Поистине, они считают его далёким,
а Мы видим, что он близок." [278] 17. Плоды терпения Из всего сказанного ты можешь сделать вывод о том, что терпение приводит к удовлетворению и спокойствию, ощущению счастья, славе, почёту и благу и делает человека достойным поддержки Аллаха Всевышнего, Его помощи и любви. Но помимo всего этого человек вкусит плоды терпения и в мире ином, чтo найдёт своё выражение в вечных наслаждениях, которые терпеливые будут испытывать без счёта. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта." [279] И это будет в раю, равном по ширине небесам и земле и украшенном радушием благочестивых ангелов. Аллах Всевышний сказал: "...райские сады (, куда) они войдут вместе с праведными из числа своих отцов, жён и детей. И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): "Мир вам за то, что вы были терпеливы!" И прекрасно воздаяние этой обителью!" [280] И Господь славы обратится к ним, даруя Своё прощение, успех и благоволение. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, сегодня Я воздал им за то, что они терпели: они-то и есть преуспевшие!" [281] Аллах Всевышний также сказал: "...порадуй терпеливых, которые говорят, когда их постигает несчастье: "Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся". На таких (нисходят) благословения Господа их и милость..." [282] И Аллах Всемогущий и Великий окажет Свою величайшую помощь Своим верующим рабам в тот День, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, а получит её лишь тот, кто предстанет пред Аллахом со здравым сердцем. Из всего сказанного следует, что терпение является лучшим из того, что Аллах дарует человеку, и прав был посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказавший:
"...и никто не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение". [283] 18. Радость приходит на смену скорби. Иногда на человека обрушиваются всевозможные бедствия и испытания, и его положение может стать столь трудным, что им овладевает печаль и скорбь. Всё это является испытанием Аллаха, слава Ему, смысл которого состоит в том, чтобы верующий достойно преодолел путь, ведущий к раю. И если он успешнo выдержит испытание, будет проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха, о чём мы уже говорили, не раздражаясь и не впадая в отчаяние, помня о том, что всё это происходит в сил предустановления и предопределения Аллаха Всевышнего и соглашаясь с этим, то Аллах Всевышний позаботится о нём, развeет его скорбь, освободит его от любых затруднений и упасёт от любых страданий, что станет явной победой и великим успехов в обоих мирах. И в этом положении верующему и богобоязненному рабу станет ясно, что свет исходит из глубин тьмы и что дождь приносят с собой мрачные тучи, что все пережитые им печали вели к желанному благу, и что эти печали таили в себe радость, цель же всего этого состояла в том, чтобы искренний раб отрешился от всего, кроме Всемогущего и Великого Аллаха и сердцем своим был связан только со своим Творцом, убедившись в том, что всё в Его власти. И об этом говорит Всемогущий и Великий Аллах в нижеследующем аяте: "Неужели вы посчитали, что войдёте в рай (, не испытав) подобного тому, что постигло живших до вас? Обрушивались нa них тяготы и бедствия, и бывали они потрясены до такой степени, что посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: "Когда же (придёт) помощь Аллаха?" Поистине, помощь Аллаха близка". [284] И Аллах Всевышний сказал: "Он - Тот, кто ниспосылает дождь после того, как (люди) отчаялись, и кто распространяет милость Cвою." [285] Возможно, что ясно понять это поможет тебе содержание рассказа о Ка'бе бин Малике и двух его товарищах, да будет доволен ими Аллах, которые без уважительной причины не приняли участие в походе на Табук, за что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, велел людям объявить им бойкот. В результате этого их охватила такая скорбь, что, как было сказано в Коране:
