Форма государственного правления
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Конституция 1949 года: критический взгляд» Выполнил: студент 1 курса дневного отделения, гр.106 Филатов Дмитрий Владимирович Проверил: д. ю. н., профессор Томсинов Владимир Алексеевич Дата сдачи «____»_________________2019г. Дата защиты «____»_________________2019г. Оценка: ____________________________
Москва, 2019
Оглавление 1. Введение. 3 2. Конституционные принципы Индии. 5 1) Народовластие. 5 2) Республиканизм.. 5 3) Федерализм.. 6 4) Социализм.. 6 5) Светский характер. 7 3. Форма государственного правления. 8 4. Система разделения властей. 9 1) Законодательная власть. 9 2) Исполнительная власть. 10 3) Судебная власть. 14 5. Система сдержек и противовесов в системе разделения властей. 16 6. Характер индийской федерации. 18 7. Сфера ведения индийской конституции. 20
Введение Конституция Индии - основной закон независимой республики Индия - стал первым конституционным актом суверенного государства. Мохандас Карамчанд Ганди и Джавахарлал Неру, используя мирные способы борьбы, инициировали демократический процесс образования нового государства через всенародно избранное Учредительное собрание, которое было сформировано 1946 году членами нижних палат провинциальных легислатур. На пленуме Учредительного собрания 22 января 1947 года был обсуждён вопрос о государственном устройстве Индии. В Резолюции о целях, представленной Джавахарлалом Неру, устанавливались ближайшие задачи конституционного процесса: установление в Индии конституционного строя, предоставление всем гражданам Индии равных гражданских и социально-экономических прав вне зависимости от кастовой принадлежности[1]. В рамках Учредительного собрания были образованы три комиссии по подготовке конституционного проекта:
· по полномочиям Индийского союза; · по конституционным вопросам союза; · по основным правам населения. В то же время была избрана Редакционная комиссия во главе с доктором юридических наук Б. Р. Амбедкаром, который стал «главным архитектором» будущего основного закона Индии. Обретение Индией в августе 1947 года статуса доминиона и ликвидация колониального режима на индийской земле не отменяло действие Акта об управлении Индией 1935 года в течение подготовки принятия конституции. Этот акт стал основой для будущей конструкции верховной власти, закреплённой Конституцией Индии. В феврале 1948 года был опубликован проект основного закона. В текст были внесены альтернативные предложения и поправки. В ноябре Учредительное собрание обсудило проект конституции постатейно. Во втором чтении 17 октября 1949 года удалось подвести черту под основным содержанием проекта. С 14 по 26 ноября 1949 года проект обсуждался в третий раз после чего был утверждён председателем Учредительного собрания Р. Прасадом. Провозглашение Индии суверенным государством означало отмену актов британского парламента 1935 и 1947 годов вместе со статусом доминиона. Это также означало отмену условий и оговорок, которые ограничивали формальную независимость страны в правовом отношении. Введение положений конституции проводилось в два этапа. С момента принятия (26 ноября 1949 года) стали действующими положения по гражданству, парламентским выборам, деятельности временного парламента (Учредительного собрания). Основные разделы вступили в силу лишь через год (26 ноября 1950 года) в День республики.
Вскоре после третей сессии, ставшей исторической, Учредительное собрание утвердило постановление, согласно которому Индия сохраняла членство в Британском Содружестве Наций. Должность губернатора, назначавшегося из Лондона, была упразднена. Предметом исследования данной работы является правовая конструкция конституции Республики Индия, совокупность принципов и институтов, организующих его государственный механизм и государственное устройство. Использование исторического, системного и сравнительного подходов позволит раскрыть функциональную взаимосвязь политико-правовых институтов индийского государства при учёте исторических предпосылок их формирования. В основу документа легли высокие идеалы деятелей освобождения Индии, но их стремление сконструировать оптимальный государственный строй не могло не столкнуться с рядом практических проблем и вызовов. Неоднородность социально-экономического развития, межконфессиональные конфликты, сепаратизм и неохватная территория – все факторы требовалось учесть при составлении основного закона государства. Оттягивание принятия основного закона могло привести к массовым столкновениям на фоне ослабления центральной власти. Вследствие множества проблем, которые необходимо было урегулировать «из центра», конституция получилась весьма объёмной. Критическое рассмотрение правовых институтов документа позволит понять целый ряд конституционно-правовых проблем сравнительно молодого индийского государства. Исследование примера построения юридической конструкции, позволяющей поддерживать относительно стабильный социальный мир в многомиллионном государстве очень актуально на фоне неутихающих гражданских войн на Ближнем Востоке, вызванных конфессиональными и этническими конфликтами в Сирии, Ливии и Ираке. Демократия или авторитаризм? Унитарное или федеративное государство? Светское или религиозное? Социализм или капитализм? После Второй мировой войны с этими вопросами столкнулись многие освободившиеся от колониального владычества страны, но ответы у каждой были разные. Конституционные принципы Индии Народовластие Источником власти в Индии, согласно Преамбуле Конституции,является народ Индии, который через Учредительное собрание принял, установил и дал сам себе данную конституцию. Индия как суверенное государство является светской демократической республикой. По мнению индийского