История развития различных форм устройства детей
В России история призрения сирот начинается с 988 года - периода оформления феодального государства. Тогда семейные формы устройства детей были инициативой членов царской семьи и богатых купеческих семейств. В первые века существования Российского государства забота о сиротах возлагалась на князей и церковь и сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот, что считалось «богоугодным» делом. Детские сиротские учреждения получили развитие при Петре I, который в 1715 году издал Указ, предписывающий устраивать в Москве и крупных городах госпитали для незаконнорожденных детей. Первые попытки устройства детей в семьи зафиксированы во времена Екатерины II. Но особое развитие эта форма получила в 1797 году - младенцев из воспитательных домов стали отдавать в деревни «крестьянам доброго поведения», а за воспитанием детей в крестьянских семьях установили надзор. Инспекторов, объезжавших деревни, выбирали очень строго. После революции 1917 года при создании сети детских домов и интернатов определяющей была идея коллективного воспитания, всячески подчеркивались преимущества воспитания в детских учреждениях интернатного типа, постоянно предпринимались попытки решить проблему приобщения воспитанников к будущей трудовой деятельности, так как другого предназначения, как быть рабочей силой, дети-сироты не имели. Государственные вложения в эту форму воспитания были несравнимы с затратами на семейные формы устройства, организацией которых занимался (и занимается) зачастую лишь один специалист. В начале 90-х годов появились социально-реабилитационные центры и приюты как формы временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. Сроки пребывания в них ограничены (до 6 месяцев), впоследствии ребенка устраивают в детский дом, приемную семью или возвращают домой. Также в конце 80-х - начале 90-х гг. впервые в Российской Федерации стала возрождаться практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью путем создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. Окончательно вопрос о создании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием в 1996 г. Семейного кодекса РФ, а само понятие «приемное родительство» появилось в российском законодательстве относительно недавно, в 1996 году.
В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса в настоящее время в Российской Федерации существуют следующие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: - усыновление (удочерение); - опека (попечительство); - приемная семья; - детский дом семейного типа. Кроме этих форм существуют и другие формы передачи детей на воспитание в семью: семейно-воспитательная группа, патронатная семья, детская деревня. Усыновление - юридический акт, в результате которого между ребенком и усыновителем возникают такие же права и обязанности, как между кровными родителями и детьми. Ребенок после установления усыновления получает все права кровного, в том числе наследует имущество усыновителей и лишается льгот, которые имел как сирота. Данная форма семейного воспитания является приоритетной для ребенка, а для родителей - это высшая степень ответственности за его судьбу. Эта форма семейного устройства носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми. К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Дети с отклонениями в развитии и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Опека (попечительство) - форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая обеспечивает их содержание, воспитание и образование, а также защиту прав и интересов ребенка с помощью определенного физического лица. Опека устанавливается над малолетними, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. В отличие от усыновления правовая связь с родителями не прекращается. С правовой точки зрения опека относится к наиболее доступной форме устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения. Предварительная опека назначается в случаях, если в интересах недееспособного гражданина необходимо немедленно назначить опекуна при отобрании его у родителей или лиц, его заменяющих, и нецелесообразности помещения в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей. Данная форма опеки устанавливается сроком на 1 месяц, при наличии исключительных обстоятельств срок может быть продлен до 2 месяцев (ст. 12 Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания, узаконенная в 1996 году с принятием Семейного кодекса. Приемная семья - форма временного устройства детей (не старше 18 лет), оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью с их полным государственным обеспечением и выплатой заработной платы приемным родителям. Отличительными признаками приемной семьи как формы семейного устройства детей-сирот являются большая включенность в ее дела государства и более высокие требования к моральной, профессиональной, психологической подготовке родителей-воспитателей. При создании приемной семьи кандидаты в приемные родители должны быть готовы к трудностям, с которыми им придется столкнуться в процессе взаимной адаптации. Приемная семья должна быть, прежде всего, семьей профессиональной, в которой родители грамотно воспитывают детей, оставшихся без попечения родителей, по поручению государства. Вопросы для обсуждения: - Чем отличается приемная семья от других форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? - Изучите ситуацию развития приемной семьи в вашем городе (районе): когда появилась первая приемная семья, сколько приемных семей в настоящее время, что вы о них можете рассказать? - Почему вы выбрали именно данную форму семейного устройства?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|