... земля со всеми её просторами стала для них тесной, и сжались их души и они решили, что нет убежища от Аллаха, кроме (обращения) к Нему." [286] Однако потом пришло облегчение и была оказана милость: "Потом Он обратился к ним, чтобы они приносили покаяние (и впредь). Поистине, Аллах - Он Приемлюший покаяние, Милосердный!" [287] И об этом же повествуется в других аятах Корана, где приводятся рассказы об избавлении от скорбей пророков Аллаха и близких к Нему людей в те моменты, когда скорбь их достигала крайнего предела. А то, чем Аллах Всевышний почтил Своего пророка Мухаммада, салляллаху ‘алейхи уа саллям, и его сподвижников, да будет доволен им Аллах, также оказывавшихся в подобных обстоятельствах, заставляет нас полагаться на милость Всемогущего и Великого Аллаха и желать проявления Его щедрости каждый раз, когда на нас обрушиваются тяжкие бедствия, положение дохoдит до крайности и усиливается печаль. 19. Облегчение приходит на смену затруднению Ты видишь, что всё, о чём говорится в этом хадисе, взаимосвязано друг с другом. Так, затруднение вызывает скорбь, а облегчение становится причиной радости, но всё это требует терпения и стойкости, а вслед за этим придёт победа и успех. И всe это является проявлением милости и милосердия Аллаха Всевышнего по отношению к Его рабам, так как в силу установлени Аллаха облегчение следует за затруднением, иначе говоря, однo неотделимо от другого. Аллах Всевышний сказал: "И, поистине, после затруднения - облегчение, поистине после затруднения - облегчение." [288] . И поэтому Аллах Всевышний, слава Ему, не предписывав Своим рабам ничего, кроме лёгкого. Аллах Всевышний сказал: "Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения..." [289] И Аллах снял с них обязанности, связанные с трудностям. Аллах Всевышний сказал: "...и не создал Он для вас в религии никаких затруднений." [290]
Таким образом, слова Аллаха Всевышнего указывают на тo, что трудности и бедствия будут длиться не вечно, и если челове будет как должное принимать предопределённое Аллахом, слава Ему, неуклонно придерживаться Его велений и запретов, обращаться в поисках убежища только к Аллаху и полагаться лишь на Него, то Аллах заменит его затруднения на облегчение. Аллах Всевышний сказал: "И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно." [291] 20. О понимании этого хадиса Если верховое животное является сильным и сидящий на нём или его хозяин знает, что оно в состоянии поднять больше, одного человека, то он мог бы посадить позади себя ещё одного или нескольких человек в зависимости от его возможностей, если же ему известно, что подобное будет животному не под силу, то делать это хозяину непозволительно. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ЭТОМ ХАДИСЕ 1 -Лучше всего, если учитель будет привлекать к себе внимание ученика ещё до начала процесса обучения, давая ему понять что он хочет чему-то научить его, чтобы это оказало на него более сильное воздействие, его стремление к знанию возросло и он воспринимал его с охотой. 2 -Тому, кто не отступает от истины и призывает к ней, побуждает к одобряемому шариатом или удерживает от отвергаемого им, не повредят ни козни притеснителей, ни хитрости лживых врагов Аллаха. 3 - Мусульманин должен проявлять повиновение, отказываться от совершения отвергаемого, побуждать к одобряемому шариатом и удерживать (других) от отвергаемого им, не прислушиваясь к тем маловерам, которым недостаёт убеждённости и которые запугивают его возможными последствиями, так как то, что было предопределено человеку, неизбежно должно с ним случиться. Хадис 19. Передают со слов Абу Мас'уда Укбы бин Амра аль-Ансаи аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллахa (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Поистине, дошло до людей из слов первого пророчествa (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь". [292] ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Поскольку слово "стыд" /хаййа /означает отказ человека от совершения порицаемого, ощущение отвращения к этому и воздержание от совершения чего-либо из страха перед последующим порицанием, то призыв к восприятию такого нравственного качества как стыдливость и неуклонному следованию ему равнозначен призыву к отказу от всего греховного и дурного. С другой стороны, стыдливость является одним из благих качеств, к которому стремятся люди, считая отсутствие стыдливости недостатком и изъяном. Кроме того, стыдливость указывает на совершенство и полноту веры, что подтверждается приводимыми аль-Бухари и Муслимом хадисами, в которых сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "...а стыдливость (является одним из) ответвлений веры", - и что он, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Стыдливость не приносит с собой ничего, кроме блага". Более того, во всех установлениях и указаниях ислама содержится конструктивный призыв к благу и истине, а также горячее и искреннее побуждение к отказу от всего того, что навлекает порицание. Именно поэтому имам ан-Навави, да помилует его Аллах Всевышний, и выбрал этот хадис в числе прочих сорока хадисов и сказал о нём так: "Этот хадис является одной из основ ислама, то есть - основ его установлений. Он указывает на то, что веления шариата относятся к категории обязательного /ваджиб/ и рекомендуемого/ман'дуб/, от выполнения чего отказываться стыдно, нерекомендуемое шариатом /манхи/ относится к категории запретного /хaрам/ и неодобряемого /макрух/, совершение чего является постыдным, что лее касается дозволенного /мубах/, то стыдиться его совершения допустимо, как допустимо стыдиться и отказа от совершения этого. Таким образом, данный хадис включает в себя пять установлений ". ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ 1. Наследие пророков Стыдливость лежит в основе достойных нравов и являетеся наиболее сильной побудительной причиной к совершению благого и отказу от совершения дурного. Вот почему это наставлeние относится к той части наследия или же наставлений первы пророков, которые впоследствии не были отменены, и люди пoлучали это в наследство от посланников, передавали его друг другу из века в век и придерживались его духа до тех пор, пока оно не дошло и до мусульманской общины. Однако если нашa община определённо унаследовала что-то от всех пророков посланников, как пожелал того Высокий и Всемогущий Аллах на что ясно указано в благородном Коране, это значит, что мы обязаны проявлять стыдливость, которой наделил нас Алла Всевышний, и стараться вырабатывать в себе это качество, чтoбы было видно, что наследие всех пророков всегда присутствует среди нас, наполняя жизнь и души людей благом и истиной, пока Аллах не наследует землю и всех тех, кто на ней обитает
2. Смысл этого хадиса Наши выдающиеся улемы указывали, что данный хадис можно толковать трояко, и ниже мы разъясним, в чём состоит суть этих толкований. ПЕРВОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Здесь содержится веление с оттенкок угрозы, будто пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), говорит: если у тебя нет стыда, то делай, что хочешь, но воздаяние Аллаха, слава Ему, поистинe будет суровым. Подобное веление в форме обращения к неверным содержится и в благородном Коране, где Аллах, слава Ему, говорит: "... делайте, что хотите..." [293] ВТОРОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Веление в смысле сообщения наподoбие слов пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): "Пусть тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, займёт своё место в огне". То есть: займи. В этом случае значение хадиса будет таким: стыд удерживает от совершения мерзкого, а тот, кто ничего не стыдиться, будет делать, что хочет, и совершать всё непристойное и порицаемое. ТРЕТЬЕ ЗНАЧЕНИЕ: Веление в смысле объявления дозволенным. В этом случае значение хадиса будет следующим: если ты не стыдишься делать что-либо ни перед Аллахом, ни перед людьми, то делай это, так как это дозволено, ведь то, что не запрещено шариатом, является дозволенным. Вероятнее всего, что правильным следует считать первое толкование, несмотря на то, что имам ан-Навави, да помилует его Аллах Всевышний, отдавал предпочтение третьему, а некоторые улемы считали правильным второе. 3. Два вида стыдливости è - а - Первым является врождённая стыдливость, иными словами, не благоприобретённое качество, а то, что присуще человеку изначально. Тот, кто им отличается, возвышается до высших проявлений нравственности, способностью к чему Аллах наделяет некоторых Своих рабов от рождения. Человек, которому присуща врождённая стыдливость, отказывается от совершения грехов, не делает ничего мерзкого и не проявляет дурных свойств своего характера. Именно поэтому стыдливость и является источником блага и одним из ответвлений веры, а пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Стыдливость (является одним из) ответвлений веры". Сам же посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), отличался большей стыдливостью, чем молодая девушка, сидящая за занавеской. Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Ощущающий стыд скрывается, скрывающийся придерживается благочестия, а придерживающийся благочестия находится в безопасности ". è - б - Вторым является стыдливость благоприобретённая, то есть такая стыдливость, которая вырабатывается благодаря познанию Аллаха, Его величия и того, что Он близок к Своим рабам, что Он, слава Ему, взирает на них и знает о вероломстве глаз и том, что таят в себе сердца. Мусульманин, стремящийся к обрeтению стыдливости такого рода, обретает высшие качества веры и поднимается к высшим ступеням чистосердечия. Такая стыдливость может возникнуть благодаря способности видеть благодеяния Аллаха Всевышнего и ощущению того, что благодарность, воздаваемая Ему за это, недостаточна. Передают со слов Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Стыдиться Аллаха значит беречь голову и то, что она хранит в себe, и беречь чревo и то, что оно содержит в себе, помнить о смерти и испытаниях. Желающий мира вечного с называется от украшений мира этого, и кто поступает так, то и стыдится Аллаха" [294] Если же душа человека лишена благоприобретённой стыдливости, а сердце его лишено стыдливости врождённой, то ничто не будет удерживать его от совершения мерзких и низких пoступков, и он уподобится одному из неверующих шайтанов и числа людей и джиннов. 