Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательное по способности (фарду кифайа). 7 глава




Они сказали:

"Конечно, о посланник Аллаха'."

(Пророк, алляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Это - совершение омовения, несмотря на то, что (человеку) не нравится, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание молитвы после молитвы".

В обоих "Сахихах" приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Тот, кто совершит хаджж к этому дому, не приблизившись к жене и не совершив ничего греховного, освободится от своих грехов (и станет таким, каким он был в тот) день, когда родила его мать".

Итак, мы познакомились с цитированными в данном параграфе хадисами и некоторыми из ясных аятов, указывающих на то, что исполнение религиозных обязанностей искупает дурные дела, а некоторые другие будут приведены ниже.

 

 

10. Покаяние является необходимым условием искупления тяжких грехов

Все улемы едины во мнении о том, что добрые дела искупают собой мелкие прегрешения. Что же касается тяжких грехов, к числу которых относится любой грех, за совершение которого Аллах Всевышний грозит суровым наказанием, например, непочтительность по отношению к родителям, убийство, ростовщичество, употребление вина и тому подобные грехи, то за них обязательно нужно принести покаяние.

Аллах Всевышний сказал:

"И, поистине, Я прощаю того, кто раскаялся, уверовал, совершал праведные (дела), а потом встал на прямой путь." [202]

В данном случае имеется в виду такой грех, который не связан с нарушением прав рабов Аллаха. Если же эти права нарушаются в результате совершения кражи, проявления гнева, убийства и тому подобных грехов, то наряду с покаянием необходимо ещё и вернуть должное людям или добиться их прощения. В случае соблюдения этих условий можно будет надеяться на тo что Аллах Всевышний примет покаяние и не только сотрёт грехи человека, но и превратит их в добрые дела.

Аллах Всевышний сказал:

"...кроме тех, кто покается, уверует и станет совершать праведные дела. Таким Аллах заменит их дурные дела на добрые.. " [203]

Если же что-то будет сделано неполностью или грех останется непрощённым теми, кто пострадал от его совершения, тo воздаяние равным за него постигнет человека в День воскресeния.

Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

(После того, как) верующих избавят от огня, они будут задержаны на мосту между раем и адом, где их рассчитают друг c другом за взаимные обиды в мире этом, а когда они будут иcправлены и очищены, им позволят войти в рай". [204]

Если же у человека, обязанного выполнять установления шaриата, нет мелких грехов, то по милости Всемогущего и Великого Аллаха его праведные дела будут оказывать воздействий и на тяжкие грехи, облегчая их в той же мере, в какой они искупили бы мелкие прегрешения. А если окажется так, что человек не совершал ни мелких прегрешений, ни тяжких грехов, то Аллах Всевышний, слава Ему, умножит за это его награду.

11. Нравственность лежит в основе человеческой цивилизации

Давая нам это наставление, посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, направляет нас к тому, в чём заключается благо жизни отдельного человека и что может привести в порядок положение во всём обществе в целом. Речь идёт о хороших взаимоотношениях с людьми и о том, что человек должен относиться к людям также хорошо, как он хотел бы, чтобы они относились к нему. В результате этого мусульманин должен стать дружелюбным: он будет любить людей, уважать их и оказывать им благодеяния, они же станут отвечать ему взаимностью. В таких обстоятельствах каждый член общества спокойно и с удовольствием будет заниматься выполнением своих обязанностей, дела придут в порядок, восторжествуют истинные ценности и цивилизация достигнет процветания. Поскольку нравственность играет большую роль в жизни всех народов, то и ислам отводит ей высокое место и уделяет ей большое внимание. Достаточно сказать, что многие аяты и хадисы побуждают людей придерживаться достойных нравов и разъясняют, в чём состоит благо неуклонного следования им.

В пример можно привести следующие аяты: Аллах Всевышний сказал:

"Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!" [205]

Аллах Всевышний также сказал:

"..отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем у тебя вражда, станет как близкий друг." [206]

Что же касается хадисов, то примером может служить хадис, приводимый Ахмадом в его "Муснаде", где сообщается, что однажды пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Не сообщить ли вам о том, кого из вас я буду любить больше всего и кто из вас будет ближе всех ко мне в День воскресения?"

Люди хранили молчание, и тогда (пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) повторил (свой вопрос) дважды или трижды.