правоведа Дурга Дас Басу под «демократической республикой» понимается не только политическая, но и социальная подоплёка – не только демократическая форма правления, но и общество, отношения в котором строятся на основе «справедливости, свободы, равенства и братства»[2]. Индийская демократия является представительной. Народный суверенитет осуществляется через парламент в центре и легислатуры в каждом из штатов, которые избираются на основе всеобщего избирательного права (статьи 80 и 169 Конституции Индии). В конституции отсутствуют указания на возможность непосредственного волеизъявления граждан через референдум, тем не менее, она предоставляет им равные права в выборе своих представителей в местные законодательные органы. Так, согласно статье 326 Конституции выборы в Народную Палату и Законодательное Собрание каждого Штата производятся на основе всеобщего избирательного права для совершеннолетних граждан. Опосредованное участие граждан в управлении государством через депутатов, с одной стороны, нарушает традиционное право граждан решать важнейшие государственные вопросы посредством голосования, но, с другой стороны, предотвращает раскол страны по «религиозным» и «этническим» швам. К чему мог бы привести референдум по вопросу, например, об отделении тяготеющего к самостоятельности штата Джамму и Кашмир? Безусловно, консолидированное принятие решений представителями от легислатур (конечно, более грамотными и образованными, чем среднестатистический житель индийской провинции) способствует бесконфликтному протеканию конституционных процессов, однако, обеспечивает ли это подлинное народовластие и сменяемость власти? На наш взгляд, нельзя с полной определённостью ответить на данный вопрос, но объективное рассмотрение политических процессов, происходивших во второй половине XX века в Индии, наводит на мысль о преемственности власти в «династии» премьер-министров Неру-Ганди, обладающих и по сей день очень большим авторитетом на родине. Опорой Джавахарлала Неру, Индиры Ганди и их преемников на посту премьер-министра является крупнейшая в Индии партия Индийский Национальный Конгресс. Хотя, следует признать, что деятели Конгресса всегда стремились к социальному миру и согласию в Союзе и опирались на самые широкие слои общества.
Республиканизм На основе принципов социальной, экономической и политической справедливости строятся все политико-правовые институты Индии, обеспечивается равенство всех граждан государства вне зависимости от материального положения и уровня образования. Это касается и равного права всех совершеннолетних дееспособных граждан участвовать в политической жизни общества. Всё взрослое население страны избирает раз в пять лет депутатов в парламент Союза и в легислатуры штатов при соблюдении принципа «один человек – один голос». Также формально-правовое равенство соблюдается при приёме на государственную службу вне зависимости от религиозной и кастовой принадлежности[3]. Однако, создатели конституции, осознавая культурную отсталость представителей некоторых категорий населения, в частности неприкасаемых, в статье 16 Конституции Индии предусмотрели возможность резервирования мест в законодательные и исполнительные органы власти для таких слоёв населения. Как отмечает профессор Н. А. Крашенинникова, реализация данной возможности привела к усилению позиций индуизма, так как в списки зарегистрированных каст включались представители религиозных групп, исповедующих индуизм, что объективно усиливало позиции этой религии[4]. По нашему убеждению, принцип республиканизма был реализован не в полной мере – многоступенчатые выборы в органы центральной государственной власти объективно «отдаляют» рядовых избирателей от лиц, занимающих важнейшие государственные посты. Премьер-министр и Совет министров выбираются из членов доминирующей в стране партии Индийский Национальный Конгресс, что затрудняет смену политических сил у власти в стране. Федерализм Индия согласно статье 1 Конституции представляет собой Союз Штатов, государство с федеративным государственно-территориальным устройством. Штатам предоставлены широкие полномочия по управлению и законодательству. Тем не менее, при возникновении некоторых условий (например, чрезвычайная ситуация) существуют правовые механизмы для превращения Индии в унитарное государство путём принятия Союзом полномочий штатов. Основному закону удалось решить проблему объединения Индии и относительно независимых индийских княжеств в единое государство, чего не удалось сделать британскому правительству в период владычества. С момента передачи под власть короне Ост-Индийской компанией территории страны установилось верховенство короны над отдельными княжествами, численность которых достигала более 600 княжеств. Уже по Закону об управлении Индией 1935 года территория Индии имела федеральное устройство и делилась на индийские княжества и губернаторские провинции. Данная политико-правовая конструкция так и не была до конца реализована вплоть до конца Второй мировой войны. По Закону о независимости Индии 1947 года провозглашалось прекращение сюзеренитета и верховенства короны над Индией. Это означало начало интеграции бывших независимых княжеств в один из бывших британских доминионов – Пакистан или Индию. 552 княжества вошло в Союз Штатов, потребовалась их скорейшая встройка в административную систему государства, для чего была разработана трёхступенчатая «схема Петеля». Процесс интеграции в основном завершился в 1956 году созданием федерации индийских штатов такой, какую мы знаем её сейчас[5]. В целом, Конституция Индии положила в основу государственного устройства принципы федерализма, но это скорее программный принцип, он не находит воплощения в Конституции в своей полноте и сбалансированности.
