Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История татар Поволжья и Приуралья и Татарстана




История татар Поволжья и Приуралья и Татарстана

 

– Первые наиболее ранние упоминания Волжского пути в письменных источниках

– Какие товары перевозились по Волжскому пути? Какие еще 3 торговых пути существовало в эпоху средневековья?

– Известны ли маршруты караванной торговли между Волжской Булгарией и Русью, Средней Азией?

– В каких городах Волжской Булгарии создавались предметы среднеазиатского ремесла и можно ли утверждать о наличии кварталов ремесленников из Средней Азии в городах Волжской Булгарии?

– города и крепости (замки) Волжской Булгарии

– Классификация керамики Хлебниковой

– проблема «булгарского наследства» (татары и чуваши)

– Какие памятники и объекты в Казани связаны с увековечиванием памяти о взятии Казани русскими войсками в 1552 году?

– Что было сделано по случаю 300-летия взятия Казани?

– Что стало с сибирскими татарами после присоединения Сибирского ханства к Московскому государству?

– С течением времени в 16 – 18 веках численность служилых татар увеличивалась или сокращалась? Из каких групп населения комплектовались служилые татары? Как происходил переход в служилое сословие? Какой из разрядов (по отечеству или по прибору) увеличивался быстрее всех? Как влияло крещение на судьбу служилых татар?

– В какие социальные группы были включены служилые татары после реформ Петра I?

– Идеология Батырши

– В каких городах Российской империи были ярмарки и меновые дворы, через которые осуществлялась торговля с восточными странами

– Когда появилась купеческая гильдия в России? Какие права предоставляло гильдейство? Чем торговали татарские купцы с Китаем (импорт и экспорт)? На какой ярмарке осуществлялся основной обмен товарами с Китаем? Кем по происхождению были татарские купцы?

– Какие сферы производства получили развитие у татар? Почему у татар было развито мыловарение, выделка кожи и ткацкая промышленность?

– Чем Ратуша отличается от магистратов? В каких населенных пунктах действовали татарские ратуши?

– Как межконтинентальная блокада в начале XIX в. повлияла на торговлю со Средней Азией

– Турецкий миллет и ОМДС: сравнительный анализ (в дисциплину «Ислам в Волго-Уральском регионе»

– Процедура назначения мулл и органы, должности в ОМДС

– Роль Восточного разряда КИУ в становлении научного востоковедения и изучения истории и культуры татарского народа

– Какую роль сыграла КТУШ в формировании движения татарской учащейся молодежи? Кто из выпускников КТУШ внес вклад в развитие татарской национальной культуры, литературы, общественно-политическое движение? Кто преподавал в КТУШ и как их деятельность влияла на мироовоззрение учащихся татар? География и происхождение учащихся КТУШ Кто из татар преподавал в КТУШ? Какова была роль В. В. Радлова в открытии КТУШ? В каких городах предполагалось открыть татарские учительские школы и где они также действовали?

– Программа партии «Иттифак ал-муслимин»

– Первый Всероссийский съезд мусульман в Москве: какие народы были представлены на съезде и их лидеры? Между какими народами произошел раскол по вопросу о национально-государственном устройстве России? Какие решения съезда были реализованы, а какие не удалось реализовать и почему?

– Какие вопросы обсуждались на съезде казаков-мусульман? Кто участвовал в съезде? Каково было отношение участников съезда к Временному правительству и какие решения были приняты? В чем была причина проведения съезда? Как отнеслось к нему командование Оренбургского казачьего войска?

– Женский съезд в Казни в 1917 году: кто и как организовал проведение съезда? Была ли консолидация женщин-татарок в губерниях? Какие сословия представляли делегаты съезда и как происходил отбор делегаток на местах? Какие вопросы обсуждались на съезде?

– Структура органов Национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири

– Сколько и какие национальные части были созданы в годы Гражданской войны с участием татар, башкир, чувашей

– География военных действий национальных частей в годы Гражданской войны? Где воевали татары?

