Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения
1. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 2. Овладение трудовыми умениями, необходимиыми в разных жизненных ситуациях, умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. 3. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Подход к оценке знаний и умений составляющих академический компонент Адаптированной образовательной Программы предлагается сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей ребёнка с РАС, осваивающего вариант В стандарта, предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования. Необходимо обеспечить обучающемуся по варианту В стандарта ребенку с РАС право проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребенка ограничениях во времени.
У обучающихся могут быть затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования Адаптированной образовательной Программы (чаще это математика), это не должно рассматриваться как показатель не успешности образования в целом и, тем более, – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования. Для оценки результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции в этом варианте также предлагается использовать метод экспертной группы. Она объединяет всех участников процесса начального образования ребенка, всех кто может характеризовать его поведение в разных жизненных ситуациях, в школе и дома, включает близких членов семьи. Задачей группы является выработка согласованной оценки динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии. Для удобства она может быть представлена в форме понятных условных единиц: 0 баллов – положительного продвижения нет; 1 – малое 2 – среднее; 3 – значительное продвижение. Такая оценка поможет членам экспертной группы выработать ориентиры для описания, сравнения и оценки динамики развития разных сторон жизненной компетенции ребенка. Экспертная группа и в данном случае ориентируется на оценку динамики развития жизненной компетенции ребенка по тем же позициям, что и в первом, вариантах стандарта: · адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; · способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нужд и прав в организации обучения; · владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; · владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); · продвижение в осмыслении и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
· осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Достижения ребенка в этом компоненте образования при освоении ребенком второго варианта стандарта могут оцениваться в соответствии с представленными в первом варианте требованиями к результатам формирования жизненной компетенции (Таблицы 1-5) Образование обучающегося с РАС по второму варианту стандарта может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции». 3.2.3. Требования к условиям получения образования обучающимися с РАС во втором варианте стандарта (В) В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с РАС для получения начального образования в условиях инклюзии, как и другие обучающиеся с ОВЗ, имеют право на[17]: - «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность» (пункт 1); - «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2); - «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15). До настоящего времени механизмы реализации этих прав для детей с РАС, осваивающих второй вариант стандарта не определены: · необходима разработка механизмов правового и финансово-экономического обеспечения организации малокомплектных (6-8 учеников) специальных классов для детей с РАС в составе общеобразовательных школ и специальных школ для других категорий детей с ОВЗ, дающих цензовое образование; · необходима разработка правового и финансово-экономического обеспечения комбинированного комплектования специального класса для детей с РАС, позволяющего объединять их в процессе обучения с детьми с ОВЗ, не имеющими столь выраженных нарушений социального развития (комбинированного класса);
· необходима разработка правового и финансово-экономического обеспечения доступной ребенку интеграции в обычный класс общеобразовательной или специальной школы в процессе его обучения в этой школе в составе специального класса для детей с РАС; · правового механизма выбора второго варианта ФГОС для ребенка с РАС, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей. Кадровое обеспечение Для реализации Адаптированной образовательной Программы, специальной психолого-педагогической поддержки процесса интеграции ребенка, обучающегося в специальном классе для детей с РАС в более сложный социум школы необходимы: Педагоги, реализующие адаптированные программы (варианты B, имеющие квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования: а) по направлению специальное (дефектологическое) образование; б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии]; в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика. г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр). В варианте В детям с РАС может потребоваться временное подключение тьютора (асссистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального: а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии);
б) по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с РАС в варианте В должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. Обязательной является разработка нового профиля в направлении специального (дефектологического) образования «Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра»; нового профиля «Психологическое сопровождение детей с РАС». Финансово-экономическое обеспечение – Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей для реализации начального образования ребенка с РАС должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование. Материально-техническое обеспечение – материально-техническое обеспечение начального школьного образования детей с РАС должно отвечать не только общим, но их особым образовательным потребностям: · к организации пространства, в котором обучается ребёнок с РАС; · к организации временного режима обучения; · к организации рабочего места ребёнка с РАС; · к техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС; · к специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, электронным приложениям к учебникам, отвечающим особым образовательным потребностям детей с РАС; Требования к материальнотехническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка с РАС, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с РАС. Предусматривается материальнотехническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) ребенка с РАС.