(Тогда) люди сказали: "Да, о посланник Аллаха",

- и он сказал: "Самый благонравный из вас".

Сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Лучшими из вас являются наиболее благонравные". [207]

Кроме того, сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Наиболее совершенной верой среди верующих обладает самый благонравный из них" [208]

В пример можно привести и другие аяты и хадисы, часть кoторых уже приводилась ранее, а часть ещё будет приведена нижe в процессе объяснения данного хадиса, если захочет Аллах. Суть же всего этого выражена в том хадисе, где сообщается, что прoрок, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Я был послан только для того, чтобы довести достойные нравы до совершенства". [209]

12. Вырабатывание хорошего нрава

Человек в состоянии выработать в себе хорошие и достойные нравственные качества. Передают со слов Му'аза, да будет доволен им Аллах, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал ему:

"(В отношениях) с людьми старайся проявлять лучшие черты своего характера". [210]

В другой версии этого этого хадиса сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"...проявляй (все) лучшие стороны твоего характера, какие только сможешь".

Что же касается вырабатывания хорошего нрава, то этого можно добиться разными методами:

Лучший из них состоит в том, чтобы стараться подражать достойным нравственным качествам посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, так как делать это велел нам Всемогущий и Великий Аллах, которыи сказал:

"Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас" [211]

В связи с этим достаточно сказать, что нравственные качества пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, были столь высоки, что в Своей Книге Всевышний сказал о нём так: "...и, поистине, ты - (человек) великого нрава." [212]

Кроме того, достойные нравственные качества вырабатываются благодаря общению с богобоязненными, знающими и высоконравственными людьми и порыванию связей с дурными, которые совершают недостойные дела.

(В одном из хадисов сообщается, что в ответ на вопрос о том, каким был нрав пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

"Нравом его был Коран".

Это значит, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, отличался всеми теми нравственными качествами, к восприятию которых Аллах призывает в Коране его и всех людей вообще.Аллах Всевышний сказал:

"Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу свoему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаз свои от них, стремясь к украшениям земной жизни, и не подчиняйся тому, сердце которого Мы заставили пренебречь (необходимостью) поминать Нас и кто последовал за своими страстями:он дошел до крайности" [213]

13. Примеры достойных нравственных качеств

Благонравие находит своё выражение в поддержании родственных связей, способности прощать и давать другим, несморя на то, что другие отказывают ему в этом.

Сообщается, что Укба бин Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал:

"(Однажды) посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал мне:

"О Укба, не сообщить ли тебе, в чём состоит лучшее качество обитателей обоих миров?

В том, чтобы поддерживать родственные связи с теми, кто порывает (отношения) с тобой, давать тем, кто отказывает тебе, и прошать тем, кто несправедлив по отношению к тебе". [214]

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"...и прошать того, кто ругает тебя". [215]

Признаком благонравия является также приветливость лица, кротость и смирение, проявление доброго расположения к людям, отсутствие дурных мыслей о них и отказ от причинения им вреда. Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Не пренебрегай ничем из одобряемого, в том числе и тем, что (желательно) встречать своего брата с радостным (выражением) лица". [216]

Сообщается также, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"...и пусть он воздерживается oт (причинения) зла, что станет для него садакой". [217]

О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ЭТОМ ХАДИСЕ

Признаком совершенства веры и одним из свойств богобоязненных является хороший характер и хорошее обращение с людьми. О совершенстве богобоязненности свидетельствует также отвращение по отношению к тем, кто не повинуется Аллаху и отказ от общения с ними, если они не подчинятся одобряемому шариатом и не откажутся от совершения всего отвергаемого им.

 

 

Хадис 18.
Помощь, охрана, содействие и поддержка Аллаха Всевышнего

Сообщается, что Абу-ль-Аббас Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

"Однажды когда я сидел верхом позади пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, он сказал:

"О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни (память об) Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни (память об) Аллахе уе и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить(о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помошью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли". [218]

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Храни (память об) Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись к познанию Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной, не должно было постичь тебя, а постигшее тебя не должно было обойти тебя стороной, и знай, что терпение (приводит) к победе, радость (приходит на смену) скорби, а облегчение (- на смену) затруднению".

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

В своей книге "Джами' аль-'улюм ва-ль-хикам" ханбалит Ибн Раджаб пишет: "Этот хадис содержит в себе великие наставления и универсальные основы, относящиеся к числу важнейших дел религии".

