Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация ФГОС для обучающихся с РАС




Диапазон различий детей с РАС чрезвычайно широк и по уровню развития ребенка, и по тяжести самих аутистических проблем и в связи с качеством полученного дошкольного образования, поэтому для начального образования им может потребоваться каждый из четырех базовых вариантов стандарта, разработанных в ФГОС для детей с ОВЗ.

Первый вариант стандарта (А)

Этот вариант адресован обучающимся с РАС, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Обучающийся с РАС получает начальное образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая Основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с РАС имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах[8].

Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с РАС. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении Основной образовательной Программы. Таким образом, Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью Основной образовательной Программы, осваиваемой обучающимся с РАС.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС:

· поддержка в освоении основной образовательной Программы

· развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

· овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

· осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционную помощь оказывает специалист (дефектолог, специальный психолог, педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности ребенка). Он может работать в системе образовательных организаций, для отдельных категорий обучающихся с ОВЗ – в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, сурдологический центр, ПМПК и др.).

Родители ребенка с РАС, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с РАС направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогической комиссии с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению.

Неспособность обучающегося с РАС полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с РАС.

Второй вариант стандарта (В)

Обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения начального школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными или не противоречащими образовательными потребностями.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование Адаптированной образовательной Программы.

Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.

Второй вариант ФГОС отличается от первого (инклюзии) усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС с нормально развивающимися сверстниками.

Третий вариант стандарта (С)

В этом варианте требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения начального школьного образования не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, обязательно использование Адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется. В структуре Адаптированной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.

Ребёнок с РАС находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья, образовательные потребности которых не противоречат друг другу. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.

В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Четвёртый вариант стандарта (Д)

Обучающийся с РАС получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.

В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является Индивидуальная специальная образовательная Программа. Требования к ее структуре едины для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с РАС находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.

Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома[9]

Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Четвертый вариант стандарта, как и третий, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Представленные четыре варианта стандарта рассматриваются как интегральные характеристики требований к итоговым достижениям обучающихся с РАС, структуре Программ (Основной образовательной; Коррекционной работы, Адаптированной основной образовательной, Специальной индивидуальной образовательной), условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей обучающихся с РАС. Стандартизация промежуточных результатов образования по отношению к каждому уровню образования обеспечивает сохранение возможности перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования, адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Таким образом, стандарт образования для обучающихся с РАС предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, Программ и условий получения образования.

 


РАЗДЕЛ III.

Варианты ФГОС начального образования детей с РАС

Гарантии получения начального школьного образования всеми детьми с РАС, вне зависимости от тяжести расстройств, степени нарушения развития обеспечиваются базовыми вариантами ФГОС для детей с ОВЗ, дифференцированными по итоговому результату начального образования, структуре и содержанию программ, и условиям, которые должны быть созданы для их освоения.

Рассмотрим варианты стандарта, отвечающие общим и особым образовательным потребностям детей с различной выраженностью РАС.

3.1. Первый вариант (А)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...