Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» направлен на изучение особенностей детско-родительских отношений и имеет три формы: одну детскую (для подростков) и две взрослые - для родителей дошкольников, младших школьников и для родителей подростков. Каждая форма содержит 60 утверждений, испытуемый отмечает по 5-балльной шкале степень своего согласия с ними. Результаты подсчитываются в соответствии с ключом. Для родителей дошкольников и младших школьников исследуются следующие параметры детско-родительских отношений: 1. Требовательность - нетребовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии с ребенком. 2. Мягкость - строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил и степени принуждения детей к чему-либо. 3. Автономность - контроль по отношению к ребенку. Данные этой шкалы отражают выраженность контролирующего поведения родителя в деятельности и поведении ребенка. 4. Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю. Данные этой шкалы отражают представления родителя о близости ему ребенка; 5. Отвержение - принятие ребенка. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие и отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. Данные этой шкалы отражают степень и характер включенности ребенка во взаимодействие с другими детьми, признание его прав и достоинств. 7. Тревожность за ребенка. Данные по этой шкале отражают степень боязни родителей за жизнь ребенка, наличие или отсутствие фобии его утраты.
8. Непоследовательность - последовательность родителя. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. 9. Воспитательная конфронтация в семье. Данная шкала отмечает сходство и различие позиций взрослых в семье (отца и матери, дедушек и бабушек, других родственников), которые играют важную роль в жизни ребенка. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. Показатели этой шкалы позволяют судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми со стороны родителей. Взрослый вариант для родителей подростков и подростковый вариант имеют аналогичную структуру и позволяют соотнести результаты, полученные родителями, с результатами, полученными при тестировании детей-подростков. В этих двух формах выделены следующие диагностические шкалы: 1. Требовательность - нетребовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии с ребенком. 2. Мягкость - строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил и степени принуждения детей к чему-либо. 3. Автономность - контроль по отношению к ребенку. Данные этой шкалы отражают выраженность контролирующего поведения родителя в деятельности и поведении ребенка. 4. Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю. Данные этой шкалы отражают представления родителя о близости ему ребенка. 5. Отвержение - принятие ребенка. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие и отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. Данные этой шкалы отражают степень и характер включенности ребенка во взаимодействие с другими детьми, признание его прав и достоинств.
7. Несогласие - согласие между ребенком и родителем. Эта шкала отражает степень согласия между родителем и ребенком по различным вопросам, частоту возникновения конфликта в различных жизненных ситуациях. 8. Непоследовательность - последовательность родителя. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. 9. Авторитетность родителя -отражает самооценку родителя о степени своей значимости для ребенка. Сравнение с результатом ребенка по данной шкале позволяет сделать вывод и степени расхождения оценок родительского авторитета. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями. Показатели этой шкалы позволяют судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми со стороны родителей.
Текст опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» Вариант для подростков Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой «М» - для матери, под буквой «О» - для отца». 5 – несомненно, да (абсолютное согласие); 4 – в общем, да; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет, чем да; 1 – нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого. 2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки. 3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь. 4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком. 5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит. 6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни. 7. Он(а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства. 8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела. 9. Нам трудно достичь взаимного согласия. 10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а). 11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения. 12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (ней). 13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит. 14. Он(а) меня редко ругает. 15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
16. Считаю, что главное - это слушаться его(ее). 17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней). 18. Он(а) не разделяет моих увлечений. 19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы. 20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной. 21. Он(а) часто идет у меня на поводу. 22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам. 23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек. 24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения. 25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей. 26. Бывает, что он(а) применяет ко мне физические наказания. 27. Даже если я не хочу, мне приходится делать так, как желает он(а). 28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно. 29. Он(а) всегда мне сочувствует. 30. Мне кажется, он(а) меня понимает. 31. Он(а) хотел(а) бы многое во мне изменить. 32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение. 33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями. 34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать. 35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем. 36. Я считаю, что он(а) воспитывает меня правильно. 37. Он(а) предъявляет ко мне много требований. 38. По характеру он(а) мягкий человек. 39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу. 40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни. 41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки. 42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер. 43. Он(а) часто критикует меня по мелочам. 44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает. 45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам. 46. Он(а) наказывает меня за те поступки, которые совершает сам(а). 47. Я разделяю большинство его(ее) взглядов. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется. 50. Он(а)прощает мне то, за что другие наказывали бы. 51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т.д. 52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.
53. Могу сказать, что он(а) - самый близкий человек. 54. Он(а) все время высказывает недовольство мной. 55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение. 56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я. 57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь. 58. Мои одинаковые поступки могут вызвать у него (нее) то упрек, то похвалу. 59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее). 60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас. Регистрационный бланк Ф.И.О. _______________________________________________________________ Возраст ______________________ Образование ____________________________
М – оценки матери; О – оценки отца. Вариант для родителей подростков Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов». 5 – несомненно, да (абсолютное согласие); 4 – в общем, да; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет, чем да; 1 – нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется. 4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком. 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни. 7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах. 8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела. 9. Нам трудно достичь взаимного согласия. 10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а). 11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился(лась) к своим детям так же, как я к нему (ней). 13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто иду у него (нее) на поводу. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек. 24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет. 28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями. 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему (ней) много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам. 46. Я наказываю его (ее) за те поступки, которые совершаю сама. 47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов. 48. Я устаю от повседневного общения с ней (ним). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы. 51. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. 52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто выказываю свое недовольство им (ей). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(она). 57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь. 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности за одно и то же. 59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня. 60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Регистрационный бланк Ваши Ф.И.О.: ___________________________________________________________ Возраст: ________________________________________________________________ Образование: ____________________________________________________________ Ф.И.О. вашего ребенка: ___________________________________________________
Вариант для родителей дошкольников и младших школьников Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов». 5 – несомненно, да (абсолютное согласие); 4 – в общем, да; 3 – и да, и нет; 2 – скорее нет, чем да; 1 – нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть. 4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра. 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни. 7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем о том, что нравится. 8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой. 9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка. 10. Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях. 11. В нашей семье бывают конфликты. 12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее). 13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное - слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь, он(а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. 24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет. 28. Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я бы хотел(а) в нем (в ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Считаю, что мой долг - оградить его (ее) от всяких опасностей. 46. Я наказываю его (ее) за те поступки, которые совершаю сам(а). 47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказывали бы. 51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. 52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время. 53. Думаю, что для него(нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а). 57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот. 60. Мне кажется мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых. Регистрационный бланк Ваши Ф.И.О.: _____________________________________________________ Возраст: _________________________________________________________ Образование: ___________________________________________________ Ф.И.О. вашего ребенка: ___________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|