Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прием перевозчиком груза к перевозке и обеспечение




Его сохранности

 

Перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей (ст. 3 КДПГ).

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки (п. 1 ст. 17 КДПГ).

Когда перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки (п. 1 ст. 23 КДПГ).

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или же при отсутствии и той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества (п. 2 ст. 23 КДПГ), однако размер возмещения не может превышать 8,33 расчетных единиц (СПЗ)[41] за кг недостающего веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ)[42].

Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит (п. 4 ст. 23 КДПГ).

Сумма, указанная в п. 3 ст. 23, переводится в национальную валюту государства, суд которого рассматривает данное дело на основе стоимости этой валюты в день вынесения решения или в день, устанавливаемый сторонами по договоренности.

Выраженная в специальных правах заимствования стоимость национальной валюты государства, являющегося членом Международного валютного фонда (МВФ), исчисляется в соответствии с методом оценки, используемым МВФ в данный момент по своим операциям и сделкам.

Выраженная в специальных правах заимствованная стоимость национальной валюты государства, которое не является членом МВФ, исчисляется с помощью метода, устанавливаемого этим государством (п. 7 ст. 23 КДПГ)[43].

Тем не менее, государство, не являющееся членом МВФ, и национальное законодательство которого не позволяет применить положения п. 7 ст. 23, может при ратификации или присоединении к Протоколу к КДПГ или в любое время впоследствии заявить, что предусмотренный в п. 3 ст. 23 предел ответственности, применяемый на его территории, составляет 25 расчетных единиц (п. 8 ст. 23 КДПГ).

В случае повреждения груза перевозчик оплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза, рассчитываемую по стоимости груза, установленной с требованиями п. 1, 2, 4 ст. 23 (п. 1 ст. 25)[44]. В случае объявления ценности груза[45] при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в ст. 23, 24, 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано (п. 2 ст. 26 КДПГ).

Правомочное по договору лицо может потребовать уплаты процентов на сумму, подлежащую возмещению[46]. Проценты эти исчисляются из расчета 5% годовых со дня передачи перевозчику письменной рекламации или же, если таковой не последовало, со дня подачи иска (п. 1 ст. 27).

Перевозчик освобождается от ответственности[47], если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17). Перевозчик не может ссылаться для сложения с себя ответственности ни на дефекты транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, ни на вину лица, у которого был взят в аренду автомобиль, или агентов последнего (п. 3 ст. 17).

С учетом п. 2 и 5 ст. 18 перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности[48], когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств (п. 4 ст. 17 КДПГ)[49]:

a) использованием открытых или неукрытых транспортных средств, специально оговоренных и указанных в накладной[50];

b) отсутствием или повреждением упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их;

c) перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;

d) природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, обусловленных их природой, полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавлению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов[51];

e) недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;

f) перевозкой животных[52].

В случаях, когда согласно применяемому закону в связи с потерей, повреждением или просрочкой в доставке, происшедшими при выполнении подпадающей под КДПГ перевозки, может быть предъявлено внедоговорное требование[53], перевозчик может сослаться на положения КДПГ, исключающие его ответственность или определяющие или ограничивающие подлежащие уплате возмещения (п. 1 ст. 28 КДПГ).

Перевозчик не вправе ссылаться на положения ст. 17 - 28, которые или ограничивают его ответственность или переносят бремя доказательства на другую сторону, если ущерб был вызван его злоумышленным поступком или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку (п. 1 ст. 29 КДПГ)[54].

Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком (п.1 ст. 9 КДПГ), поэтому при принятии груза, с одной стороны, отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком содержимого грузовых мест, массы брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения (п.3 ст. 8 КДПГ), а, с другой стороны, перевозчик обязан проверить: правильность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; а также внешнее состояние груза и его упаковки (п.1 ст. 8 КДПГ), сверив его факти­ческие характеристики с указанными в документах на груз (п. 7 - 11 накладной СМR). При этом перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (п.3 ст. 8 КДПГ).

Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить точность записей, он должен вписать в накладную (п. 18) обоснованные оговорки, что груз принят без проверки количества мест (массы груза) или состояния. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (п.2 ст. 8). Несмотря на это отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и любые расходы, вызванные поврежденной упаковкой груза.

При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком, а число грузовых мест, их маркировка и номера соответствуют указаниям накладной (п.2 ст. 9).

До передачи груза перевозчику грузоотправитель обязан представить ему необходимые документы и сообщить все сведения, нужные для прохождения таможенных и других формальностей (п. 1 ст. 11 КДПГ).

Пе­ревозчик не проверяет правильность этих документов и их полноту, за все последствия отсутствия или неправильного оформления этих документов несет ответственность грузоотправитель (п. 2 ст. 11 КДПГ).