– Кто из татар получил звание героя Гражданской войны

– Структура органов государственного управления ТАССР. Конституции ТАССР 1926, 1937 годов

– Съезд мусульманского духовенства 1923 года (съезды мусульманского духовенства в 1920-е годах)

– Причина террора 1937 года

– Руководство ТАССР: Игнатьев, Табеев, Усманов

– Ведущие отрасли хозяйства в национальных республиках

 

– Декларация ТАССР о государственном суверенитете от 30 августа 1990 года

– Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года

– Кто ввел понятие «модель Татарстана» и что оно означает

 

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА (1917 – 2010-е гг. )

 

 

Новейшая история татарского народа и Республики Татарстан охватывает большую часть ХХ столетия, но хронологические рамки столетия не совпадают с границами исторических эпох. История татарского народа в новое и новейшее время тесным образом связана с историей России. Поэтому хронологические рамки имеют много общего, но есть и свои особенности. Они в основном связаны с историей становления и развития Татарстана как национально-территориальной автономии в составе России.

 

Периодизация истории татарского народа и Республики Татарстан:

Март – ноябрь 1917 г.: период между падением самодержавия и созданием Национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири

Ноябрь 1917 г. – февраль 1918 г. – попытка органов Национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири создать территориальную автономию «Волго-Уральский штат»

Весна 1918 г. – лето 1919 г. – Гражданская война на территории Среднего Поволжья и Приуралья

1920 – 1990 гг. – Татарская АССР: 1920 – 1941 гг. – довоенный период; 1941 – 1945 гг. – ТАССР в годы Великой Отечественной войны; 1945 – 1990 гг. – послевоенный период.

1990 – 1991 гг. – борьба за повышение статуса ТАССР.

1991 – 1999 гг. – Республика Татарстан в период «суверенитета»

2000 – по настоящее время

 

В советское время в жизни республики и татарстанцев произошли существенные и довольно быстрые изменения. Они коснулись всех сфер жизнедеятельности: экономической, социальной. Культурной, политико-идеологической.

I. Экономические тенденции:

1. Индустриализация: масштабное расширение и преобразование действовавших (дореволюционных) предприятий; строительство крупных предприятий; развитие новых отраслей (машиностроение, авиастроение, автомобилестроение, нефтехимия, нефтепереработка и др. ); формирование новой структуры промышленно-экономических зон (наряду с Казанской возникают юго-восточная (нефтедобывающая) и Нижнекамская)

Были введены крупные предприятия: Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького, завод им. Серго, авиастроительные предприятия, Чистопольский часовой завод, Оргсинтез, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина. Камский автомобильный завод и др.

2. Централизация важнейших сфер производства и распределения товаров потребления: хлебозаготовка (строительство зернохранилищ, элеваторов, овощехранилищ); появление потребительской кооперации в сельской местности; производство важнейших продуктов питания (появление хлебозаводов, молокоперерабатывающих комбинатов, пищекомбинатов, кондитерских фабрик; открытие домов бытового обслуживания, ателье мод; создание централизованного жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация, электроснабжение, газоснабжение) в городах.

3. Масштабные преобразования в сельском хозяйстве: колхозное строительство, создание машино-тракторных станций (МТС), совхозов.

4. Огосударствление основных сфер экономики: производство, транспорт, снабжение. Распределение потребительских благ, создание государственной системы социальных благ (медицины, образования); внедрение принципов планирования всей экономической деятельности; подчинение государственной политике профсоюзов.

Частные экономические отношения сохраняются в очень ограниченном количестве: продажа продукции с личных приусадебных участков, адвокатская деятельность, нотариат, промыслы (печной, столярный, пошив одежды и др. ), артели.

5. Стимулирование производительности труда экономическими и внеэкономическими методами: социалистические соревнования, ударничество, стахановское движение и др.