Информационное обеспечение должно включать необходимую нормативную правовую базу инклюзивного образования детей с РАС и информационные связей участников образовательного процесса. Инклюзивное образование ребенка с РАС требует координации действий, т. е. организации обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Должна обеспечиваться организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии. 3.3. Третий вариант ФГОС для обучающихся с РАС (С) (нецензовый уровень) ФГОС для детей с ОВЗ выделяет третий вариант (С), при котором не ожидается, что итоговые достижения обучающихся к моменту завершения начального образования будут соответствовать достижениям здоровых сверстников. Этот вариант требует создания особых условий обучения, отвечающих общим и особым образовательным нуждам детей, использование Адаптированной образовательной Программы, при необходимости индивидуализирующейся. Доля «академического» компонента в ней редуцируется в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Третий вариант (С) отвечает образовательным потребностям многих детей с РАС, чье психоречевое развитие на момент поступления в школу значительно отстает от нормы (ориентируемся преимущественно на 2, реже на 1 группу аутичных детей по отечественной психологической классификации). Среди особых образовательных потребностей следует выделить: · в связи с несформированностью учебного поведения, навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации в организации обучения детей обязательно участие помощника учителя (тьютора); · может возникнуть необходимость индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе; · обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта ребенка с учетом индивидуальных особенностей, установление эмоционального контакта специалистов с ребенком; · специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка; · специальная индивидуальная поддержка детей в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации, возможно с привлечением компьютерных технологий; · значение создания особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе с опорой на ее визуализацию; · необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, активное использование зрительных опор, наглядных расписаний, организация учебного материала, облегчающая включение ребенка в самостоятельную работу; · учет при планировании и оценке достижений ребенка особенностей освоения «простого» и «сложного» при аутизме; · выявление областей парциальной одаренности или наибольшей успешности ребенка, для использования их в развитии контакта и взаимодействия с ребенком; · специальная индивидуальная помощь по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; · необходимость привлечения внимания к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании их чувств и намерений; · процесс обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы; · уже в период начального образования ребенок нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы класса и образовательного учреждения. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к нуждам ребёнка, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС со сверстниками, не имеющими столь выраженных трудностей социального развития. Для решения этих задач требуется: · организация специального малокомплектного класса (6-8 обучающихся) для детей с РАС, осваивающих третий (С) вариант стандарта, в составе специальной (коррекционной) школы YIII вида. Это даст ребенку с РАС возможность регулярного выхода в более сложную социальную среду, вовлечение в общую жизнь школы детей с РАС, обучающихся в специальном классе, накопления опыт разнообразных контактов с детьми и взрослыми, которого иным способом они не получат; · состав специального класса в СКОШ YIII вида, где получают начальное образование дети с РАС может не быть однородным. Включение в него детей имеющих сопоставимый уровень психоречевого развития, но с иными проблемами здоровья, не только не противопоказан, но даже полезен ребенку с РАС[18] в его социальном развитии. · При значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в развитии коммуникации и социально-бытовых навыков в освоении Адаптированной образовательной Программы для детей с РАС, ребенок может быть переведен в класс для умственно отсталых детей в той же организации - Образовательном Учреждении YIII вида, при условии организованного дозированного и потсепенного ведения ребенка с РАС в более сложную для него среду[19]. При этом ребенок с Рас продолжает обеспечиваться систематической специальной психолого-педагогической поддержкой, учитывающей его особые образовательные потребности. Такую поддержку оказывают специалисты, работающие в специальном классе для детей с РАС в составе той же организации. 3.3.1. Требования к структуре Адаптированной образовательной Программы начального образования в третьем варианте ФГОС для детей с РАС В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, определяющими единую структуру Адаптивных образовательных Программ для всех детей с ОВЗ, в структуре Программы для обучающихся с РАС, осваивающих третий (С) вариант стандарта, также выделяется восемь содержательных областей образования. Каждая из них включает два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции», что особенно актуально для детей осваивающих третий вариант: детей с выраженной фрагментарностью представлений об окружающем, серьезными проблемами коммуникации и социально-бытовой адаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|