Дифференциация ФГОС для обучающихся с РАС
Диапазон различий детей с РАС чрезвычайно широк и по уровню развития ребенка, и по тяжести самих аутистических проблем и в связи с качеством полученного дошкольного образования, поэтому для начального образования им может потребоваться каждый из четырех базовых вариантов стандарта, разработанных в ФГОС для детей с ОВЗ. Первый вариант стандарта (А) Этот вариант адресован обучающимся с РАС, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с РАС получает начальное образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая Основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с РАС имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах[8]. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с РАС. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении Основной образовательной Программы. Таким образом, Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью Основной образовательной Программы, осваиваемой обучающимся с РАС.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру Программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС: · поддержка в освоении основной образовательной Программы · развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; · овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; · овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; · осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Коррекционную помощь оказывает специалист (дефектолог, специальный психолог, педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности ребенка). Он может работать в системе образовательных организаций, для отдельных категорий обучающихся с ОВЗ – в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, сурдологический центр, ПМПК и др.). Родители ребенка с РАС, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с РАС направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогической комиссии с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению.
Неспособность обучающегося с РАС полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с РАС. Второй вариант стандарта (В) Обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения начального школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными или не противоречащими образовательными потребностями. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование Адаптированной образовательной Программы. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку. Второй вариант ФГОС отличается от первого (инклюзии) усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС с нормально развивающимися сверстниками. Третий вариант стандарта (С) В этом варианте требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения начального школьного образования не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, обязательно использование Адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется. В структуре Адаптированной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.
Ребёнок с РАС находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья, образовательные потребности которых не противоречат друг другу. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка. В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Четвёртый вариант стандарта (Д) Обучающийся с РАС получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является Индивидуальная специальная образовательная Программа. Требования к ее структуре едины для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с РАС находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома[9]
Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Четвертый вариант стандарта, как и третий, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие. Представленные четыре варианта стандарта рассматриваются как интегральные характеристики требований к итоговым достижениям обучающихся с РАС, структуре Программ (Основной образовательной; Коррекционной работы, Адаптированной основной образовательной, Специальной индивидуальной образовательной), условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей обучающихся с РАС. Стандартизация промежуточных результатов образования по отношению к каждому уровню образования обеспечивает сохранение возможности перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования, адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения. Таким образом, стандарт образования для обучающихся с РАС предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, Программ и условий получения образования.
РАЗДЕЛ III. Варианты ФГОС начального образования детей с РАС Гарантии получения начального школьного образования всеми детьми с РАС, вне зависимости от тяжести расстройств, степени нарушения развития обеспечиваются базовыми вариантами ФГОС для детей с ОВЗ, дифференцированными по итоговому результату начального образования, структуре и содержанию программ, и условиям, которые должны быть созданы для их освоения. Рассмотрим варианты стандарта, отвечающие общим и особым образовательным потребностям детей с различной выраженностью РАС. 3.1. Первый вариант (А)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|