Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за сохранность груза




 

В отечественном и международном автотранспортном пра­ве действует принцип «презумпции виновности» перевозчика, приняв­шего товар к перевозке (Рис.), означающее, что бремя доказательства своей невиновности в коммерческой неисправности груза лежит на перевозчике.

Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, действий или упущений отправителя или получателя, особых естественных свойств груза, из-за недостатков тары, незаметных при наружном осмотре груза.

При этом любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями с целью изменить или устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, считаются недействительными, если иное не предусмотрено Уставом (Ст.79 Проекта УАТ РФ).

В отечественном праве эта ситуация регулируется ст.796 ГК РФ (часть 1) и ст.132 УАТ РСФСР (ст.58 Проекта УАТ РФ): «Перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от них не зависело».

В Конвенции КДПГ, участником которой является Россия, сохранность груза регулируется статьями 17 и 18. При внутренних перевозках следует руководствоваться нормами отечественного права, имея в виду, что они соответствуют нормам международ­ного законодательства.

 

 

Рисунок. Действие международного и отечественного законодательства в отношении виновности перевозчика при сохранности груза

 

При приеме груза к перевозке водитель предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение или паспорт, а также доверенность на получение груза (Ст.10 Проекта УАТ РФ).

Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке для обеспечения безопасности движения, сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров.

При предъявлении грузов в таре или упаковке грузоотправитель обязан замаркировать каждое грузовое место в соответствии с Правилами перевозок грузов.

Груз, предъявленный грузоотправителем в состоянии, не соответствующем Правилам перевозок грузов, и не приведенный им в надлежащее состояние в согласованный сторонами срок, считается не предъявленным, и перевозчик вправе отказаться от выполнения договора перевозки грузов (Ст.11 Проекта УАТ РФ).

Перевозчик обязан проверить соответствие укладки и крепления груза требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности транспортного средства, а также сообщить грузоотправителю о замеченных недостатках в укладке и креплении груза, угрожающих его сохранности, которые последним должны быть устранены.

Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя во всех экземплярах товарно-транспортной накладной (ст. 51 УАТ РСФСР), один из кото­рых вручается грузоотправителю, поэтому грузы, не оформленные автотранспортными накладными, перевозчиком к перевозке не принимаются (ст.5 Проекта УАТ РФ).

При невыполнении требований об устранении недостатков в укладке и креплении груза перевозчик имеет право сделать отметку об этом во всех экземплярах накладной, а в случаях, угрожающих безопасности движения - отказаться от перевозки (Ст. 15 Проекта УАТ РФ).

За отказ от оформления или за неправильное оформление автотранспортной накладной грузоотправитель или грузополучатель уплачивает штраф равный 0,4 МРОТ с каждого указанного документа, если иное не предусмотрено соглашением сторон (Ст. 73 Проекта УАТ РФ).

За неправильное указание в накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику в результате предусмотренных настоящей статьей нарушений.

При сдаче грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов определение массы груза производится грузоотправителем как при перевозке грузов в крытых транспортных средствах, так и отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах, опломбированных грузоотправителем (ст.17 Проекта УАТ РФ), причем для грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в автотранспортной накладной грузоотправителем масса грузов и способ ее определения (ст. 16 Проекта УАТ РФ).

Согласно ст.17 Проекта УАТ РФ определение массы груза производится совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя, а на грузовых автостанциях (терминалах) перевозчика - совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузовой автостанции (терминала).

Для предъявления претензий к перевозчику при сдаче груза грузополучателем должны быть сде­ланы соответствующие записи в товарно-транспортных документах или составлен акт[33].

Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения с проверкой массы груза и количества грузовых мест производится в том же порядке, в каком грузы были приняты от грузоотправителя.

Грузы, прибывшие в исправных крытых транспортных средствах, отдельных секциях транспортных средств, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя - доказательство отсутствия вины перевозчика в несох­ранности перевозимого груза, выдаются грузополучателю без проверки массы и состояния груза, а также количества грузовых мест (ст.25 Проекта УАТ РФ, ст. 133 УАТ РСФСР, ст. 109 Транспортного устава железных дорог РФ, не упоминается в ГК РФ).

