Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Казанский край в период смутного времени




КАЗАНСКИЙ КРАЙ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

(в данной главе сбоку надо давать параллельно наиболее важные политические события Смутного времени общероссийского масштаба: восшествие на царство и прекращение и т. д., чтобы понимать соотношене местных и центральных событий)

Казанский краевед и историк Н. П. Загоскин так охарактеризовал историю Среднего Поволжья в период Смутного времени: «Странную и довольно-таки загадочную роль довелось сыграть Казанскому краю в историческом явлении, известном под названием «Смутного времени». Эта роль является двоякою. В первую и наиболее продолжительную эпоху Смутного времени – Казань держится как бы в стороне от событий, которые волновали в то время всю русскую землю; она как бы умышленно игнорирует эти события, придерживаясь выжидательной политики, не решаясь выступить в этих событиях до выяснения рокового вопроса: «Чья возьмет? » Такой политики придерживалась Казань до падения Шуйского. С этого момента Казань открыто становится на сторону Тушинского вора и затем, после гибели самозванца, играет весьма двусмысленную роль в событиях Смутного времени: на словах – она горячо примыкает к общеземскому движению, направленному к освобождению Москвы; на деле же – относится к этому движению более нежели индифферентно и, пожалуй, даже тормозит его» (Орфография авторского текста изменена. – Г. А.; Загоскин Н. П. Казанский край в Смутное время. – С. 55 – 56. )

Сам же исследователь объясняет причину такого положения Казанского края в Смутное время следующим образом: «Такое отношение к событиям Смутного времени объясняется исключительным положением Казанского края в начале XVII столетия среди остальных областей русских… Всего лишь за несколько десятков лет перед тем присоединенный к Московскому государству после ряда отчаянных попыток отстоять свою независимость, почти сплошь населенный народностями, враждебно относящимися к своим покорителям, еще крайне слабо колонизированный пришлым русским населением, - Казанский край связан был в то время с Москвою лишь царскими воеводами, управлявшими бывшим Казанским царством из-за стен казанского кремля, приказными и начальными людьми, стрельцами и пушкарями, испомещенными в ближайших к городу волостях дворянами и детьми боярскими, да кучкою русских посадских людей, явившихся в Казань вслед за покорением города и умиротворением края» (Орфография авторского текста изменена. – Г. А.; Загоскин Н. П. Казанский край в Смутное время. – С. 56 – 57. )

 

2. Казахские жузы во внешней политике Российской империи второй четверти – середины XVIII в.:

– поход казахского хана Абулхаира в Среднее Поволжье в 1717 г.;

– русская колонизация приуральских степей и деятельность Оренбургской экспедиции (И. К. Кириллов, В. Н. Татищев, И. И. Неплюев), строительство русских крепостей и пограничных укреплений на юго-восточной границе России (Новая Закамская линия, в Поволжье, Самарская, Сакмарская, Нижне-Яицкая, Красногорская, Орская, Верхне-Яицкая, Верхне-Уйская и Нижне-Уйская линии (дистанции) в Оренбургском крае);

– участие татар в российской колонизации Южного Приуралья и торговле с государствами Средней Азии (К. Тевкелев, служилые татары (мещеряки), меновые дворы);

– воспоминания И. И. Неплюева об основании Оренбурга и новой губернии, колонизации оренбургских степей и отношениях России с казахскими жузами;

– П. И. Рычков об основании и названии города Оренбурга, деятельности Оренбургской экспедиции (И. К. Кириллова, Алексея Тевкелева) в Приуралье и отношениях России с казахскими жузами.

 

Ислам подвергает критике следующие религиозные постулаты и особенности христианства:

– Догмат о Троице (три ипостаси единого Бога) противопоставляется ортодоксальному единобожию в исламе (таухид);

– Природа Иисуса (богочеловек);

– статус Иисуса (сын Божий);

– Распятие Иисуса;

– Монашество, обет безбрачия у монахов;

– Культ святых и почитание икон.

 

XVIII век

Реформы Екатерины II в истории Среднего Поволжья и Приуралья

Губернская реформа и реформа местного управления

В 1770-е годы Казанская губерния была обширнее и делилась на 6 провинций: Казанскую, Свияжскую, Вятскую, Пермскую (или Соликамскую), Симбирскую и Пензенскую. В свою очередь ряд провинций сохраняли старую систему внутреннего деления на дороги. Так, согласно «Списку алфавитному Казанской провинции дворянам и прочим владельцам», датируемом 1771 – 1773 гг., в Казанской провинции числилось 5 дорог: Галицкая, Алатская, Арская, Зюрейская и Ногайская. (Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII веке / сост. Корсаков. – С. 4)

 

Д. А. Корсаков на основе анализа списков землевладельцев Казанской провинции пришел к выводу, что большая часть помещичьих владений приходилась на юго-восточную часть провинции, занимаемую Ногайской дорогой. Это во многом объясняется тем, что в Ногайской дороге, составлявшую большей частью закамскую, степную часть провинции, имелись плодородные земли, богатые черноземом.