Социализм В Конституции ставится много программных целей индийского государства. Так, одной из целей является и установление «государства всеобщего благоденствия» и создание «социалистического государства». В резолюции сессии Конгресса в Авади в 1955 года говорилось о необходимости осуществления планирования, направленного на создание общества социалистического образца, в котором: a. Основные средства производства находятся во владении общества или под его контролем; b. Производство развивается ускоренными темпами; c. Национальное богатство распределяется справедливо; Данная тенденция нашла своё отражение в 42-й поправке к конституции (1976 г.). В преамбулу было включено определение республики как «социалистической»[6]. Тем не менее, введение понятия «социалистическая» совсем не означала сплошной национализации отраслей экономики или ликвидации частной собственности. Предполагалось ограничить её таким образом, чтобы она могла быть использована в интересах нации. Исходя из данных положений, можно говорить о складывании в Индии «смешанной экономики» особого типа[7]. Представляется, что едва ли в данный период времени включение характеристики «социалистическая» было необходимым для поддержания конституционного строя Республики Индия – очевидно, это политическая инициатива определённых сил в Парламенте, стремившихся к ускоренной индустриализации по советскому образцу. Светский характер Стремление к национальному единству, осознанию у граждан принадлежности к нации привело к необходимости провозглашения в Индии светского государства на конституционном уровне. Законом о 42-й поправке 1976 года к Конституции в преамбулу определение «светская» была внесена как одна из характеристик республики[8]. Практически это означало защиту государством всех религий, без выделения какой-либо из них в качестве государственной. Статьи 25-29 Конституции Индии гарантируют каждому человеку право свободно исповедовать религию, отправлять религиозные обряды и вести пропаганду своей религии без вмешательства государства. Данной поправкой к Конституции государственные органы Индии закрепили свою нейтральную позицию по отношению к интересам различных религиозных сообществ Индии, в первую очередь, одинаковое отношение к ним и готовность защищать интересы представителей индуистских, мусульманских и сикхских общин. Профессор Н. А. Крашенинникова высказывает разумное сомнение насчёт действительно светского, секулярного характера индийского государства и указывает на отсутствие полного отделения индийского государства от религиозных организаций[9]. По нашему мнению, положение о полном «нейтралитете» государства в отношении религии остаётся программным в силу устойчивости кастовых институтов. Форма государственного правления Длительное господство Британской империи с её развитыми политико-правовыми институтами не могло не сказаться на будущем конституционном устройстве суверенного индийского государства. Составители индийской конституции позаимствовали множество классических институтов британской конституционной системы, что подразумевает сильную законодательную ветвь власти с ответственным перед парламентом правительством. Тем не менее, главой исполнительной власти является всенародно избираемый президент (статья 53 Конституции Индии). В системе государственных органов Индии президент является главой исполнительной власти, но не имеет самостоятельности в принятии важных политических решений. Президент Индии назначает министров и действует только с их совета (статья 74 Конституции Индии). Основной объём исполнительных полномочий несёт премьер-министр. Таким образом, Индия является парламентской республикой со смешанной формой правления наподобие ирландской[10]. На наш взгляд, существование одновременно сильных институтов президента и премьер-министра, имеющих серьёзные властные полномочия, ведёт к ненужному «расщеплению» исполнительной власти. В условиях доминирования на политической арене единственной партии это не играет принципиального политического значения, но может вызвать определённые трудности в случае конфликта между президентом и премьер-министром, президентом и партией, обладающей большинством в Парламенте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|