Система разделения властей
1) Законодательная власть В Республике Индия парламентская система правления построена по британской модели – Совет министров традиционно формируется из членов партии, победившей на выборах и занявшей в парламенте большинство мест. Кабинет формируется из депутатов как верхней, так и нижней палат и несёт ответственность перед парламентом. Контроль за деятельностью кабинета осуществляется нижней палатой парламента, Народной палатой (House of the People), которая правомочна отправить Совет министров в отставку (пункт 3 статья 75 Конституции Индии). Парламент также вправе направлять вопросы министрам для контроля над их деятельностью. Основная функция парламента – законотворческая – позволяет совершенствовать индийское законодательство в соответствии с потребностями динамично развивающегося государства. Естественно, парламент утверждает бюджет и контролирует его расходование правительством, причём нижняя палата имеет в этом отношении преобладающее право (статья 109 Конституции Индии). Парламент Индии состоит из президента и двух палат. Нижняя палата – Народная палата (House of the People), верхняя – Совет штатов (Council of States). В структурном аспекте прослеживаются устойчивые английские традиции в формировании законодательного органа, в котором глава государства (в Индии – президент) является самостоятельной частью парламента, без его одобрения невозможно принятие ни одного закона. В состав Совета штатов входят 250 членов. Из них 12 назначаются президентом, а оставшиеся 238 избираются путём косвенных выборов от штатов и Союзных территорий. Президент назначает лиц из числа тех, кто обладает специальными знаниями и опытом в областях: литературы, искусства, науки и общественной деятельности (пункт 3 статьи 79 Конституции Индии). Представители от штатов избираются членами Законодательных собраний штатов в соответствии с системой пропорционального представительства. Представители от Союзных территорий избираются путём двухстепенных выборов коллегией выборщиков в соответствии с системой пропорционального представительства. Таким образом, Совет штатов отражает федеративный характер государственного устройства Индии. Однако, принцип равного представительства в верхней палате до конца соблюдён не был – представительство от различных штатов и союзных территорий далеко не одинаково[11]. Каждые три года треть членов Совета штатов переизбирается в соответствии с Приказом президента о сроке пребывания в должности членов Совета штатов. Председателем Совета Штатов является по должности Вице-президент Индии, а заместителем председателя – избираемый из рядов депутатов член Совета Штатов.
Депутаты Народной палаты избираются путём прямого голосования всем взрослым населением каждого штата. Допускается резервирование мест для зарегистрированных племён и каст, два члена от англо-индийской общины могут быть назначены президентом, если данная община не обладает адекватным представительством. Число представителей от штатов не должно превышать 525, а от Союзных территорий – 20 (статья 81 Конституции Индии). Выборы в парламент регламентируются соответствующим законом. Срок полномочий Народной палаты одного созыва составляет пять лет, после чего она распускается. Президент может продлить срок полномочий нижней палаты парламента на один год в случае введения чрезвычайного положения, но не более чем на шесть месяцев после его отмены (пункт 2 статьи 83 Конституции Индии). Конституция устанавливает в качестве обязательных требований для кандидата в депутаты возрастной порог (25 лет) и наличие гражданства Индии. Примечательно, что парламент может обычным законом устанавливать дополнительные требования к кандидатам (пункт (с) статьи 84 Конституции Индии). В теории это может привести к введению дополнительных неоправданных цензовых ограничений и нарушению демократических принципов. Институциональное единство президента и парламента обеспечивается (статья 86 Конституции Индии):
a. возможностью президента проводить совместные заседания обеих палат парламента; b. возможностью президента направлять послания любой из палат парламента по любому вопросу; Работой Народной палаты парламента руководит Спикер и Заместитель спикера, которые избираются из числа самих депутатов нижней палаты парламента Индии. 2) Исполнительная власть a) Президент Индии Главой исполнительной власти Союза является Президент Индии (статья 53 Конституции Индии). Он избирается путём косвенных выборов коллегией выборщиков. В процедуре выборов используется система пропорционального представительства на основе единственного передаваемого голоса. Выборные члены от обеих палат парламента и легислатур штатов составляют коллегию выборщиков (статья 54 Конституции Индии). При выборах президента должно соблюдаться единообразие представительства различных штатов в соответствии с численностью населения в них. Основным аргументом в пользу такой системы выборов является ресурсозатратность прямых выборов главы государства, а также отсутствие развитой политической культуры, достаточного уровня грамотности у населения Индии. Президент занимает свою должность в течение пяти лет с правом переизбрания (статьи 56-57 Конституции Индии). Круг полномочий и функций президента как главы исполнительной власти в конституции строго не очерчен: в руки исполнительной власти переходят остаточные полномочия после определения полномочий законодательной и судебной властей. Верховный суд Индии даёт следующее определение исполнительной власти: «Исполнительная функция охватывает как определение политики, так и её проведение, поддержание общественного порядка, содействие социальному и экономическому благосостоянию, руководство внешней политикой – фактически общее управление делами государства или надзор за таким управлением»[12].
