А человека попроси, и ты разгневаешь его.
10. Просьбы, обращаемые не к Аллаху, оборачиваются унижением Когда людей просят о чём-либо, они либо дают, либо отказывают, и если они дают, то попрекают, если же отказывают, то унижают просителя. Всё это причиняет боль душе мусульманина, огорчает и унижает его, затрагивая его честь. Вот почему когда люди клялись пророку, салляллаху ‘алейхи уа саллям, в верности исламу, он часто брал с них обещание ни о чём не просить людей, и целая группа его сподвижников поклялась ему в этом. Среди них были Абу Бакр ас-Сиддик, Абу Зарр, Саубан и Ауф бин Малик, да будет Доволен ими Аллах, и поэтому даже когда кто-нибудь из них ронял плеть или поводья своего верблюда, то ни один из этих людей никого не просил подать ему это.[239] 11. Обращение за помощью к Сильному, победить Которого невозможно За помощью обращаются только к сильному, который способен оказать помощь, а раб Аллаха нуждается в помощи абсолютно во всём. Оказывать такую помощь способен только Аллах, слава Ему, а все остальные не в состоянии ни отвратить от самих себя вреда, ни принести себе пользы. В полном смысле слова помощь будет оказана тому, кому поможет Аллах, а тот, кому Он её не окажет, останется вообще без помощи, ведь Аллах Всевышний сказал: "Если Аллах станет помогать вам, то никто не победит вас, если же Он оставит вас без помощи, то кто же окажет вам помощь кроме него". [240] Более того, и сами сердца рабов находятся во власти Аллаха, который делает с ними, что пожелает, и это Он направляет рабa к тому, чтобы тот оказал помощь кому-либо или отказал в ней. Вот почему следует обращаться к Тому, кто всё приводит в движение в истинном смысле этого слова, то есть - к Аллаху, слава Ему, который дарует и лишает, который оказывает благодеяния и милости и полагаться на которого достаточно, ведь Аллаx Всевышний сказал:
"И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточнo" [241] Так пусть же только к Нему обращаются во всём, ибо в Коране сказано: "Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи." [242] 12. Обращение за помощью не к Аллаху Всевышнему является проявлением слабости Обращение за помощью подразумевает собой признание обращающимся собственной слабости, нужды и бедственного положения. Однако выказывать подобные самоунижение и нужду можно только перед Аллахом, поскольку именно в этом и состоит суть поклонения, если же обращаются не к Аллаху Всевышнему, то это превращается в бесполезное унижение. Кроме того, обращение за помощью является признанием способности того, кого о ней просят, осуществить желание просителя и привести его к цели, или принести ему какую-то пользу или отвести от него вред, однако это не под силу никому, кроме Всемогущего и Великого Аллаха, а тот, кто думает иначе, окажется в убытке и понесёт потери. Обращающийся за помощью к рабу опирается на нечто ненадёжное, а Аллах Всевышний сказал: "Если Аллах причинит тебе вред, то никто не избавит тебя от этого, кроме Него, а если пожелает (даровать) тебе благо, то никто не отвратит Его милости." [243] Аллах Всевышний также сказал: "Никто не (в силах) удержать ту милость, которую Аллах оказывает людям, а то, что Аллах удержит, после Него никто не (в силах) будет послать." [244] 13. Вера в предустановление и предопределение вселяет спокойствие Верующий раб, который верит в то, что Аллах Всевышний хранит его и оказывает ему поддержку, и во всём полагается только на Него, уже не беспокоится о том, что станут предпринимать люди или любые иные сотворённые существа. Более того, он обязан знать, что всё хорошее и дурное случается только в соответствии с предопределением Аллаха и что польза и вред зависят только от Его желания и больше ни от кого.
Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Всё - от Аллаха." [245] Что же касается рабов Аллаха, то они могут служить только причинами для собственного наказания или получения награды. Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "...и знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтoбы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом..." А Аллах Всевышний сказал: "И если Аллах причинит тебе вред, то не будет избавителя от этого, кроме Него, если же Он дарует тебе благо, то - Он ведь всё может." Таким образом, никто не может причинить тебе вреда, есл это не было предопределено Аллахом, ибо, поистине, в подобном случае Аллах Всевышний, слава Ему, отвратит его от тебя. То же самое относится и к пользе, так как если кто-нибудь посулит сделать для тебя что-нибудь полезное, он не сможет выполнить своё обещание, если Аллах Всевышний, слава Ему, не пoжелает этого. Аллах Всевышний сказал: "Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это было в Книге до того, как Мы сотворили это" [246] Сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "У каждой вещи есть истинная суть, и не придёт раб к истинной сути веры, пока не узнает, что постигшее его не могло обойти его стороной, а то, что обошло его стороной, не могло постичь его". [247]
14. Вера в предустановление и предопределение придаёт смелости и отваги После того, как было установлено, что полезное и вредное предопределено, и с человеком может случиться лишь то, о чём было заранее известно Всемогущему и Великому Аллаху, верующий должен без колебаний устремляться к тому, что велел делать Аллах, и говорить истину, даже если его слова будут направлены против него самого, не боясь порицания порицающего ради Аллаха. И он должен быть смелым, не страшась смерти, не рассчитывая остаться в живых и с полной уверенностью повторяя то, что сказано в Коране: "Скажи: "Не постигнет нас ничто, кроме предопределённого нам Аллахом. Он - наш Покровитель, и на Аллаха пусть уповают верующие." [248]