6. В послевоенный период складываются условия для формирования общества минимального достатка: постепенно преодолеваются такие опасные и тяжелые явления в жизни общества, как массовые эпидемии (благодаря введению санитарно-гигиенических норм на производстве и в быту, улучшению медицинского обслуживания, массовым прививкам и профилактическим мероприятиям), голод. В развитых странах Западной Европы и Северной Америки в послевоенный период формируется общество изобилия, в СССР формирование общества минимального достатка шло со значительным отставанием от западных стран и пришлось на 1970-е – первую половину 1980-х гг.

Одной из причин отставания были тяжелые последствия Великой Отечественной войны, преодоление которых в СССР заняло значительно большее время, нежели в странах Западной и Центральной Европы.

Тогда же, в эпоху «застоя», появляются признаки общества потребления – они охватывали небольшую часть населения страны, главным образом в крупных и средних городах – административных и промышленных центрах с развитой социальной и экономической инфраструктурой. Ценностной основой общества потребления является идея: живи в свое удовольствие.

II. Социальные тенденции:

1. Урбанизация: существенное расширение существовавших (исторических) городов (Казань. Тетюши, Мамадыш, Елабуга, Чистополь, Бугульма), создание новых городов и поселков городского типа.

Из новых городов важное значение в жизни республики имели: Зеленодольск, Альметьевск, Лениногорск, Нижнекамск, Набережные Челны.

2. Изменение структуры общества, государство предпринимает попытку построить бесклассовое общество, но тем не менее сохраняется деление на несколько слоев: крестьяне, рабочие, служащие, инженерно-технические кадры, партийно-государственная номенклатура. Советское общество в послевоенный период представляло собой постклассовый тип, в котором деление на экономические классы фактически исчезло. Вместо них сформировались социальные группы, в которых переход из одной группы в другую был вполне возможен при соблюдении ряда условий (получение профессионального образования, карьеризм, партийный рост и др. ).

Также меняется этносоциальный состав населения в городах, промышленно-экономических зонах.

3. Развитие транспортной инфраструктуры: расширение сети железных дорог, строительство дорог с асфальтовым покрытием, появление новых видов общественного транспорта в городах (автобусы, троллейбусы, такси); появление пригородных поездов (дизельные и электрические поезда), пригородного и межрайонного автобусного сообщения.

Это усиливает мобильность населения как внутри городов, так и по республике.

4. Появление новых форм досуга и отдыха: стадионы, тиры, любительский и профессиональный спорт, санатории и дома отдыха; дома культуры, библиотеки, сельские клубы, танцплощадки, парки культуры и отдыха, кинотеатры, консерватории, концертная деятельность, самодеятельные и профессиональные театры, художественная самодеятельность и др.

5. Развитие детской сферы: детские сады, магазины игрушек, в том числе сеть магазинов «Детский мир»; дома пионеров, пионерские лагеря, детские библиотеки, аттракционы, детские книги, детские настольные игры, детские игрушки, игровые автоматы и др.

Общежития

Радио, кино, телевидение

III. Культурные тенденции:

1. Формирование массовой культуры, в период застоя – общества потребления

2. Секуляризация

3. Ослабление межпоколенческих связей

IV. Политико-идеологические тенденции:

1. Монополия коммунистической идеологии и борьба с инакомыслием (буржуазной и мещанской культурой, религиозными культами, диссидентами)

Кризис коммунистической идеологии ощущается уже в 1970-е годы, что наглядно проявлялось в формализме, двойной морали, росте интереса молодежи к альтернативной музыке, росте молодежной преступности. Интересным феноменом того времени становится авторская песня. Большую популярность среди молодежи и людей среднего возраста получает песни В. Высоцкого.