А один из улемов даже сказал: "Я размышлял об этом хадисе, и он поразил меня настолько, что после этого я едва мог сосредоточиться. Как жаль, что люди не знают этого хадиса и в недостаточной степени понимают его смысл "

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, уделяет внимание ориентации мусульманской общины и созданию образцового поколения верующих.

Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, всегда стремился прививать правильные воззрения душам верующих, особенно молодым людям из их числа, и поэтому неудивительно, что описывая его, Аллаx Всевышний сказал:

"Пришёл к вам посланник из вашей же (среды). Тяжко для него (видеть) ваше затруднительное положение, жаждет он для вас (блага), по отношению к верующим он сострадателен (он) и милосерден." [219]

Однажды когда сын дяди пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сидел в седле позади него, пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, дал ему эти прекрасные наставления. Они были призваны заставить мусульманина неуклонно выполнять веления Аллаха Всевышнего и обращаться за помощью и под держкой только к Нему. В результате этого он должен был стать смелым и неустрашимым, не пугаться никаких опасностей и говорить правду, не страшась порицания порицающего ради Аллаха, так как мусульманин должен знать, что всё во власти Всемогущего и Мудрого Аллаха и что никто из людей не в силах ни причинить другому вред, ни принести пользу без соизволения Аллаха Всевышнего.

2. Нетленные слова и мудрый метод

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал нам это всеобъемлющее наставление, которое сам он получил от посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сидя в седле позади него. В силу важности этого наставления и полезности заключённых в нём указаний оно заслуживает того, чтобы человек обратил на него своё внимание. Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, обращается к Ибн Аббасу со словами: "О мальчик...", чтобы он собрался с мыслями и обратился к нему сердцем, а затем старается внушить ему интерес к тому, что он ему скажет, и обращает его внимание на ценность того знания, которое он ему передаст, после чего говорит: "...я научу тебя нескольким словам...".

Да, это всего лишь несколько слов, но они заключают в себе великие основы религии, приучают к размышлениям, делают интеллект острым, озаряют собой разум и укрепляют уверенность.

3. Храни память об Аллахе

3. Храни память об Аллахе, и Он будет хранить тебя Неуклонно выполняй веления Аллаха Всевышнего, останавливайся у границ, установленных Аллахом, не приближайся к ним и ни в коем случае не нарушай их, делай то, что Аллах вменил тебе в обязанность, и не пренебрегай этим, удаляйся от того, что Он запретил тебе, и отделяй себя от этого непреодолимой преградой, и тогда ты увидишь, что Аллах будет хранить для тебя твою религию, оберегая твои воззрения от отклонений, а тебя самого - от беспокойства, доставляемого тебе душой, и скверны заблуждений. И ты увидишь, что Он будет защищать тебя от зла людей, оберегать тебя от шайтанов из числа джиннов и людей и отвращать от тебя любые обиды и несправедливости. И это ощутишь не только ты, но и те твои близкие, дети и родственники, которые последуют твоему примеру, ведь Аллах Всевышний сказал:

"(К каждому такому человеку приставлены ангелы,) следующие впереди него и позади него и охраняющие его по велению Аллаха." [220]

Это значит, что у Аллаха Всевышнего есть ангелы, которые, сменяя друг друга, со всех сторон окружают такого раба по велению и с соизволения Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы оберегать его от того, что может причинить ему зло. Что же касается защиты потомства, то Аллах Всевышний сказал:

"Отец их был праведным (человеком)..." [221]

Если ты будешь хранить память об Аллахе Всевышнем этом мире, Он сохранит тебя в мире вечном, убережёт тебя от огня и приготовит для тебя рай, равный по ширине небесам земле и уготованный для богобоязненных, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Спешите же (заслужить) прошение Господа вашего и (спeшите) к раю (, равному) по ширине небесам и земле и уготованому для богобоязненых" [222]

И ангелы станут обращаться к тебе, приветствуя тебя и выражая тебе своё уважение. В Коране об этом говорится следующее:

(И будет сказано): "Вот что было обещано вам - каждому кающемуся часто, хранящему, тому, кто страшился Милостивого(, оставаясь наедине с собой,) и пришёл с сердцем обратившимся.

Входите (в рай) с миром, это - День вечности!"