Важным моментом является тот факт, что президент не наделён полноценной исполнительной властью, то есть права приводить в исполнение свою политическую волю независимо от других субъектов политики. Статья 74 Конституции Индии обязывает президента действовать в соответствии с советом Совета министров при возможности требования от Совета Министров пересмотреть (reconsider) совет в целом или в какой-либо его части. Исходя из этого положения, нельзя выделить однозначные отношения подчинения и иерархиии в отношениях между Советом министров и президентом. Назначая премьер-министра и утверждая состав Совета, президент одновременно создаёт орган, определяющий политику страны через акты самого президента. Президент обладает целым рядом функций и полномочий: 1) Административные полномочия. Президент имеет право назначать и отстранять от должности премьер-министра Индии, министров Союза, генерального атторнея Индии, контролёра и генерального аудитора Индии и целый ряд других высокопоставленных чиновников. Однако при назначении на должности президент должен консультироваться с другими лицами. Так, при назначении судей Верховного суда необходима консультация с главным судьёй Индии. 2) Военные полномочия. Верховное командование силами обороны возлагается на президента Индии, однако осуществление этого полномочия регулируется специальным законом. Таким образом, действия президента в области обороны находятся под контролем парламента. 3) Дипломатические полномочия. Президент Индии представляет страну на международной арене и назначает индийских дипломатических представителей в других странах. 4) Законодательные полномочия. Как часть парламента президент Индии обладает частью законодательных полномочий. Он имеет право на: a. Созыв парламента, закрытие сессии и роспуск парламента; b. Обращение к палате и направление ей посланий; c. Назначение членов палат;
d. Представление докладов парламенту; e. Предварительную санкцию на внесение законопроектов; f. Одобрение законопроектов и право вето. 5) Право помилования.
b) Вице-президент Индии Вице-президент замещает должность Президента в случае, когда его должность становится досрочно вакантной (сложение полномочий, отставка, смерть и другие причины) (пункт 1 статьи 65 Конституции Индии). Вице-президент избирается членами избирательной коллегии на шесть лет. Избирательная коллегия состоит из представителей обеих палат парламента. По должности вице-президент является Председателем Совета Штатов и в случае замещения должности Президента прекращает исполнение своих обязанностей на этом посту. Совет Штатов может отстранить вице-президента от должности резолюцией, принятой не менее чем двумя третьими голосов от общего числа депутатов Совета Штатов. c) Совет Министров Индии Совет Министров Индии, согласно статье 74 Конституции Индии, учреждается для «оказания помощи и дачи советов Президенту Индии». Во главе Совета Министров стоит Премьер-министр Индии. Премьер-министр назначается президентом Индии и советует ему распределение министерских портфелей в кабинете. Отстранение от должности министров производится также через премьер-министра. Как правило, премьер-министром становится лидер победившей на выборах в Народную палату партии, а министры обязаны быть членами одной из Палат Парламента. Конституция не устанавливает ограничений на число министров – на протяжении истории суверенной Индии их число сильно менялось. Существует три группы министров: a. Министры кабинета; b. Государственные министры; c. Заместители министров; Такое деление не закреплено в конституции и носит характер конституционного обычая. Кабинет министров является внутренним органом Совета министров и собирается чаще, чем Совет. Государственные министры могут участвовать на заседаниях кабинета министров по приглашению. Заместители министров оказывают помощь двум другим категория министров, но не принимают участия в обсуждениях. В Конституции нет запрета на занятие должности министра без представительства в одной из палат парламента, тем не менее такое лицо может занимать должность не более 6 месяцев. Министры несут двойную ответственность: a. Коллективную ответственность перед Народной палатой (пункт 3, статья 75 Конституции); b. Индивидуальную ответственность перед президентом. Индивидуальная ответственность перед президентом хотя формально и считается механизмом отстранения от должности министра, потерявшего доверие президента, тем не менее, в силу ограниченности полномочий президента даёт реальную возможность премьер-министру отправить в отставку своих коллег.
