Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов. Дифференциальная рента.




7. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов. Дифференциальная рента.

 

Рынок земли – это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на землю и предложения земли формируется цена земли (рента).

Рынок земли состоит из трех основных элементов: спроса на землю, предложения земли и цены земли (рента).

Спрос на землю – это количество земельных участков, которое экономические субъекты хотят и могут приобрести в данный период времени. Спрос на землю является производным, то есть зависит от спроса на сельскохозяйственную продукцию, которую выращивают на этой земле. Вместе с тем, если цена земли слишком высокая, то спрос на землю будет уменьшаться. Падение цены будет приводить к росту спроса на землю. Таким образом, спрос на землю находится в обратной зависимости от уровня цен на землю. Поэтому кривая спроса на землю имеет отрицательный наклон (см. рис. ).

Предложение земли – это количество земельных участков, которое их собственники готовы продать или сдать в аренду в данный период времени. Предложение земли всегда одинаково, оно изначально задано природой, поэтому является абсолютно неэластичным и на графике изображается вертикальной линией (см. рис. ).

В результате взаимодействия спроса на землю и предложения земли на рынке земли устанавливается равновесие, которое на графике отражено точкой пересечения кривых спроса на землю и предложения земли (см. рис. ). В этой точке спрос на землю равен предложению земли при равновесной арендной плате (R) и равновесном количестве земли (Q).

 

Земельная рента на рынке земли выступает в 3-х основных формах:

1. Абсолютная (чистая) рента – доход, получаемый со всех земель, в том числе и с худших.

Дело в том, что ни один, даже самый худший, участок земли, не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. В то же время, даже на худших земельных участках, арендаторы, занимающиеся сельским хозяйством, должны иметь возможность покрывать свои издержки, вносить налоговые платежи в бюджет, рассчитываться по арендной плате, получать доход. Для того, чтобы иметь возможность осуществлять все эти платежи арендатору необходимо иметь хотя бы какой-то минимальный доход. Этот доход и дает ему чистая или абсолютная рента.

2. Дифференциальная рента I образуется на лучших и средних земельных участках, обладающих более высоким плодородием, и расположенных ближе к рынкам сбыта. Стоимость сельскохозяйственной продукции определяется условиями производства на худших земельных участках, поэтому лучшие и средние земли находятся в выигрышном положении по сравнению с хозяйствами на худших участках, поскольку их издержки ниже. Это дает им возможность получать дополнительный доход, который называется дифференциальной рентой I.

3. Дифференциальная рента II связана с дополнительным вложением капитала, как правило, в лучшие и средние земельные участки, что отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Это дает возможность арендаторам получать дополнительный доход, который называется дифференциальной рентой II.

Абсолютная и дифференциальная рента I принимают форму арендной платы и присваиваются собственниками земли. Дифференциальная рента II принимает форму доходов и присваивается арендаторами.

На рынке земли земельные участки можно не только сдавать и брать в аренду, но и продавать и покупать.

Формула цены, по которой собственник готов продать земельный участок имеет вид:

 

 

Цена земли = Годовая рента

                ставка %

Экономический смысл данной формулы состоит в том, что землевладелец согласится продать землю за такую сумму, которая будучи положена в банк, будет приносить ему доход в виде процента, который будет не меньше ранее получаемой ренты.

8. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD-AS

Исходными элементами для анализа макроэкономического равновесия выступают совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос (AD)  – общая сумма планируемых расходов всех экономических субъектов (домашних хозяйств, государства, бизнеса, иностранных резидентов) на приобретение конечных товаров и услуг.

В структуре совокупного спроса можно выделить четыре составляющие:

1. спрос на потребительские товары и услуги со стороны населения (C);

2. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

3. спрос на инвестиционные товары со стороны бизнеса (I);

4. чистый экспорт, который представляет собой разницу между спросом иностранцев на отечественную продукцию и отечественным спросом на импортную продукцию (Xn).

