3. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция
3. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция
Фирма – это субъект экономической деятельности, имеющий статус юридического лица, реализующий собственные интересы посредством производства и реализации товаров и услуг. На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы: - производство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся до потребителя; - потребление ресурсов (сырье, материалы, оборудование, земля, труд) для производства; - определение структуры рынка посредством фирмы в отрасли; - определение общей экономической эффективности рыночной экономики. Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций. 1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг. 2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу. 3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов. 4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов. 5. Административная функция – функция управления, включающая организацию, планирование и контроль над деятельностью в целом. 6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства. В рыночной экономике выделяют виды фирм: - частные коммерческие фирмы. Основной целью определяемой рынком деятельности является извлечение прибыли;
- частные некоммерческие фирмы. Основной целью деятельности, которых является неполучение прибыли, а удовлетворение каких-либо общественных нужд (благотворительные фонды, общественные организации, учебные заведения, медицинские учреждения и т. д. ); - государственные фирмы, которые могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от политических решений. Создаются там, где частный бизнес невозможен, нецелесообразен или нежелателен (железные дороги, почта, электростанции, городской транспорт, фундаментальные научные исследования, некоторые оборонные отрасли). Государственные фирмы занимаются предпринимательской деятельностью в чистом виде: их интересы совпадают с интересами общества, а деятельность, как правило, бывает убыточной; - смешанные. Частно-государственные фирмы создаются в тех сферах, где частный бизнес в принципе возможен, однако необходим и «общественный присмотр» (воздушные перевозки, радиостанции, телевизионные службы и т. д. ). Создавая фирму, предприниматель делает выбор между разными организационно-правовыми формами. Гражданский кодекс РФ предлагает несколько организационно-правовых форм хозяйствования: - индивидуальное предприятие; - хозяйственные товарищества и общества; - производственные кооперативы; - государственные и муниципальные унитарные предприятия; - некоммерческие организации. На организационно-правовую форму фирмы основное влияние оказывает размер предприятия. Малые и средние предприятия образуются и работают в форме индивидуальных предприятий и хозяйственных товариществ, а также обществ. Крупные предприятия организуются в виде акционерных обществ. Границы сектора субъектов малого и среднего предпринимательства определены Федеральным законом № 209-ФЗ от 24. 07. 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а крупных – Гражданским кодексом РФ.
Цели фирмы различают на экономические и неэкономические. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (максимизация прибыли, максимизация благосостояния акционеров, максимизация добавленной стоимости, минимизация убытков и др. ) и качественные (достижение технологического превосходства, завоевание большей доли рынка и др. ). Неэкономические цели выражаются в улучшение условий труда работников, формировании положительного имиджа фирмы, предоставлении покупателям качественных товаров и услуг, благотворительность и т. п. Существуют и другие цели фирмы – устойчивое развитие, прибыль на инвестированный капитал, совершенствование технологии, удовлетворенность покупателей, максимизация стоимости акций, получение эстетического удовольствия и др. Но все таки в рыночных условиях основная цель фирмы – это максимизации прибыли.
4. Доход и издержки фирмы. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах В микроэкономической теории сложилось два подхода к пониманию издержек производства: бухгалтерский и экономический (см. табл. ).
Различие между бухгалтерским и экономическим подходом к издержкам производства обуславливает различные концепции прибыли: бухгалтерская и экономическая. Рассмотрим прибыль фирмы с позиций двух подходов (см. табл. )
В деятельности фирмы можно выделить два периода: краткосрочный и долгосрочный. Критерием выделения этих двух периодов выступает деление факторов производства на постоянные и переменные (см. табл. ).
Характеристика издержек фирмы в краткосрочном периоде представлена в таблице.
Анализ издержек фирмы в долгосрочном периоде осуществляется на основе долгосрочных средних издержек. Долгосрочные средние издержки (LATC) – это издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Характеристика издержек фирмы в долгосрочном периоде представлена в таблице
Изменение долгосрочных средних издержек фирмы в результате изменения объемов (масштабов) производства называется эффектом масштаба. Различают положительный, отрицательный и постоянный эффекты масштаба. Характеристика различных видов эффектов масштаба дана в таблице.
Основной целью производственной и торговой деятельности фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, является получение максимальной прибыли. Ø Увеличение объемов производства повышает прибыль тогда, когда доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства этой единицы (MR > МС). Ø Когда издержки производства еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < МС), то произведя данную единицу продукции фирма сокращает прибыль и увеличивает убытки. Ø В этих условиях максимальная прибыль (минимальные убытки) будет достигнута тогда, когда MR = МС. Эту закономерность (MR = МС) называют правилом максимизации прибыли Условиями равновесия фирмы в долгосрочном периоде являются: 1. Установление краткосрочного равновесия, когда краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу (MR = МС). 2. Каждая фирма удовлетворена масштабами производства, то есть минимальные краткосрочные средние общие издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам (АТС min = LATC min). 3. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, то есть сверхприбыль не образуется, поэтому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = LATC min). В итого получается, что условием равновесия фирмы в долгосрочном периоде является равенство предельного дохода, предельных издержек, минимальных краткосрочных средних общих издержек и минимальных долгосрочных средних издержек: MR = MC = ATC min = LATC min.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|