(Уготовано) для них в (раю) то, чего они пожелают, а у Нас (в запасе - ещё) больше" [223]

И это станет исполнением того, чем порадовал тебя Аллах Всевышний, который сказал:

"(Верующими являются)... соблюдающие установления Аллаха, порадуй же верующих" [224]

Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, учил своих сподвижников тому, чтобы они просили Аллаха Всевышнего хранить их. В обоих "Сахихах" сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, посоветовал аль-Бара бин 'Азибу, да будет доволен им Аллах, произносить перед сном такие слова:

"С именем Твоим, Господь мой, я улёгся и с (именем) Твоим поднимусь, и если заберёшь Ты душу мою, то помилуй её, а если отпустишь её, то храни её посредством того, чем хранишь Ты Своих праведных рабов. "

/Би-сми-кя, Рабби, вада'ту джанби ва би-кя арфа'у-ху, ин кабадта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи 'ибада-кя-с-салихина. /

Передают со слов Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, учил его говорить:

"О Аллах, храни меня посредством ислама, когда я буду стоять, и храни меня посредством ислама, когда я буду сидеть, и храни меня посредством ислама, когда я буду спать". [225]

Речь идёт о том, что в запасе у Аллаха есть множество видов наград, а величайшей из них станет возможность видеть Его лик.

/Аллахумма-хфаз-ни би-ль-ислами каиман, ва-хфаз-ни би-ль-ислами ка'идан, ва-хфаз-ни би-ль-ислами ракидан. /

4. Помощь и поддержка Аллаха Всевышнего

4. Помощь и поддержка Аллаха Всевышнего Аллахa будет с тем, кто станет хранить память о Нём, и Он будет помогать такому человеку, защищать его, поддерживать его и содействовать ему и направлять его всякий раз, как над ним станет сгущаться мрак или когда человек окажется в трудном полoжении, ведь пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"...храни (память об) Аллахе, и ты обнаружишь Его перед coбой".

Это значит, что ты увидишь Его рядом с собой, и Он будет оберегать и защищать тебя и станет твоей силой и опорой, так как Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, Аллах - с богобоязненными и с совершающими благие дела.!" [226]

Катада сказал: "Аллах будет с тем, кто Его боится, а тот человек, с кем будет Аллах, окажется с непобедимой группой, будет с ним страж, который не спит, и указывающий путь, кoторый не собьёт с него ".

Однако необходимым условием помощи и поддержки Аллаха Всевышнего является исполнение Его велений и отказ от совершения запрещённого Им. Аллах будет помогать тому и поддерживать того, кто повинуется Ему, а того, кто ослушается Егo Он оставит без поддержки и приведёт к унижению.

Аллах Всeвышний сказал:

"Если вы будете помогать (религии) Аллаха, то и Он поможе вам и укрепит стопы ваши." [227]

Аллах Всевышний также сказал:

"Если Аллах станет помогать вам, то никто не победит вас если же Он оставит вас без помощи, то кто же после этого окажет вам помощь." [228]

5. Молодость, предшествующая твоей старости

Того, кто помнил об Аллахе Всевышнем, когда он был молод и силён, Аллах будет хранить и в старости, когда человек лишится сил, и Он наделит его слухом, зрением и разумом, и отведёт ему достойное место в День воскресения, и укроет его в тени Своего трона в тот День, когда никакой иной тени не будет. В хадисе, приводимом в обоих "Сахихах", сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда никакой иной тени не будет: справедливого правителя, юношу, который рос, поклоняясь Всемогущему и Великому Аллаху..."

Может быть, именно поэтому пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, и дал такое наставление сыну своего дяди, да будет доволен им Аллах, который приближался к совершеннолетию, чтобы он правильно использовал молодость с её жизненными силами и энергичностью. И правду сказал пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям:

"Используй пять (вещей,) прежде (чем столкнёшься с) пятью (другими): (используй) свою молодость до (наступления) старости..." [229]

Особое значение эти слова приобретают с учётом того, что молодёжь является надеждой этой общины. Усилиями молодых будет осуществляться призыв истины и справедливости, молодых стараются сбивать с пути лживые и дурные люди и именно молодые крайне нуждаются в особом внимании и хороших наставлениях, чтобы устоять перед напором шайтанов из числа людей и джиннов.