Однако пере­возчик несет ответственность за неправильное использование доку­ментов или их потерю, однако сумма причитающегося с него возмещения не должна превышать ту, которая подлежала бы уплате в случае потери груза (п. 3 ст. 11 КДПГ).

Если по какой-либо причине выполнение договора на определенных в накладной условиях является или становится невозможным до прибытия груза к предусмотренному месту доставки, перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно ст. 12 (п. 1 ст. 14 КДПГ). Если же обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, отличных от предусмотренных в накладной, и если перевозчик не смог своевременно получить инструкций от лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно ст. 12, перевозчик должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах лица, имеющего право распоряжаться грузом (п. 2 ст. 14 КДПГ).

Если после прибытия груза на место назначения возникают препятствия к его сдаче, перевозчик должен запросить инструкции у отправителя (п. 1 ст. 15 КДПГ).

В условиях, указанных в п. 1 ст. 14 и в ст. 15, перевозчик может немедленно выгрузить груз за счет лица, правомочного по договору; после такой выгрузки перевозка считается законченной. В таком случае перевозчик осуществляет хранение груза. Он может, однако, доверить хранение груза какому-либо третьему лицу и в этом случае несет ответственность лишь за осмотрительный выбор этих третьих лиц. Груз остается при этом обремененным лежащими на нем договорными обязательствами, вытекающими из накладной, и всеми прочими расходами (п. 2 ст. 16 КДПГ).

Перевозчик имеет право на возмещение расходов, вызванных запросом инструкций или выполнением полученных инструкций, поскольку эти расходы не являются следствием его собственной вины (п. 1 ст. 16 КДПГ).

Если перевозчик не может выполнить полученные им инструкции по причине указанных в п. 5 b) положений ст. 12 КДПГ (нарушается ход нормальной работы предприятия перевозчика), он должен немедленно сообщить об этом лицу, которым были даны инструкции (п. 6 ст. 12 КДПГ).

Перевозчик, не выполнивший инструкций, которые были ему даны в условиях, указанных в ст. 12, или подчинившийся таким инструкциям, не потребовав представления ему первого экземпляра накладной, несет ответственность перед правомочным по договору лицом за понесенный таким образом ущерб (п. 7 ст. 12 КДПГ).

Перевозчик может продать груз[55], не выжидая инструкций от правомочного по договору лица, если груз является скоропортящимся или если того требует его состояние, или же если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью.

В других случаях перевозчик может также продать груз, если в надлежащий срок им не будет получено от правомочного по договору лица противоположных инструкций, выполнение которых может быть справедливо потребовано (п. 3 ст. 16 КДПГ).

В случае продажи груза вырученная сумма, за вычетом лежащих на грузе и подлежащих уплате расходов, должна быть передана в распоряжение правомочного по договору лица. Если расходы превосходят выручку, перевозчик имеет право получить причитающуюся ему разницу (п. 4 ст. 16 КДПГ).

Признается, что имела место просрочка, если груз не был доставлен в оговоренный срок или, при отсутствии оговоренного срока, если с учетом обстоятельств, в которых перевозка производилась, а в частности, при частичной погрузке, с учетом времени, необходимого для составления полной партии в нормальных условиях, фактическая продолжительность перевозки превышает время, необходимое при обычных условиях для выполнения перевозки добросовестным перевозчиком (ст. 19 КДПГ).

В случае просрочки с доставкой и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку[56] (п. 5 ст. 23 КДПГ).

Перевозчик может распоряжаться найденным грузом, соблюдая требования закона в месте нахождения груза, за отсутствием либо просьбы, указанной в п. 2 ст. 20 КДПГ, либо инструкций, данных в тридцатидневный срок, предусмотренный в п. 3 ст. 20 КДПГ, или же в случае, если груз был найден только по прошествии года со дня уплаты возмещения за его потерю (п. 4 ст. 20 КДПГ).

Если груз сдан получателю без взыскания наложенного на груз платежа, который должен был быть взыскан перевозчиком согласно условиям договора перевозки, перевозчик обязан выплатить отправителю компенсацию в сумме, не превышающей суммы такого наложенного платежа, без ущерба для своего права предъявить иск к получателю (ст. 21 КДПГ).

Опасные грузы, о характере которых перевозчик не был осведомлен с соблюдением условий, указанных в п. 1 ст. 22 КДПГ, могут быть в любой момент и в любом месте выгружены, уничтожены или обезврежены перевозчиком без всякого возмещения убытков за них; отправитель является, кроме того, ответственным за все расходы и убытки, вызванные передачей этих грузов для перевозки или их перевозкой (п. 2 ст. 22 КДПГ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...