4. О том, какая стыдливость достойна порицания Когда стыдливость удерживает человека от мерзостей и пoроков, она является похвальным нравственным качеством, пoскольку она делает веру совершенной и не приносит с собой ни чего, кроме блага. Когда же стыдливость выходит за пределы разумного, приводит человека к беспокойству и замешательству, душа его воздерживается от совершения того, чего стыдиться не следует, тогда она становится качеством, достойным порицания поскольку это неуместная стыдливость и застенчивость, мешающая получению знания и обретению своего удела. Кто-то сказал, что неуместная стыдливость является признаком слабости человека. Сообщается, что Бишр бин Ка'б аль-Адави сказал Имрану бин Хусайну, да будет доволен им Аллах: "Поистине, в некоторых книгах мы находим, что стыдливость приводит к спокойствию и помогает достойно вести себя перед Аллахом, и там же написано, что стыдливость приводит к слабости ". Услышав это, Имран разгневался и сказал: "Я передаю тебе слова посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а ты противоречишь ему!" Из слов Имрана, да будет доволен им Аллах, ясно, что говоря о похвальной стыдливости, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), подразумевал такое качество, которое побуждает к совершению прекрасного и отказу от мерзкого. Если же говорить о слабости, которая приводит к ущемлению каких-либо прав Аллаха или же прав Его рабов, то источником её является не стыдливость, а бессилие и малодушие. 5. Стыдливость женщины-мусульманки Женщина-мусульманка украшает себя стыдливостью и вместе с мужчиной участвует в обустройстве земли и воспитании молодого поколения, в чём свою роль играет чистота её здравой женской природы. Указание на это имеется в благородном Коране, где Аллах Всевышний рассказывает об одной из двух дочерей Шуайба, мир ему, пришедшей позвать Мусу, мир ему. Аллах Всевышний сказал: "И тогда одна из (двух девушек снова) пришла (к нему), стесняясь, и сказала: "Мой отец зовёт тебя, чтобы отдать тебе плату эа то, что ты напоил (наших овец) для нас." [295] Она пришла к нему по поручению своего отца, двигаясь так, как следует ходить добродетельной и чистой девушке, когда она втречает мужчин. Её поведение не имеет ничего общего с нескромностью, желанием выставить напоказ свою красоту, похвальбой или попытками обольщения. Она не только проявляет явную стыдливость в походке, но и говорит ясно и без запинка Вести себя таким образом внушает ей чистая и здравая природа, поскольку добродетельная девушка испытывает естественш стыд, когда ей приходится встречаться с мужчинами и разговаривать с ними, однако, с другой стороны, в силу своей чистоты и прямоты она не испытывает того волнения, которое вводит в соблазн и возбуждает, но говорит ясно ровно настолько, насколько это необходимо. Что же касается женщины, которую в прошлом характеризвали как ловкое существо, способное выйти сухим из воды, женщины, о которой сегодня говорят, что она ведёт себя как мужчина, ходит без покрывала, выставляет себя напоказ и общается с посторонними мужчинами в тех случаях, когда в этом нет необходимости с точки зрения шариата, то о таких можно сказать, что они не получили воспитания в школе Корана и ислама и променяли стыд и покорность Аллаху Всевышнему на бесстыдство, ослушание и порочность, совершив то, к чему подталкивали враги Аллаха, и прийдя к гибели в обоих мира 6. Плоды стыдливости К числу плодов стыдливости относится добродетель. Если человек во всех своих делах не отступает от стыдливости, это значит, что добродетель его является врождённой, а не благоприобретённой. И к числу плодов стыдливости относится также верность. А Ахнаф бин Кайс сказал: "Никогда не уживаются в человеке два (свойства): лживость и мужественность". Плодами мужествености являются правдивость, верность, стыдливость и добродетель. 