Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция




3. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция

 

Фирма – это субъект экономической деятельности, имеющий статус юридического лица, реализующий собственные интересы посредством производства и реализации товаров и услуг.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы:

- производство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся до потребителя;

- потребление ресурсов (сырье, материалы, оборудование, земля, труд) для производства;

- определение структуры рынка посредством фирмы в отрасли;

- определение общей экономической эффективности рыночной экономики.

Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций.

1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.

2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу.

3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов.

4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.

5. Административная функция – функция управления, включающая организацию, планирование и контроль над деятельностью в целом.

6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

В рыночной экономике выделяют виды фирм:

- частные коммерческие фирмы. Основной целью определяемой рынком деятельности является извлечение прибыли;

- частные некоммерческие фирмы. Основной целью деятельности, которых является неполучение прибыли, а удовлетворение каких-либо общественных нужд (благотворительные фонды, общественные организации, учебные заведения, медицинские учреждения и т. д. );

- государственные фирмы, которые могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от политических решений. Создаются там, где частный бизнес невозможен, нецелесообразен или нежелателен (железные дороги, почта, электростанции, городской транспорт, фундаментальные научные исследования, некоторые оборонные отрасли). Государственные фирмы занимаются предпринимательской деятельностью в чистом виде: их интересы совпадают с интересами общества, а деятельность, как правило, бывает убыточной;

- смешанные. Частно-государственные фирмы создаются в тех сферах, где частный бизнес в принципе возможен, однако необходим и «общественный присмотр» (воздушные перевозки, радиостанции, телевизионные службы и т. д. ).

Создавая фирму, предприниматель делает выбор между разными организационно-правовыми формами. Гражданский кодекс РФ предлагает несколько организационно-правовых форм хозяйствования:

- индивидуальное предприятие;

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие организации.

На организационно-правовую форму фирмы основное влияние оказывает размер предприятия. Малые и средние предприятия образуются и работают в форме индивидуальных предприятий и хозяйственных товариществ, а также обществ. Крупные предприятия организуются в виде акционерных обществ. Границы сектора субъектов малого и среднего предпринимательства определены Федеральным законом № 209-ФЗ от 24. 07. 2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а крупных – Гражданским кодексом РФ.

Цели фирмы различают на экономические и неэкономические.

Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (максимизация прибыли, максимизация благосостояния акционеров, максимизация добавленной стоимости, минимизация убытков и др. ) и качественные (достижение технологического превосходства, завоевание большей доли рынка и др. ).

Неэкономические цели выражаются в улучшение условий труда работников, формировании положительного имиджа фирмы, предоставлении покупателям качественных товаров и услуг, благотворительность и т. п.

Существуют и другие цели фирмы – устойчивое развитие, прибыль на инвестированный капитал, совершенствование технологии, удовлетворенность покупателей, максимизация стоимости акций, получение эстетического удовольствия и др.

Но все таки в рыночных условиях основная цель фирмы – это максимизации прибыли.

 

4. Доход и издержки фирмы. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах

В микроэкономической теории сложилось два подхода к пониманию издержек производства: бухгалтерский и экономический (см. табл. ).

 

Бухгалтерские издержки Экономические издержки
Затраты на приобретение факторов производства (оборудования, сырья, комплектующих материалов, полуфабрикатов, труда, оплату налогов, выплату процентов по кредитам, арендную плату и др. ).   Логика бухгалтерского подхода к оценке издержек производства состоит в ответе на вопрос: сколько заплатила фирма, чтобы произвести данный товар?   Бухгалтерские издержки представляют собой затраты в форме явных (внешних) издержек. Явные издержки - это расходы фирмы на оплату покупаемых ресурсов (сырья, топлива, энергии, рабочей силы и т. д. ).   Затраты производства, определяемые стоимостью наилучшей упущенной возможности применения ресурсов, обеспечивающие максимальную прибыль. Логика экономического подхода к оценке издержек производства состоит в ответе на вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы получить данный товар?     Экономические издержки представляют собой затраты в форме явных и неявных (внутренних) издержек   Неявные издержки – это издержки использования ресурсов, находящихся в собственности фирмы (например, предпринимательский талант, доход от использования которого образует нормальную прибыль, необходимую для того, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере бизнеса).

 

Различие между бухгалтерским и экономическим подходом к издержкам производства обуславливает различные концепции прибыли: бухгалтерская и экономическая. Рассмотрим прибыль фирмы с позиций двух подходов (см. табл. )

 

Бухгалтерская прибыль Экономическая прибыль
Измеряется разницей между выручкой от продажи продукции (валовым доходом, TR) и бухгалтерскими (явными) издержками Измеряется разницей между выручкой от продажи продукции (TR) и экономическими (явные + неявные, включая нормальную прибыль) издержками

 

В деятельности фирмы можно выделить два периода: краткосрочный и долгосрочный. Критерием выделения этих двух периодов выступает деление факторов производства на постоянные и переменные (см. табл. ).