- так как человек неизбежно приходит к тому, что ему было предопределено свыше. Аллах Всевышний сказал: "Где бы вы ни были, настигнет вас смерть, даже если окажетесь вы в высоко вознесённых башнях". [249] 15. Вера, а не подчинение, упование, а не самоуспокоенность Вера в предустановление и предопределение в вышеупомянутом смысле слова служит указанием на несостоятельность утверждений малодушных и бессильных людей, идущих на поводу у своих страстей и желаний, которые объясняют свои отклонения, заблуждения и упорство в ослушании тем, что это было предопределено Аллахом Всевышним. Аллах Всевышний, который велел нам верить в Его предустановление и предопределение, велел нам также и действовать. Аллах Всевышний сказал: "И скажи: "Действуйте, а Аллах... увидит дела ваши..." [250] Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который является для нас примером во всём, разъяснил нам, что мусульманин должен использовать всевозможные средства, действуя и прилагая усилия. Если же человек не ищет путей достижения цели, ссылаясь нa предопределение, это значит, что он не повинуется Аллаху Всевышнему и Его посланнику, салляллаху ‘алейхи уа саллям, и поступает вопреки установлениям шариата. Дело в том, что отказ от поиска средств свидетельствует о самоуспокоенности и лени, а это в исламе нe приветствуется. Если же говорить о поиске средств с целью достижения каких-либо результатов в сочетании с опорой только на Аллаха Всевышнего, то это и является упованием и вeрой. Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал: "Действуйте, а каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан", [251] 16. Терпение приводит к победе Жизнь человека состоит из множества всевозможных сражeний, в которых он оказывает сопротивление многочисленным и разным врагам, и победа в этих сражениях зависит от степени его терпения. Через терпение лежит путь к достижению желаемого и оно является эффективным оружием, позволяющим одолевать всевозможных тайных и явных врагов. Этим и объясняется то, что Всемогущий и Великий Аллах сделал терпение средством испытания Своих рабов в этой жизни с целью отделения отвратительного от благого, а правдивого и глубоко убеждённого человека - от лицемера, испытывающего сомнения.
Аллах Всевышний сказал: "И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать (, кто) из вас будет сражаться и терпеть, и Мы откроем то, что говорят о вас." [252] Аллах Всевышний также сказал: "Непременно подвергнетесь вы испытаниям (, которые коснутся) вашего имущества и вас самих, и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного, но если вы станете терпеть и придерживаться благочестия, поистине, это будет от решимости в делах" [253] Здесь речь идёт о тех делах, на которые должен решиться и к которым должен приучить себя каждый разумный человек, поскольку этим делам присуще совершенное достоинство и благородство. О благочестивых, богобоязненных и правдивых Всевышний сказал так: "..и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности" [254] В соответствии с одним из определений, терпение есть спoсобность сдерживать душу, иначе говоря, подчинять её требовавaниям разума и шариата. Кроме того, сдерживать душу значив запрещать ей то, от чего требуют отказаться разум и шариата Перечитав соответствующие аяты Корана и хадисы избранного посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям, мы увидим, что слово терпение встречается очень часто и везде оно употребляется в вышеупомянутой смысле и подразумевает одно и то же, а именно - достижение успеха и победы. Речь идёт о нижеследующих случаях употребления этого слова: è - а - Проявление терпения в повиновении и отказе от ослушания. Совершение того, что велел делать Аллах Всевышний, и отказ от запрещённого Им является повинностью, и нет сомнения в том, что выполнение её сопряжено с определёнными затруднениями для человеческой души. Это, в свою очередь, требует приложения усилий, чтобы человек получил возможность одержат победу над своими истинными врагами, коими являются душа, страсти и шайтан. Аллах Всевышний сказал: "...поистине, душа влечёт ко злу..." [255] Аллах Всевышний также сказал: "..и не следуй страстям, ибо они собьют тебя с пути Аллаха." [256] Аллах Всевышний также сказал: "Поистине, шайтан ваш враг..." [257] Эти скрытые враги предстают перед человеком, начиная соблазнять его, разукрашивая для него то, чего он желает, и внушая ему отказаться от повиновения и склониться к ослушанию. Эти враги неизменно проявляют упорство в своиx действиях и не испытывают ни утомления, ни усталости. Из этoго следует, что человеку необходимо прилагать определённыe усилия, чтобы одержать над ними победу, побуждая свою душу к подчинению и подчиняя свои желания установлениям Всемогущего и Великого Аллаха. И всё это требует терпения, способности переносить трудности, борьбы и проявления усердия, ведь Аллах Всевышний сказал:
"Следуй тому, что ниспосылается тебе в откровении, и терпи, пока Аллах не примет решения..." [258] Аллах Всевышний также сказал: "(Oн -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение в поклонении Ему." [259] Что же касается пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям, то он сказал: "...а сражающимся (на пути Аллаха) является тот, кто сражается с собственной душой (, не отступая от) повиновения Аллаху." [260] Не приходится сомневаться в том, что человек, которому удаётся удерживать свою душу в рамках того, что угодно Аллаху Всевышнему, не выходить из повиновения Ему и избегать ослушания, одержал верх над своим скрытым врагом и победил собственную душу, шайтана и свои страсти. С такой победой не сравнится никакая другая победа, поскольку благодаря ей человек получает возможность владеть собой и освобождается от плена страстей, желаний и наущений шайтана. И если это сражение со скрытым врагом закончится победой над ним, истина воссияет в груди верующего, его сердце озарится и он встанет на путь, ведущий к Всемогущему и Великому Аллаху, который сказал:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|