7. Противоположность стыдливости Противоположностью стыдливости является бесстыдство. Это порочное качество, так как оно побуждает человека безоглядно предаваться дурному, не обращая внимания на порицания и упрёки, и в конце концов он доходит до открытого совершения дурного. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Все (члены) моей общины будут избавлены, кроме совершающих (дурное) открыто". Того, кто проявляет своё невежество открыто и не стесняясь ни Аллаха, ни людей, удержать от этого могут только суровое наказание и применение силы, поскольку среди людей есть такие, которые испытывают чувство страха, не испытывая чувства стыда, и это неудивительно, ведь бесстыдство есть отклонение от здравой человеческой природы. 8. Обязанность родителей и воспитателей В исламском обществе родители и воспитатели обязаны прилагать все усилия ради возрождения такого качества как стыдливость, применяя испытанные методы воспитания. Они включают в себя наблюдение за поведением и поступками детей и исправление всего того, что противоречит такому достоинству как стыдливость, выбор для них праведных товарищей и удаление товарищей дурных, умение направлять детей к выбору полезных книг и удалять их от разлагающего влияния абсолютного большинства фильмов и театральных постановок с их базарным языком. 9. Этот хадис указывает нам на то, что в стыдливости нет ничего, кроме блага, а поэтому в том человеке, в котором много стыдливости, много и блага и наоборот. 10. Не следует проявлять стыдливость ни при обучении установлениям религии, ни в процессе поисков истины, ведь Аллах Всевышний сказал: "...а Аллах не стыдится истины." [296] Хадис 20. Сообщается, что Абу Амр (или Абу Амра) Суфйан бин Абдуллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды) я попросил: "О посланник Аллаха, скажи мне в исламе такие слова (, чтобы после этого) я уже не спрашивал о нём никого другого ". Он сказал: "Говори: "Я уверовал в Аллаха ", - а потом придерживайся прямоты". [297] ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА Этот хадис является одним из удивительных примеров немногочисленных, но полных смысла слов, способностью произнесения которых был наделён только посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Несмотря на краткость своего ответа человеку, задавшему этот вопрос, он сумел вместить в два слова все основы ислама: вера и прямота. Известно, что ислам есть признание единственности Аллаха /таухид/ и повиновение /ита'а/. Таухид достигается путём признесения слов: "Я уверовал в Аллаха", - а к повиновению приходят благодаря прямоте, под которой подразумевается исполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запрещаемого Им. Составной частью этого являются действия сердца и тела, имеющие отношение к вере, чистосердечию и исламу. Аллах Всевышний сказал: "Придерживайтесь же прямоты по отношению к Нему, и молите Его о прощении..." [298] ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ 1. Что такое прямота? Слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): "Говори: "Я уверовал в Аллаха", - а потом придерживайся прямоты", - и его слова, приводимые в другой версии этого хадиса: "Скажи: "Господь мой - Аллах ", - а потом придерживайся прямоты", - имеют непосредственное отношение к словам Аллаха Всевышнего: "Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш - Аллах", - а потом придерживался прямоты, нисходят ангелы (, возвещая): "Не бойтесь, и не печальтесь..." [299] - а также к другим Его словам: "Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш - Аллах", - а потом придерживались прямоты, нечего бояться и не станут они печалиться." [300] Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, дал словам Аллаха Всевышнего "....а потом придерживались прямоты..." следующее толкование: "Они ничему не поклонялись наряду с Аллахом ". Сообщается также, что он сказал: "Они не обращались ни к какому иному богу ". Сообщается также, что он сказал: "(Это значит): а потом твердо стояли на том, что Аллах - Господь их". Сообщается, что однажды Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прочитал с минбара аят: "Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш - Аллах", -. потом придерживались прямоты...", - а потом сказал: "Они неуклонно держались повиновения Аллаху, не изворачиваясь подобнo лисе". Все эти высказывания подразумевают собой прямоту как отсутствие отклонений от совершенного единобожия. Аль-Кушайри сказал: "Прямота есть такая ступень, достижение которой позволяет прийти к совершенству в делах и благoдаря которой достигается и упорядочивается