Сдача грузов перевозчиком в пункте назначения с проверкой массы груза, количества грузовых мест и состояния груза осуществляется в следующих случаях (ст.26 Проекта УАТ РФ):

Ø прибытие грузов в крытых АТС, отдельных секциях АТС, контейнерах и цистернах, принятых к перевозке без пломбы;

Ø прибытие груза в неисправных кузове АТС, отдельной секции транспортного средства, цистерне, контейнере или в исправном кузове, секции, цистерне, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;

Ø прибытие скоропортящегося груза с нарушением сроков доставки груза или установленного Правилами перевозок грузов температурного режима при перевозке.

При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы.

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не превышает погрешность измерений массы нетто такого груза, а также нормы естественной убыли (ст.26 Проекта УАТ РФ).

Если при проверке массы груза, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения обнаружены недостача, порча, повреждение груза или эти обстоятельства подтверждаются актом, составленным в пути следования, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза (ст. 28 Проекта УАТ РФ).

При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области.

Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.

Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.

Размеры возмещения ущерба из-за несохранной перевозки груза регулируются ст.135 УАТ РСФСР (ст. 61 Проекта УАТ РФ) (Таблица). В случае использования грузов, принятых перевозчиком к перевозке, для своих нужд возмещается стоимость груза в двойном размере [34].

Таблица

Размеры возмещения перевозчиком ущерба несохранности груза

 

Виды возмещений Размеры возмещений ущерба[35], вызванного утратой[36], недостачей или повреждением (порчей) перевозимого груза Примечание (для груза, сданного к перевозке с объявлением ценности)
Утрата или недостача груза В размере стоимости утраченного или недостающего груза[37] В размере объявленной стоимости утраченного груза или доли объявленной стоимости пропорциональной недостающей части груза
Порча или повреждение груза В размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости В размере суммы, на которую понизилась его объявленная стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его объявленной стоимости

 

Ст. 132 УАТ РСФСР и ст. 58 Проекта УАТ РФ приво­дят перечень обстоятельств, на которые может ссылаться пе­ревозчик в доказательство своей невиновности:

Ø вина грузоотправителя (грузополучателя), например, неверные инструкции (или отсутствие инструкций) грузоотп­равителя, которые надо было выполнять при перевозке;

Ø особые естественные свойства перевозимого груза, в результате которых прои­зошла его коррозия, самовозгорание, химические или биологические реакции;

Ø недостатки тары или упаковки, которые не могли быть заме­чены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или приме­нение тары, не соответствующей свойствам груза или установлен­ным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

Ø сдача груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке (особый ско­ростной режим, плавность движения) или хранении.

Кроме того, доказательствами невиновности перевозчика являются:

Ø целостность пломб грузоотправителя, складской или заводской упаковки товара;

Ø сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму;

Ø форс-мажорные обстоятельства (непреодолимой сипы), которые невозмож­но предвидеть и преодолеть: стихийные бедствия, пожары, неожиданные решения государ­ственных органов, военные действия, гражданские волнения, забас­товки и бандитские нападения (подтверждение форс-мажора выдают Торгово-промышленные палаты).

Необходимо также отметить, что к форс-мажорным обстоятельствам не относятся дорожно-транспортные происшествия, поскольку автотранспортные средства являются источни­ками повышенной опасности.

Если груз или багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, перевозчик обязан известить об этом грузополучателя (грузоотправителя), получателя багажа, а грузополучатель (грузоотправитель), получатель багажа вправе потребовать выдачи ему этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение (Ст. 68 Проекта УАТ РФ).

Сохранность груза при его хранении на терминалах перевозчика оговаривается ст. 21 Проекта УАТ РФ. Предусмотренное договором перевозки хранение грузов на терминалах перевозчика производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. За хранение груза свыше одного дня перевозчик взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, определяемую соглашением сторон. Предельный срок хранения грузов на терминалах перевозчика не может превышать 30 дней, если иное не установлено соглашением сторон.

Если по истечении предельного срока хранения груза на терминале перевозчика грузополучатель не примет решение о дальнейшей судьбе указанного груза, перевозчик вправе возвратить груз грузоотправителю за счет последнего или реализовать его в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ. Средства, вырученные от реализации, за вычетом расходов на хранение и реализацию груза, возвращаются грузоотправителю.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые перевозчик несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению (ст. 22 Проекта УАТ РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...