Вывод итогового показателя оценки качества в виде нечеткого числа. III. Дефаззификация показателя оценки качества. Рассмотрим содержание этих этапов. I. Под фаззификацией (fuzzification) в рассматриваемом методе понимается процесс получения значений функций принадлежности для термов лингвистических переменных, представляющих первичные показатели системы оценки качества. Принимая за основу для измерения значений показателя уровня качества 100-балльную шкалу отношений, можно рекомендовать следующие лингвистические значения показателей уровня качества ИС. 1. Очень низкий уровень качества. Этот уровень ниже минимально необходимого в соответствии с отражением в соглашении об уровне сервиса, требованиями к данному показателю качества ИС. 2. Низкий (начальный) уровень качества, соответствующий минимальным сертификационным требованиям. 3. Средний уровень качества, характерный для производителей ИС, продолжительно и успешно зарекомендовавших себя на рынке ИС. 4. Высокий уровень качества, характерный для ведущих производителей ИС (вендеров), достигших мирового уровня качества. Очень высокий уровень качества, выходящий за пределы 100-балльной шкалы и отражающий тот факт, что нет предела в совершенствовании качества товара. На рис. 5.17 изображены графики функций принадлежности термов лингвистической переменной «Значения показателя уровня качества ИС» и интервалы оценки. Точки пересечения соответствующих функций принадлежности Значения показателей оценки уровня качества по шкале отклонений приведены в табл. 5.8.
Таблица 5.8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|