Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности финансирования театров

 

Культура, как и образование, - один из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие экономики. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами хозяйственного расчета вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, театральные коллективы с помощью своего творчества как удовлетворяют эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию и подсознание зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство:

В соответствии с бюджетной классификацией затраты на культуру отражаются в двух главных разделах: «Культура и искусство», включая кинематографию, - раздел 1500, «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства, - раздел 1600. Кроме того, осуществляется распределение расходов по целевым и экономическим статьям, поэтому действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется своя специфическая методика.

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям прежде всего определяются объёмы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета Количество зрителей рассчитывается как произведение вместительности зрительного зала, количества планируемых спектаклей и их средней посещаемости. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Приведем пример расчета доходов по театру с количеством 500 посадочных мест. Предположим, что в год количество утренних спектаклей составит 70, дневных - 40, вечерних - 220, а средняя заполняемость зрительного зала - 75%. При цене билета от 2,1 до 2,8 руб. объем доходов от спектаклей составит 317,6 тыс. руб.

 

Расчет доходов от спектаклей по театру__________ на 200__ г.

Наименование

Спектакли

утренние дневные вечерние всего
Количество мест 500 500 500 500
Количество спектаклей 70 40 220 330
Средняя заполняемость зрительного зала, % 75 75 75 75
Количество зрителей 26250 15000 82500 123750
Средняя цена билета, руб. 2,1 2,1 2,8 х
Доход от спектаклей, тыс. руб. 55,1 31,5 231,0 317,6

 

Кроме доходов от спектаклей театры могут иметь доходы от оказания других услуг населению. Методика расчета расходов по основным предметным статьям не имеет каких-либо особенностей. Заработная плата артистического и художественного персонала подразделяется на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, на реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются не на конкретные предметные статьи, а в качестве субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии; во втором – все расходы независимо от источников их покрытия.

В настоящее время Министерство культуры РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, которые имеют особую культурную значимость для России, а их деятельность - в сфере культуры и искусства. Например, из федерального бюджета финансируется Государственный академический Большой театр и др. В каждом субъекте Российской Федерации также имеются организации культуры, имеющие общероссийское значение. Главным источником их финансирования выступают региональные бюджеты, поскольку федеральные органы не являются собственном этих организаций. Как федеральные, так и региональные Центры культуры и искусства обладают всей полнотой творческой и хозяйственной самостоятельности. Финансовая самостоятельность в отношении бюджетных средств при целевом финансировании сведена до минимума.

Массовая сеть государственных упреждений культуры финансируется за счет муниципальных бюджетов. В зависимости от места расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения отличаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество малых учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное финансирование и не имеет расчетных счетов. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют все признаки юридического лица: самостоятельную смету и банковский счет. Исходя из этого и финансирование муниципальных объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

В последние годы в жизнь органов управления и организаций культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности также создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Таким образом, какой бы способ финансирования ни был выбран, все они основаны на нормативно-сметном расчете с личными модификациями. Главную роль в этих расчетах играет метод прямого счета с применением таблиц, называемых сметами расходов.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, актуальным становится обеспечение непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для новаторства, внедрения новых технологий, распространения и потребления продуктов культуры, всестороннего участия-граждан в культурной жизни, государственной поддержки профессионального творчества. Нужны структурные изменения основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационных технологий и насыщения современным оборудованием субъектов культурной деятельности. Сохранение культурного наследия народов России является важной задачей культурной политики государства, в т.ч. в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделяемых на нужды культуры в предыдущие годы. Эта задача решается с учетом особенностей территорий, интересов и запросов разных категорий населения, культурного потенциала региона при усилении адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Ключевым направлением культурной политики в условиях расширения прав регионов и объективной локализации рынка культурных благ становятся сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.

Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения. На фоне нарастающей глобализации особую значимость приобретает обеспечение непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки творческой молодежи, сохранения и развития всемирно известной российской системы художественного образования. Для этого реализуются мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов и т.д.

Активизация рыночных отношений требует структурной реорганизации государственного сектора в отдельных отраслях, создания условий для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции. С другой стороны, требуется адресная компенсация негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, повышение доступности услуг сферы культуры для населения. Это также связано с реализацией мер государственной поддержки распространения отечественных произведений искусства, включая культурные и образовательные программы в электронных СМИ, проведением жесткой политики в области защиты авторских прав.

Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности. Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы от использования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.


Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. – М.:АСТ Астрель, 2005.-158 с.

2. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 15 апреля 2005 года). – Новосибирск, 2005. – 219 с.

3. Гражданский кодекс РФ (по состоянию на 15 сентября 2004 г.) Новосибирск, 2004. – 495 с.

4. Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 1 января 2006 года) Новосибирск, 2005. – 672 с.

5. Федеральный закон от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп.)

6. Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. – М. «Дашков и К», 2007. – 486 с.

7. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2004, 243 с.

8. Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 390 с.

9. Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С. 52-57.

10. Бондарь И.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА Закон и право, 2002. – 559 с.

11. Брянская область в цифрах: Статистический сборник 2003. – Брянск.: Брянский обл. комитет государственной статистики, 2003.–120 с.

12. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. – 187 с.

13. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-550 с.

14. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.

15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов \ под. ред. М.В.Романовского. - М.: Юрайт-М, 2000.-615 с.

16. Гиляровская С.В. О самостоятельность бюджетов в Российской Федерации// Финансы №2 2007 г. С.16-19.

17. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. – 340 с.

18. Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – 568 с.

19. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система Росссии: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.

20. Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА – М, 2001. – 184 с.

21. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006, 479 с.

22. Россия в цифрах, 2004: Крат. Стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики– М.: Финансы и статистика, 2004.– с. 450.

23. Российский статистический ежегодник 2004 г. Стат.сб./Росстат – М., 2005, 806 с.

24. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма. 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).

25. Селезнев А. Государство и экономика// Экономист 2003 №10, С. 20-25

26. Финансы/под ред. проф. М.В.Романовского – М.: Юрайт-М, 2002, 504 с.

27. Финансы: Учеб./под ред. проф. Л.А.Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2002. - 527 с.

28. Финансы, деньги, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.

29. Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – 608 с.

30. Экономика муниципального сектора: учеб. пособ./под ред. А.В.Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 464 с.


[1] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 313-324

[2] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 313-324

[3] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 313-324

[4] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 313-324

[5] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 313-324

[6] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 313-324

[7] Собрание законодательства РФ. 10.07.95. № 28. Ст. 2670

[8] Постановление правительства РФ № 584 от 15 августа 2001 г.

[9] Постановление правительства РФ № 51 от 6 февраля 2004 г.

[10] Постановление правительства РФ № 249 от 22 мая 2004 г.

[11] При составлении таблицы использованы данные ведомственного статистического наблюдения Министерства культуры Российской Федерации за 1998-й, 2001-й и 2004 гг.

[12] Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – С. 256-262

[13] Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – С. 256-262

[14] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 328-335

[15] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 328-335

[16] Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – С. 256-262

[17] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 328-335

[18] Шапиро В. Д., Мазур И.И. Управление проектами. М.: Высшая школа, 2002. – С. 14

[19] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 338

[20] Экономика культуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – С. 339

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...