Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Трансакционные издержки: сущность и классификация




5. Трансакционные издержки: сущность и классификация

Под трансакционными издержками понимаются издержки взаимодействия субъектов экономики. Этот вид затрат включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса.

Особенность трансакционных издержек состоит в том, что они с трудом поддаются измерению: время на приобретение информации, стояние в очередях, дача взяток, потери от недостаточного надзора и контроля и т. д.

В современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда противоречащих друг другу.

Вольчик Вячеслав Витальевич называет следующие виды трансакционных издержек, как самые распространенные:

– Издержки поиска информации. Перед совершением сделки (заключением контракта) необходимо располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

– Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

– Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относят затраты на измерительную технику; на собственно измерения; на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения; на потери от этих ошибок.

– Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

– Издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическим считается такое поведение, которое направлено на достижение собственных целей экономического агента и не ограничено соображениями морали. В основе оппортунистического поведения лежит несовпадение экономических интересов, обусловленное ограниченностью ресурсов, неопределенностью и как следствие несовершенной специфицированностью условий контракта.

6. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Антимонопольная политика государства

Монополия – это модель рынка несовершенной конкуренции, на котором действует единственный продавец товара.

Условиями существования монополии следующие:

1.  На рынке действует единственный продавец – монополист.

2. Продукция является уникальной, то есть не имеет близких заменителей.

3. Наличие труднопреодолимых барьеров для вступления в отрасль других фирм (лицензии, патенты, контроль над источниками сырья, экономия от масштаба производства)

4.   Наличие у монополиста полной информации о рынке.

5.   Полный контроль монополиста над ценой и объемом продаж.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

Естественная монополия - возникает там, где конкуренция физически невозможна или экономически неэффективна. Примерами естественной монополии  может быть производство энергии, газа, ж/д транспорт, связь

Административная монополия - возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия - является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

Главное последствие монополии - блокирование, подрыв конкуренции, заставляющей снижать издержки и цены

Поэтому государство должно проводить антимонопольную политику – политику, направленную на развитие конкуренции, на ограничение и запрещение монополии

Цель антимонопольной политики – чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии, которая не подлежит демонополизации.

Методы антимонопольного регулирования

• Законодательные – правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынке (запрещение соглашений о ценах, разделе рынка, установление контроля за слияниями и др. )

• Экономические – набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти (налогообложение прибыли, установление «потолка цен» и др. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...