Премьер-министр является главным связующим звеном между президентом и Советом министров. Он сообщает президенту о всех решениях Совета министров, относящихся к управлению делами союза и законодательным предложениям, а также по требованию президента ставит на рассмотрение Совета министров любой вопрос, по которому было вынесено решение одним из министров. d) Генеральный атторней Индии Основной обязанностью Генерального атторнея Индии является дача советов Президенту Индии по поводу назначения на должность судей Верховного суда (пункт 1 статьи 76 Конституции Индии). Второстепенной задачей Атторнея является консультирование президента по правовым вопросам, а также выполнение им некоторых обязанностей президента правового характера по поручению последнего. Лицо назначается на должность Генерального Атторнея и пребывает на своей должности неограниченное количество времени – пока это угодно президенту. 3) Судебная власть Индийская конституция устанавливает единую систему судов, применяющих законы, как Союза, так и штатов. Во главе этой системы находится Верховный суд Индии (Supreme Court of India), которому подчинены высшие суды штатов и т. н. «дополнительные суды». Верховный суд состоит из главного судьи и не более чем двадцати пяти других судей. Конституцией Индии предусматриваются гарантии, обеспечивающие независимость судей: A. Судьи назначаются согласно указу президента Индии по совету главного судьи Индии (статья 124). B. Снятие судей с должности – только по приказу президента при совместном адресе и поддержке квалифицированного большинства присутствующих и участвующих в голосовании в обеих палатах Парламента. C. Установление жалования в конституционном порядке. Содержание, право на отпуск и пенсию могут устанавливаться законом, но не могут изменяться к невыгоде судей. D. Административные расходы Верховного суда, содержание и жалование судей и служащих покрываются из доходов Республики Индия. E. Судья не может выступать в качестве адвоката после своей отставки. Объём полномочий и компетенция Верховного суда Индии превосходит полномочия аналогичных судов в других странах[13]. Данный суд одновременно является блюстителем конституции, федеральным и апелляционным судом. Право, признанное (declared) Верховным судом, обязательно для судов штатов (статья 141 Конституции Индии). Также Верховный суд правомочен направлять главе исполнительной власти страны своё мнение по вопросу права или факта (статья 141 Конституции Индии). Высший суд штата (High Court of State) состоит из главного судьи и других судей, которые назначаются указом Президента. Он же может назначить дополнительных судей на определённый срок для ускоренного разрешения дел. Для назначения на должность рядовых судей в высших судах штатов президенту необходимо консультироваться с главным судьёй Индии, губернатором штата и главным судьёй в Высшем суде этого штата. Срок полномочий ограничен только возрастным пределом в 62 года. Механизм отстранения от должности судьи Высшего суда штата аналогичен механизму отстранения судьи в Верховном суде. Гарантии независимости судей штатов подобны гарантиям судей Верховного суда. Юрисдикция данных судов определяется жалованными грамотами и законами Союза и штатов[14].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|