НЕИСТОВЫЕ ПЕСНИ. Печатается по тексту журнала Перевод с немецкого. Опубликовано в журнале «Athenäum» 23 января 1841 г.
НЕИСТОВЫЕ ПЕСНИ Скрипка яростно хохочет, Кудри падают на очи, Сабля на боку висит В складках черный плащ лежит. II НОЧНАЯ ЛЮБОВЬ Обвивает вкруг нее Он со страстью дикой руки. «О сокровище мое, Ты дрожишь в предсмертной муке! Отравил тебя мой яд; Душу испила мою ты, И твои глаза горят, Как алмазы, в муке лютой! » «Речь твоя вселяет страх; Бледен ты, родимый. Посмотри! На небесах Проплывают звезды мимо! » «Милая, они плывут И горят над нами, Но и нашим душам тут Угрожает пламя! » Все беззвучней шепчет он, Истомлен мученьем; Взор его опустошен Неземным гореньем. «Яд в груди твоей кипит; Так за мной иди же! С неба ночь на нас глядит, Мрак все ниже, ближе! » Он в глаза глядит ей. Труп Обнимают руки; Лишь в углу холодных губ Пена смертной муки.
Написано К. Марксом в феврале — апреле 1S37 г. Опубликовано в журнале «Athenä um» 23 января 1841 г. Подпись: К. Марке I 21 К. МАРКС ТЕТРАДИ ПО ЭПИКУРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ25 Написано К. Марксом в 1S39 г. Печатается по рукописи Впервые опубликовано на языке ориги- Перевод с немецкого, древнегреческого нала в неполном виде в Marx — Engels и латинского Gesamtausgabe. Erste Abteilung, Bd. 1, Hlbd. 1, 1927 и полностью на русском языке в сборнике: К. Маркс и Ф. Энгельс. «Из ранних произведений». М., 1956 Подпись: Карл Генрих Маркс f 23 ЭПИКУРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Тетрадь первая I. ДИОГЕН ЛАЭРЦИЙ, КНИГА X ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ДЕСЯТОЙ КНИГИ ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ ПО ИЗДАНИЮ ПЬЕРА ГАССЕНДИ «ЗАМЕЧАНИЯ НА ДЕСЯТУЮ КНИГУ ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ». ЛИОН, 1649, т. 1» I. ДИОГЕН ЛАЭРЦИЙ, КНИГА ДЕСЯТАЯ эпикур
12] «... впоследствии, однако [Эпикур], случайно натолкнувшись на книги Демокрита, отдался философии» (стр. '10). [4] (Стоик Посидоний, Николай и Сотион в 12-ой книге из тех, которые носят общее заглавие «Диокловы опровержения», утверждают, что: ) «Он проповедовал, как свои собственные, учения Демокрита об атомах и Аристиппа о наслаждении» (стр. 11). [6] «Ибо я, по крайней мере, не знаю, [говорит Эпикур], что я мог бы признать благом, если отбросить наслаждения вкусовые, [наслаждения любви], наслаждения от слушания музыки и радостные движения при созерцании [прекрасных] форм» (стр. 12). [12] «Больше всех он признавал.,. древнего Анаксагора, хотя в некоторых вопросах расходился с ним» (стр. 16). [29] «Итак, она [т. е. философия Эпикура] распадается на три части: каноническую, физическую и этическую» [стр. 25]. 1) КАНОНИКА [31] «Итак, в своем «Каноне» Эпикур утверждает, что критериями истины являются чувственные восприятия, а также пролепсисы. 27 и чувствования; эпикурейцы же добавляют сверх того и представления, созданные силой воображения разума (стр. 25—26). Говорит он об этом также... в «Главных положениях»» (стр. 26). I) «... чувственные восприятия — истинны. Ибо... никакое чувственное восприятие не зависит от разума, а также совершенно неспособно на воспоминание; ибо оно не приводится в движение само собою, а, будучи приведено в движения чем-либо другим, оно не может ничего ни прибавить, ни убавить так, чтобы подумать что-либо или измыслить». [32] «И нет ничего, что бы могло их опровергнуть. В самом деле, однородное чувственное восприятие не может опровергнуть другое однородное с ним, так как они равносильны, а неоднородное не может опровергнуть неоднородное, так как судят они не об одном и том же. И вообще одно чувственное восприятие не может опровергнуть другое, ибо на все из них мы обращаем одинаковое внимание. Не может опровергнуть чувственных восприятий и разум; ибо сам он целиком зависит от них».
24 ТЕТРАДИ ПО ЭПИКУРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ «И то обстоятельство, что воспринимаемое чувствами действительно существует, гарантирует истинность чувственных восприятий. И то, что мы видим и слышим, — факт в такой же степени действительный, как и то, что мы чувствуем боль. Ибо нет разницы между утверждениями: «нечто истинно» и «нечто существует»» (стр. 26). «Отсюда и неизвестное следует объяснять, исходя из явлений. Ибо всякие представления имеют источником чувственные восприятия при посредстве случайного совпадения, аналогии, сходства и соединения, при некотором содействии размышления» (стр. 26—[27]). «И видения помешанных, и сновидения — истинны, ибо они вызывают движения; то же, что не существует, никакого движения не вызывает» (стр. 27). II) [33] «То, что [эпикурейцы] обозначают названием пролепсис, есть восприятие или верное мнение, или представление, или общее находящееся внутри нас умозрение, т. е. воспоминание о часто повторяющемся внешнем явлении, как например, «вот это — человек». Ибо как только мы произнесли слово «человек», в тот же момент благодаря пролепсису перед нами является и его образ, возникший на основе чувственных восприятий. Таким образом, становится ясным то, что лежит первоначально в основе любого наименования. И мы не искали бы того, что мы ищем, если бы не знали его раньше... Мы не могли бы ничего назвать, если бы мы раньше с помощью пролепсиса не знали образа [предмета]. Следовательно, пролеп-сисы очевидны. И [всякое] мнение основывается на предварительной очевидности чего-либо, — к этому-то мы и сводим наше утверждение... [34]. Мнение они [эпикурейцы] еще называют предположением и утверждают, что оно может быть и истинным и ложным, в зависимости от того, прибавляется ли к нему что-нибудь или отнимается, подтверждается ли оно или, наоборот, опровергается в зависимости от того, обладает ли оно очевидностью или нет. И, если предположение подтверждается или же не опровергается, то оно истинно, а если не подтверждается или же опровергается, то оно ложно. Отсюда-то и введен был [термин]: «ожидающее»; так, например, выжидают, а потом приближаются к башне и убеждаются, такова ли она вблизи, какой она кажется издали» (стр. [27]—28).
«Они различают два вида душевных переживаний: наслаждение и боль... Первое близкое [природе живого существа], второе же — чуждое; этими переживаниями и руководствуются при выборе или отказе от чего-либо» (стр. [28]—29). «Исследования в одних случаях касаются самих вещей, в других же вращаются вокруг пустых слов* (стр. 29).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|