 

«Учреждение о губерниях» 1775 года

В декабре 1781 года Казанская губерния была преобразована в Казанское наместничество (русское понятие «наместничество» пришло на смену понятию «губерния», вместе с тем можно считать, что данные понятия могут употребляться по отношению к административно-территориальному делению Российской империи последней четверти XVIII в. как синонимы). Из прежней губернии в наместничество были включены лишь Казанская и Свияжская провинции. В свою очередь деление на провинции было упразднено и введено деление на уезды. В 1781 – 1782 гг. Казанское наместничество состояло из губернского города Казани и 13 уездов: Казанского, Лаишевского, Спасского, Чистопольского, Мамадышского, Арского, Царевококшайского, Чебоксарского, Козмодемьянского, Ядринского, Цивильского, Тетюшского и Свияжского.

 

Заботясь о нуждах дворянства Казанской, Оренбургской и Нижегородской губерний, потерпевшего большой ущерб от действий пугачевцев, 31 марта (ст. стиль) 1775 года Екатерина II издает манифест «о учреждении Московскому дворянскому банку трех экспедиций в Оренбурге, в Казане и в Нижнем Новгороде под смотрением губернаторов, для роздачи из оных в займы денег на вспоможение всякого рода жителям как оных трех, так и других, назначенных в помянутом манифесте губерний претерпевшим разорение по причине бывшего возмущения» (Манифест от 7 апреля 1775 года) 

 

Ведомость о мануфактурах в России за 1812 год

В Казанской губернии было:

3 суконных мануфактуры (в Казани: отставного прапорщика Осокина – 1 292 приписных и покупных работников, 349 крепостных; Приказа общественного призрения – 36 приписных и покупных работников, 25 вольнонаемных; в с. Алексеевском – действительного статского советника Сахарова – 561 крепостных крестьян)

Кожевенных заводов:

– в Казани: Гр. Адамышева (67 вольнонаемных работников), А. Адамышева, П. Зайцова, И. Губина, Ускова, Е. Яковлева, И. Яковлева, Г. Кожевникова, А. Ефимова, Р. Тяпунина, К. Трубина, купеческой жены Анны Кукариновой, Е. Денисова, Е. Тяпухина, Р. Круговова, Н. Глазунова, К. Гоношилова, М. Вирюкова, С. Новожилова (15 рабочих), С. Баранникова, В. Стешина, Адмиралтейской конторы (17 вольнонаемных рабочих), Мусы Апанаева (26 вольнонаемных рабочих), Салиха Аитова (31 вольнонаемный рабочий), Юсуп Апанаева (6 вольнонаемных рабочих), Муртазы Суерова (13 вольнонаемных рабочих), Якупа Аитова (26 вольнонаемных рабочих), Хайбулы Яхвина (16 вольнонаемных рабочих), Габбаса Абдулова Беляева (11 вольнонаемных рабочих), Марди Деньмухаметева (7 вольнонаемных рабочих), Юсупа Ильязова (7 вольнонаемных рабочих), купеческого сына Якупа Габьясова (61 вольнонаемных рабочих), мещанина Муссы Мухаметева (8 человек),

– в Казанском уезде: купца Муртазы Бурнаева (дер. Вересках) – 6 вольнонаемных рабочих; И. Кошелева (с. Ягодное – 55 вольнонаемных рабочих), Мухаметша Валитова (дер. Старые Денгары – 12 вольнонаемных рабочих), Назира Баязитова (дер. Яшкарах – 12 вольнонаемных рабочих), купеческой жены Зюлихи Абдуловой (дер. Новый Менгер – 12 рабочих),

– с. Ягодном: Петра Котелова (14 рабочих), Петра Котелова (42 рабочих), Якова Гуляшева (12 рабочих), Куприана Котелова (54 рабочих), Степана Рукавишникова (11 рабочих), Дм. Макаровского (2 рабочих), Ивана Котелова (22 рабочих), купеческого сына Андрея Медведева (2 рабочих), Мирона Мишаевского (3 рабочих), Степана Блохина (3 рабочих), Егора Хлебникова (5 рабочих), Якова Медведева (2 рабочих),

Дер. Игумновой: Петра Коланова (20 рабочих), Семена Леонтьева (7 рабочих), Тихона Леонтьева (7 рабочих), Луки Плохова (10 рабочих), Ивана Шерснева (11 рабочих), Василья Шерснева (18 рабочих), Егора Киселева (3 рабочих),