 

Краткосрочный период Долгосрочный период
Период времени, в течение которого фирма может изменить лишь часть ресурсов (переменные: труд рабочих, количество материалов, электроэнергии и др. ), а другая часть остается неизменной (постоянные: производственные площади, труд высококвалифицированного персонала и др. )   Издержки фирмы подразделяются на постоянные и переменные Период времени, в течение которого фирма может изменить количество всех используемых факторов производства     Все издержки фирмы являются переменными, поскольку могут изменяться все факторы производства

 

Характеристика издержек фирмы в краткосрочном периоде представлена в таблице.

Вид издержек производства Характеристика Графический вид
Постоянные (FC) Не зависят от объема производства (арендная плата, проценты по кредитам, коммунальные платежи, амортизационные отчисления и др. ) Вид прямой линии
Переменные (VC) Зависят от объема производства (затраты на сырье, материалы, электроэнергию, транспортные расходы, заработная плата рабочему персоналу) Вид изогнутой линии
Общие (ТС) Сумма постоянных и переменных издержек ТС= FC+ VC Вид изогнутой линии
Средние постоянные (AFC) Величина постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции AFC=FC / Q Вид гиперболы
Средние переменные (AVC) Величина переменных издержек, приходящаяся на единицу продукции AVC=VC / Q Вид параболы
Средние общие (АТС) Величина общих издержек, приходящаяся на единицу продукции ATC=TC / Q, ATC=AFC+AVC Вид параболы
Предельные (МС) Дополнительные издержки на производство дополнительной единица продукции MC=∆ TC / ∆ Q          Вид параболы

 

Анализ издержек фирмы в долгосрочном периоде осуществляется на основе долгосрочных средних издержек. Долгосрочные средние издержки (LATC) – это издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Характеристика издержек фирмы в долгосрочном периоде представлена в таблице

 

Вид издержек производства Характеристика Графический вид
Долгосрочные средние издержки (LATC) Зависят от масштабов производства. LATC= ATC=TC / Q В краткосрочном периоде средние общие издержки (ТС) делятся на средние постоянные (AFC) и средние переменные (AVC). В долгосрочном периоде такое деление отсутствует, так как все издержки производства являются переменными. Кривая долгосрочных средних издержек огибает кривые краткосрочных средних издержек. Причем каждая кривая краткосрочных средних издержек соответствует производству, размеры которого больше предыдущего.

 

Изменение долгосрочных средних издержек фирмы в результате изменения объемов (масштабов) производства называется эффектом масштаба.  

Различают положительный, отрицательный и постоянный эффекты масштаба. Характеристика различных видов эффектов масштаба дана в таблице.

 

Положительный Отрицательный Постоянный
Долгосрочные средние издержки снижаются при росте масштабов производства (на графике участок ОА кривой долгосрочных средних издержек). Причины можно объяснить большими возможностями, которые несет крупный бизнес: - крупный бизнес может использовать большую специализацию производства и управления; - крупные фирмы могут применять дорогостоящую технику и новые технологии; - более полная загрузка производственных мощностей. Долгосрочные средние издержки увеличиваются при росте масштабов производства (на графике участок ВС кривой долгосрочных средних издержек).   Причины: - нарастание трудностей управления и координации крупного производства; - рост административных расходов; - рост транспортных расходов и затрат по сбыту в связи с расширением географии производства. Долгосрочные средние издержки не изменяются при росте масштабов производства (на графике участок АВ кривой долгосрочных средних издержек).  

 

Основной целью производственной и торговой деятельности фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, является получение максимальной прибыли.

Ø Увеличение объемов производства повышает прибыль тогда, когда доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства этой единицы (MR > МС).

Ø Когда издержки производства еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < МС), то произведя данную единицу продукции фирма сокращает прибыль и увеличивает убытки.

Ø  В этих условиях максимальная прибыль (минимальные убытки) будет достигнута тогда, когда MR = МС. Эту закономерность (MR = МС) называют правилом максимизации прибыли

Условиями равновесия фирмы в долгосрочном периоде являются:

1. Установление краткосрочного равновесия, когда краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу (MR = МС).

2. Каждая фирма удовлетворена масштабами производства, то есть минимальные краткосрочные средние общие издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам (АТС min = LATC min).

3. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, то есть сверхприбыль не образуется, поэтому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = LATC min).

В итого получается, что условием равновесия фирмы в долгосрочном периоде является равенство предельного дохода, предельных издержек, минимальных краткосрочных средних общих издержек и минимальных долгосрочных средних издержек:

MR = MC = ATC min = LATC min.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...