всё благое, а устремления того, кто прямоты не придерживается, пропадают зря и усердие его оказывается тщетным ". Кто-то сказал: "Прямоты могут придерживаться только великие люди, поскольку прямое является отказом от привычного, иными словами, не имеющее отношения к религии и искренним предстоянием пред Аллахом Всевышним". Аль-Васити сказал: "Это такое качество, благодаря которому всё достойное достигает своего совершениства ". Ибн Раджаб сказал: "Прямота есть движение по прямому пути и это - исповедание правильной религии безо всяких отклонений направo или налево. И это подразумевает собой исполнение всех явных тайных религиозных обязанностей, а также отказ от всего запрeтного ". Таким образом, это наставление пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), объединило в себе указания на все качества блага. 2. Прямота не может быть идеальной Если прямота подразумевает собой высшую ступень совершенства познания и состояния, чистоту сердец, проявляющуюся в словах и делах, и свободу убеждений от глупых нововведений и заблуждений, это значит, что человек никогда не сможет придерживаться прямоты в полном смысле этого слова. На своё пути к прямоте он обязательно должен допускать какие-либо упущения, на что указывают слова Аллаха Всевышнего: "Придерживайтесь же прямоты по отношению к Нему, и молите Его о прощении." [301] - поскольку веление просить прощения говорит о неизбежности недостатков и обязательности покаяния и возвращения к прямоте. На это же указывают и слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приводимые в хадисе, переданном имамом Ахмадом и Муслимом: "Придерживайтесь прямоты, что вам никогда не удастся (в полной мере), - а также другие его слова из хадиса, приводимого аль-Бухари и Муслимом: "...придерживайтесь же правильного /саддиду/, и приближайтесь.." Правильное - /садад/ есть подлинная прямота, иными словами, правильность всех слов, действий и преследуемых целей, что подобно действиям человека, стреляющего в цель и поражающего её. 3. Прямота сердца В основе прямоты лежит прямота сердца, не отклоняющегося от единобожия, что соответствует тому значению прямоты, о котором мы уже говорили выше. Когда сердце начинает придерживаться прямоты в познании Аллаха и страхе перед Ним, в почитании Аллаха, благоговении перед Ним и любви к Нему, в желании, связанном с Ним, надеждах, возлагаемых на Него, и мольбах, обращаемых к Нему, в уповании на Него и отстранении от всего прочего, то и все остальные части тела тоже начинают неуклонно придерживаться прямоты в повиновении Аллаху. Причина здесь в том, что сердце - это правитель всех остальных частей тела, которые являются его воинами, и если правитель будет придерживаться прямоты, то за ним последуют и его воины и подданные. Сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "И есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, портит и всё тело, и, поистине, это - сердце" [302] 4. Прямота языка. После сердца из всех частей тела прямоты необходимо придерживаться прежде всего языку, являющемуся выразителем егo желаний. Эта мысль подтверждается содержанием хадиса, в кoтором сообщается, что один из сподвижников пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "(Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, что является для меня самым страшным?",- и тогда он взялся рукой за свой язык". [303] Передают со слов Анаса, да будет доволен Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Не станет прямой вера раба, пока не придёт к прямоте сердце, а сердце его не придёт к прямоте до тех пор, пока станет прямым его язык". [304] А со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передают, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "Когда человек поднимается ото сна утром, все части б тела покорно обращаются к языку и говорят: "Бойся Аллаха ради нас, ибо мы зависим от тебя, и если ты будешь прямым, и мы станем придерживаться прямоты, а если ты искривишь то и мы будем кривыми!" [305] 5. В чём польза прямоты? Прямота означает стойкость, победу, мужество и успех в сражении повиновения со страстями и желаниями, и поэтому придерживающиеся прямоты заслуживают того, чтобы к ним нисходили ангелы уже в этом мире, чтобы удалить от них страхи и печали, порадовать вестью о рае и объявить им о том, что они на их стороне в обоих мирах, ведь Аллах Всевышний сказал: "Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш - Аллах", - а потом придерживался прямоты, нисходят ангелы(, возвещая): "Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|