– Мамадышского уезда: Тимофея Богомолова (с. Красная Горка – 3 рабочих), Григорья Богомолова (с. Красная Горка – 3 рабочих), Мирона Неумоина (с. Красная Горка – 4 рабочих), Степана Трескина (с. Красная Горка – 3 рабочих), Никифора Белышова (с. Красная Горка – 3 человека), Прокофья Неумоина (с. Красная Горка – 3 человека), Ивана Трескина (с. Красная Горка – 3 рабочих), Кондратья Трескина (с. Красная Горка – 3 рабочих), Сергея Неумоина (с. Красная Горка – 2 рабочих), Осипа Яковлева (с. Красная Горка – 5 рабочих), Семена Андреева (с. Красная Горка – 3 рабочих), Григория Трескина (с. Красная Горка – 3 рабочих), Ивана Петрова (дер. Малой Елышевой – 3 человека), купца Бикчентия Аблакова (дер. Янбаевой – 4 рабочих), купца Манасыпа Аблакова и Хамита Уразова (дер. Янбаевой – 5 рабочих), купца Кунафея Бакеева (дер. Белый Ключ – 5 рабочих),

Мыловаренные, свечные и воскобойные заводы:

– в Казани: коммерции советника Алексея Квасникова – 5 котлов, 9 рабочих, купцов И. Жаркова, Гр. Кочетова, Вас. Петрова, П. Лихачева, Н. Ростовцева, Петра Евреинова – 8 котлов, 11 рабочих, купеческой жены Александры Конюховой, купеческой вдовы Марьи Серебряковой, мещанина Ник. Мыльникова, купцов Мусы Адамова – 3 котла, 6 рабочих, Аптыкарима Юнусова – 6 котлов, 7 рабочих, Юсупа Китаева – 6 ктлов, 13 рабочих, Мазита Бакирова – 3 котла, 6 рабочих, Юсупа Апанаева – 4 котла, 6 рабочих, Якупа Шатунова – 7 котлов, 11 рабочих, Юсупа Шатунова – 4 котла, 11 рабочих, Апсаляма Рахматулина – 1 котел, 4 рабочих, Юсупа Замакова – 5 котлов, 8 рабочих, Хамита Уразова – 3 котла, 7 рабочих, татарина Бикбова Хальфина – 4 котла, 5 рабочих, Исая Заманова – 5 котлов, 6 рабочих,

– в. с. Ягодном: купца Петра Котелова – 5 котлов, 8 рабочих,

Полотняных фабрик:

– Лаишевский уезд, с. Алексеево – действительного статского советника Сахарова наследников: 24 крепостных рабочих;

Фабрики платочных и бумажных материй:

– Казанского уезда: купеческой жены Зюлихи Абдуловой (дер. Урнашбаш – 42 рабочих), купца Мухамета Велитова (дер. Урнашбаш – 42 рабочих), Мартазы Бурнаева (дер. Верески – 47 рабочих), Назира Баязитова (дер. Яшкары – 42 рабочих),

Царевококшайского уезда: Муса Хозесеитов (дер. Уря – 68 рабочих), Сулгиман Хозесеитов (дер. Уря – 81 рабочих), Махмут Хозесеитов (дер. Уря – 63 рабочих), Мухмина Хозесеитова (дер. Уря – 68 рабочих), Назир Хозесеитов (дер. Уря – 81 рабочих)

Канатная и прядильная фабрика:

– в Казани: купца Ал-ра Блюденева – 26 человек,

Поташные заводы:

– в лаишевском уезде: титулярной советницы Анны Пивоваровой (дер. Якшине – 5 крепостных), помещика Александра Стрелкова (с. Богородское Чуча – 7 крепостных),

Уксусные, бальзамные и крепководочные заводы:

– в Казани: купеческой жены Матрены Серебряковой – 3 человека,

Стальные, игольные, железные и чугунные заводы

– в Казани: купца Соболева – 1 печь, 3 рабочих,

Медные и пуговичные заводы

– в Казани: купца Ильи Астраханцева, Ивана Астраханцева,

– в Мамадышском уезде: прапорщика Осокина (на р. Меше – 4 печи, 154 крепостных, 150 наемных рабочих), купца Иноземцева наследников и купца Утемышева (на р. Таймявалой – 327 крепостных, 118 наемных рабочих)

 

 

В 1872 г. в Казани открывается инородческая учительская семинария.

 

 

Татарское национальное движение до 1991 года включительно (до распада СССР) формировалось как движение за восстановление справедливости и равенства татар в общественно-политической сфере: равенство татарского языка наряду с русским в официальной и общественной сферах, восстановление преподавания в школах на татарском языке и создание системы национального образования, повышение статуса республики до союзнй республики и др.

Однако после распада СССР в первой половине 1990-х годов в татарском национальном движении все больше стали проявляться радикальные идеи, выраженные главным образом с выступлениях Фаузии Байрамовой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...