AD=C+G+I+Xn, то есть совокупный спрос – это спрос, предъявленный на товары и услуги, произведенные внутри страны + импорт.

Графической формой совокупного спроса является кривая совокупного спроса, которая показывает обратную зависимость между совокупным спросом и уровнем цен в экономике (см. рис. )

 

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется следующими макроэкономическими эффектами.

1. Эффект процентной ставки. Рост цен увеличивает спрос на деньги, так как чем выше уровень цен, тем больше требуется денег потребителям, чтобы покупать необходимые товары, и производителям, чтобы покупать сырье, материалы, выплачивать заработную плату. Рост спроса на деньги увеличивает процентную ставку, в результате кредиты становятся более дорогими. Это приводит к уменьшению инвестиционной активности и сокращению объема совокупного спроса.

2. Эффект реального богатства. С ростом цен реальное богатство экономических субъектов в виде наличных денег, средств на счетах в банках, ценных бумаг обесценивается. Население становится беднее, его доходы падают и оно сокращает свои расходы, в результате объем совокупного спроса уменьшается.

3. Эффект импортных закупок. Рост цен внутри страны приводит к перераспределению спроса с более дорогой отечественной продукции на более дешевую импортную продукцию, что сокращает чистый экспорт, в результате объем совокупного спроса уменьшается.

На совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы (см. табл. )

Субъекты и характер их спроса Воздействующие факторы
Домашние хозяйства (потребительские расходы) · доходы потребителей; · налоги с населения; · ожидания потребителей относительно получаемых доходов и уровня цен; · задолженность потребителей
Государство (государственные закупки товаров и услуг) · изменения в объемах государственных расходов
Бизнес (инвестиционные расходы) · уровень процентных ставок; · налоги на бизнес; · ожидания бизнеса в отношении получаемой прибыли; · развитие технологии
Внешняя экономика (чистый экспорт) · курс национальной валюты; · национальный доход зарубежного партнера

 

Совокупное предложение (AS) – общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.

Графической формой совокупного предложения является кривая совокупного предложения, которая состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), классического (вертикального) и восходящего (промежуточного) (см. рис. ).

 

Для каждого отрезка кривой совокупного предложения характерны особые состояния экономики (см. табл. )

 

Состояние экономики, отражаемое отрезками кривой совокупного предложения

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения 1. Состояние спада в экономике: · неполная загрузка производственных мощностей; · массовая безработица; · малоподвижные цены на товары, услуги, экономические ресурсы. 2. Рост производства может произойти без изменения цен на товары и услуги за счет вовлечения незагруженных мощностей.
Восходящий отрезок кривой совокупного предложения 1. Состояние подъема в экономике: · происходит все более полное вовлечение ресурсов в производство; · рост цен, заработной платы. 2. Рост производства происходит за счет расширения совокупного спроса на товары и услуги и увеличения цен.
Вертикальный отрезок кривой совокупного предложения 1. Перегретое состояние экономики: · экономические ресурсы полностью использованы 2. Рост производства не происходит, а увеличение совокупного спроса вызывает только рост цен.

На совокупное предложение влияют следующие неценовые факторы (см. табл. )

 

Субъекты и характер их предложения Воздействующие факторы
Бизнес (производство благ) · цены на ресурсы; · производительность труда; · уровень налогов на бизнес;

 

Равновесие в модели AD-AS имеет место тогда, когда объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения, графические это отражается точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

1. Пересечение кривых AD и AS на горизонтальном отрезке означает, что рост совокупного спроса приводит к увеличению объема производства при неизменном уровне цен.

2. Пересечение кривых AD и AS на промежуточном отрезке показывает, что рост совокупного спроса приводит к увеличению и объема производства и уровню цен.

 

3. Пересечение кривых AD и AS на вертикальном отрезке означает, что рост совокупного спроса приведет к увеличению уровня цен без изменения объема выпуска.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...