6. Помощью и поддержкой Аллаха Всевышнего, слава Ему, пользуются только благодарные Его рабы

Верующий, ощущающий защиту, поддержку и заботу Аллаха, является тем благодарным рабом, который понял, что Всемогущий и Великий Аллах оказывает ему милости, и познал это должным образом. В результате этого он стал подчиняться Его велениям, избегать запрещённого Им, отказываться от нарушения Его установлений и соблюдать Его права. Такой человек может жить в благоденствии, окружаемый всевозможными соблазнами и влекомый страстями, которым он будет противостоять и от которых станет отстраняться, обращаясь к Всемогущему и Великому Аллаху, подчиняя дарованные Им милости тому, что угодно Аллаху, и прибегая к Нему, чтобы Он защитил его от ошибок и внушил ему ещё большее чувство благодарности. Онг поступает так, желая, чтобы милости Аллаха оказывались ему постоянно, заявляет о том, что нуждается в Богатом и Достойном похвал, и остаётся убеждённым в том, что милость исходит только от Аллаха, который оказывает её, кому пожелает.

Аллах Всевышний сказал:

"Все блага, которые у вас есть, - от Аллаха..." [230]

Именно это особое познание Аллаха Всевышнего и приближает раба к его Всемогущему и Великому Господу и вызывает любовь Аллаха Всевышнего к Его рабу, стремящемуся к Нему, в результате чего Он отвечает на его мольбы, дарует ему то, чего он просит, спасает его от всевозможных неприятностей, омрачающих его жизнь, и защищает его от всего, что угрожает его безопасности, а пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"...стремись к познанию Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде..."

Сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Пусть (человек), которого порадует то, что Аллах ответит ему во время бедствий, почаще обращается к Нему в благоденствии". [231]

И о таком рабе, как сообщил пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, Аллах Всевышний говорит следующее:

"...и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его" [232]

7. Обращения с просьбами о помощи и мольбами к одному лишь Аллаху

Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, направляет сына своего дяди, а вместе с ним и всех искренне верующих, следующих его путём, к тому, чтобы он всегда обращался с просьбами даровать ему что-либо только к Всевышнему, Высокому и Всемогущему Аллаху, слава Ему, и чтобы он молил о спасении и помощи Аллаха, не обращаясь с просьбами ни к кому иному и никого, кроме Него, не призывая на помощь. И не следует ни взывать, ни благодарить никого иного, не связывать надежд на прощение ни с кем, кроме Него, и не склоняться в поясных и земных поклонах ни перед кем, кроме Аллаха.

Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, говорит:

"Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху...".

Сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, передал, что Аллах Всевышний сказал:

"Я отвечу тому, кто обратится ко Мне с мольбой, и дарую тому, кто попросит Меня (о чём-либо), и прощу того, кто станет просить у Меня прошения". [233]

8. Обращение с мольбой к Близкому и Отвечающему

Обращаться с мольбами следует только к Всемогущему и Великому Аллаху, поскольку один лишь Всевышний говорит:

"Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам!" [234]

И Он воздал хвалу Своим верующим рабам за то, что они взывают к Нему и обращаются к Нему с просьбами, сказав:

"Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам (, побуждаемые) желанием и страхом, и проявляли смирение пред Нами" [235]

И обращаться только к Нему следует по той причине, чтo Он, благословенны имена Его, близок к Своим рабам, и Он слышит их мольбы и отвечает на их просьбы. Аллах Всевышний сказал:

"А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же и они отвечают Мне и веруют в Меня, чтобы встать им на путь истинный." [236]

9. Просьбы, обращаемые к Тому, кто не устанет дарить!

Признаком совершенства исповедания религии единобожия является отказ от обращений с просьбами к людям и обращений мусульманина по всем делам только к Аллаху, поскольку Он, слава Ему, настойчиво призывает Своих рабов обращаться к Нему с просьбами.

Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:

"...И просите Аллаха о милости Его: поистине, Аллах обо всем знает." [237]

Всевышний, слава Ему, не устаёт от просьб, ибо сокровищницы Его полны и неистощимы, ведь Аллах Всевышний сказал:

"То, что у вас, истощится, а то, что у Аллаха, вечно." [238]

Более того, Всевышний, слава Ему, гневается, когда раб перестаёт обращаться к Нему с просьбами.

Так разве после всего сказанного допустимо просить о чём-либо у человека, которому может наскучить делать дары и у которого просьбы вызывают гнев? Да помилует Аллах того, кто сказал:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...