2. Активная агитация и пропаганда (агитационные плакаты, литература, лекции, партийные собрания и др. )

3. Формирование единой советской многоступенчатой системы образования и воспитания: детские ясли – детский сад – начальная и средняя школы – среднее профессиональное образование (ФЗУ, техникумы и училища) – высшее образование (институты, университет)

 

А!!! Ильяс Саид-Гиреевич Алкин (28 ноября (11 декабря) 1895 – 27 октября 1937) – видный татарский общественно-политический деятель, ученый. Происходил из семьи потомственных мурз Алкиных. Дед, Шаги-Ахмед Алкин был известным в Казани первой половины XIX в. полицмейстером, отец, Саид-Гирей Алкин, адвокат. Его репетитором по русскому языку был учащийся Казанского Реального училища Вячеслав Скрябин (Молотов). Учился в 1-м Реальном училище в Казани. После окончания училища в 1914 г. поступил в Политехнический институт (Петроград). С 1915 г. в армии, весной 1916 г. поступил в Константиновское артиллерийское училище. Приказом военного министра от 2 января 1917 г. в чине прапорщика назначается на должность старшего офицера 2-й батареи 2-й запасной артбригады в Казань. В марте 1917 г. назначен заместителем начальника милиции г. Казани. Организатор и руководитель Мусульманского военного комитета в Казанском гарнизоне, 16 марта избран его председателем. Весной 1917 г. И. Алкин примкнул к МСК. Участник I Всероссийцского мусульманского съезда в Москве. В это время он стоял на социалистических позициях, спорил с С. Максуди о наличии у мусульман классовой структуры, активно сотрудничал с Временным правительством, в том числе с Керенским. Участник подавления Корниловского мятежа (август 1917 г. ). Председатель Временного мусульманского военного совета (Харби шура), организатор первого и второго Всероссийских мусульманских военных съездов в Казани. Вначале поддержал Октябрьскую революцию, но позднее разочаровался в национальной политике большевиков. Делегат Учредительного Собрания от Казани, депутат Национального Собрания (Миллә т Мә җ лесе), председатель Коллегии по осуществлению Волго-Уральского штата. В годы Гражданской войны перешел на сторону Комуча, начальник штаба башкирских войск, член Башревкома, комиссар труда и заместитель командующего войсками Башкирской республики. В 1925 г. закончил экономический факультет Московского института народного хозяйства. Преподаватель Коммунистического университета трудящихся Востока (Москва), Московского университета. Автор труда по экономической географии Средней Азии.

 

После Февральской революции весной 1917 г. возникает Мусульманский комитет, впоследствии названный Мусульманским советом (лидер – юрист Фуад Туктаров).

В апреле 1917 г. по инициативе социалистов-татар создается Мусульманский социалистический комитет (МСК) во главе с М. Вахитовым.

16 марта создается гарнизонный Мусульманский военный комитет во главе с прапорщиком И. Алкиным. В состав комитета также вошли: младший брат Джигангир Алкин. Капитан Биглов и др.

 

В июле 1917 г. в Казани почти одновременно прошло 3 мусульманских съезда: второй Всероссийский мусульманский съезд, первый Всероссийский мусульманский военный съезд и съезд мусульманского духовенства.

 

17 июля 1917 г. в городском театре начал работу первый Всероссийский мусульманский военный съезд. В нем участвовало свыше 200 делегатов. Организатор съезда – председатель Временного мусульманского военного совета Ильяс Алкин. Съезд призвал к созданию мусульманских военных частей в русской армии и национально-культурному самоопределению. На съезде было избрано Военное Шуро (Военный Совет, ВоШуро) из 36 членов: председатель – 21-летний прапорщик И. Алкин. Заместители – прапорщик Осман Токумбетов и корнет Асадуллаев, члены – Джигангир Алкин и др.

 

 

В начале 1918 г. Мулланур Вахитов демонстративно отказался от поста комиссара. И. Сталин был вынужден просить его вернуться.

М. Вахитов выдвинул идею создания мусульманской Красной Армии как защитницы интересов мусульманских народов Востока.

После ареста содержался в тюрьме в Плетенях. Был расстрелян.

 

Галимжан Шараф () – татарский общественно-политический деятель, активный сторонник создания территориальной автономии в виде Волго-Уральского штата. Учился в 1-м Казанском реальном училище. Помощник И. Алкина в период подготовки мероприятий по оглашению проекта Волго-Уральского штата. После Октябрьской революции жил и работал в Казани. [19]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...